Статья Интеграция предметов гуманитарного цикла
Учитель: Соловьева Н. Л.
Учитель музыки АНО ЦО «Знак»
Г. Москва
Тема: «Интеграция предметов гуманитарного цикла, как один из путей повышения эффективности обучения.
В последнее время в педагогической литературе поднимается вопрос о разносторонности знаний школьников, о необходимости воспитания у них полной картины мира. Человек воспринимает окружающую действительность, как единое целое, раздробленное на элементы.
В обучении различные предметы расчле6няют это единое целое, части изучают отдельно друг от друга. Это дает возможность более глубокого изучения предмета, однако нарушает целостность картины мира.
Интеграция ( греч. «Цельный», « слитный» ) возникает из межпредметных связей. Полное их обоснование в классической педагогике дает К. Д. Ушинский. В обучении оно осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе элементов различных учебных предметов.
Интегрирование предметов гуманитарного цикла способствует формированию единства логического и образного мышления учащихся, рациональное и эмоциональное в обучении.
Особенно эффективно слияние трёх искусств на уроке музыки: слова, звука и цвета. Законы одного искусства помогают глубже понять и постигнуть законы другого искусства и усвоить общие закономерности развития отражённой в ней действительности.
Например, важные исторические события осознать и понять произведения живописи, литературы, музыки. Мы знаем много примеров, как независимо друг от друга композитор, художник – создавали похожие образы разными средствами искусства. ( пример – искусство модернизма).
Проводить уроки интегрированного цикла достаточно сложно. Это требует прежде всего творческого переосмысления программы, вовлечение других педагогов ( ИЗО, МХК, истории, литературы) в эту деятельность.
Уроки, предполагающие межпредметные связи несколько проще приготовить.
Межпредметные связи присутствуют на каждом уроке музыки. На такой урок можно привлечь и не программные произведения смежных искусств, главное что бы они были высокохудожественными и отвечали требованиям возрастных особенностей.
Интегрированный урок предлагает синтез различных учебных дисциплин, поэтому нужно обратить внимание на корректирование программы, выбор учебного материала, написание плана – конспекта.
Интегрированные уроки бывают разных видов:
а) интеграция на уровне мировоззрения;
б) на уровне содержания (Картины природы в литературе, живописи, музыке)
в) на уровне эпох «Идеи французской революции, роль музыки в ней»
г) интеграция на уровне жанра (опера – драматическое произведение, сонатная форма – повесть)
Интегрированные уроки проводят два или три учителя. При этом каждый из них решает свою учебную задачу, подчиняя её общей теме урока. Это может быть цикл уроков.
С чего начать подготовку?
1. Найти единомышленников, заинтересованных этой идеей;
2. Необходим правильный анализ программ. Выявление общего, подбор материала;
3. Составление совместно плана урока и его подготовка.
Конечно, такие уроки требуют большой предварительной работы от учителей и учащихся, но становятся праздником и запоминаются надолго.