Теоретические и прикладные аспекты гражданско-патриотического воспитания в современном ОУ
Теоретические и прикладные аспекты гражданско-патриотического воспитания в современном ОУ
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
А.Н.Толстой Проблема формирования гражданско-патриотической позиции детей была всегда актуальна. Каждая историческая эпоха требует активной, систематической и целенаправленной работы с подрастающим поколением в этом направлении.
Сегодня самое главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность. Решающую роль в этом направлении играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, воспитывающая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны.
Всего 69 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Но ны- нешнее поколение воспринимает это событие несколько отстраненно. Сегодня ребята растеряны, так как не могут найти ответы на многие вопросы, возникающие в ходе истории. Родителям порою некогда объяснять им многие факты. Историки, пытаясь отыскать правду истории, вносят смуту в умы не только детей, но и многих взрослых. Что уже говорить о телевидении, прессе, социальной сети Интернет…. И в этих условиях деятельность образовательных учреждений должна способствовать формированию уважения к истории своей страны.
Задача каждого образовательного учреждения заключается в развитии духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделенность и неразрывность с Отечеством.
В школах реализация данной задачи ведется через содержание учебных дисциплин: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства и др. На них ребята получают базовые, целостные знания по истории Великой Отечественной войны, ее героях, героических поступках и великих событиях той эпохи.
В системе дополнительного образования формирование гражданско-патриотической позиции рассматривается как одна из приоритетных задач и проходит «красной нитью» в реализации программ любой направленности. При этом работа творческих объединений направлена на практическую деятельность, в которой от дела к делу, от поступка к поступку ребята приобретают не только навыки определенной деятельности, но и компетенции гражданственности.
Художественно-эстетическое направление через музыкальную, танцевальную и театральную деятельность формируют чувства и эмоции своих воспитанников. Ведь чтобы исполнить песни военных лет ребенок должен представить себе авторский замысел, знать эпоху, разбираться в событиях и, наконец, уметь чувствовать в стихах одновременно боль и горечь, счастье и радость за свой народ.
Физкультурно-спортивная направленность способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию силы, ловкости, выносливости, стойкости и дисциплинированности. А сколько восторга вызывает у нынешних мальчишек военно-спортивная игра «Зарница» или «Школа выживания».
Ребята из творческих объединений декоративно-прикладной направленности организуют выставки рисунков и плакатов по военной тематике, делают подарки для ветеранов в виде кисетов, изделий из дерева, поздравительных открыток и многое другое. В результате у каждого возникает личностно-значимое отношение и к историческому событию и к своей деятельности в рамках общего дела. Программы военно-патриотической направленности реализуются через многообразные виды деятельности: от ознакомительно-поисковой до проектно - исследовательской. Ребята в творческих объединениях получают опыт работы по мере взросления от «малых дел» до «больших поступков», от изучения теории переходят к активной социальной деятельности.
Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит музею боевой и трудовой славы. В музее проходят дни Воинской славы, тематические вечера, экскурсии для детей, их родителей и жителей микрорайона.
-2-
Среди наиболее распространенных и действенных средств воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма важное место занимает проведение Уроков Мужества.
Они содействуют развитию духовности и укреплению моральных основ общества, воспитанию нравственных ценностей.
Хочется отметить одну очень важную деталь. При подготовке общего мероприятия очень ценное значение имеет активная позиция всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, детей, родителей, общественности. Огромное значение при проведении таких мероприятий имеет присутствие в зале ветеранов. Когда дети видят слезы на их глазах, слышат слова благодарности, именно тогда у детей возникает чувство удовлетворенности от собственного труда, ощущения сопричастности к подвигу своего народа.
Таким образом, формирование чувства патриотизма и гражданской позиции у молодого поколения наиболее эффективно в рамках системного подхода к этой проблеме. Когда на основе достоверных знаний и ценностных установок личностное отношение формируется от простого поступка к большому делу. А ребенок испытывает необходимость в активной гражданской социальной деятельности, потому что жить иначе уже не может. Также в системе дополнительного образования формирование гражданско-патриотической позиции рассматривается как одна из приоритетных задач, и реализуются в программах любой направленности.
Мамбетов Алексей Андреевич, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД