Формирование духовно-нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла
Статья
«Формирование духовно – нравственных качеств
учащихся через уроки
гуманитарного цикла»
Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. И одна из них, на мой взгляд, формирование духовно – нравственных качеств учащихся. На первый взгляд проблема может показаться малоактуальной, ведь так много лет мы твердили, что обучение и воспитание неразрывны. Но сегодня мы всё чаще сталкиваемся с тем, что наши школы строят своё обучение по подобию западных стран и воспитывающая функция школы приходит к затуханию. И главная забота за формирование духовно – нравственных качеств у детей ложится на плечи семьи, а порой и церкви.
Трагедия заключается ещё и в том, что переориентация массовой школы на «чистое» обучение происходит на фоне невероятного обострения, нестабильности во всех областях нашей жизни; когда молодёжь, попавшая в зону социального риска, всё более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховности, слепым идолопоклонничеством.
Формирование духовно – нравственных качеств учащихся происходит прежде всего в учебно – познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива класса.
Главным средством формирования общечеловеческих ценностей я считаю разумно организованное общество, под которым я подразумеваю содружество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.
Главная задача учеников младшего школьного возраста – это успешная учёба. Поэтому формирование духовно – нравственных ценностей идёт неразрывно с учебным процессом. Оно успешно, если оно системно.
Раньше эта проблема решалась весьма просто: «сверху» задавались точные идеологические установки, по которым вырабатывалась программа деятельности, маршрут, по которому следовало дружно шагать, предлагался набор добродетелей, которыми должен был обладать школьник. Особенно ярко мы это можем проследить если посмотрим назад и вспомним тематику уроков чтения, отчасти письменные упражнения по русскому языку. Получалась ситуация, напоминавшая утреннюю зарядку по Всесоюзному радио, когда все под общую музыку и команду делали одни и те же упражнения.
Сегодня всё иначе. Нет ни общих идеологических установок, нет единой программы воспитания, но самое страшное – неясны идеалы, без которых формирование общечеловеческих ценностей невозможно.
В первом классе на уроке этической грамматики мы выучили «золотое правило нравственности» - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Из чего вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность (которая, к сожалению, сегодня не в моде), милосердие и др. Этот список можно продолжать до бесконечности. Кроме того, все названные ( и неназванные) качества в чистом виде не существуют. В реальной жизни нередки ситуации, когда зло очень привлекательно, а доброта оборачивается жестокостью, смелость – дерзостью, щедрость – расточительством и т. д.
Чтобы сформировать эти ценности у ребёнка, нужно обратиться к ценностям более высокого уровня. В своё время известный психолог Леонтьев отметил, что у детей довольно рано возникает «образ мира». Но вот ребёнок поступает в школу и этот образ разваливается. Целостная картина мира распадается на учебные предметы, почти не связанные между собой. Замечено, что знания наших школьников обширны, многообразны, но мозаичны.
Поэтому мы всё чаще в начальной школе приходим к интеграции предметов. Таких как литературное чтение и окружающий мир, например по теме «Охрана природы»; математика и окружающий мир, например по теме «Время». Очень эффективны уроки – исследования, уроки – аукционы. Все они заставляют детей задуматься над глобальными проблемами человечества и понять свою роль в этом большом мире. Одновременно на этих уроках дети учатся общению, взаимопониманию, учатся слушать и слышать друг друга и т. д.
На уроках литературного чтения, окружающего мира дети начальной школы сталкиваются с историей нашей Родины и на них я стараюсь отметить положительные стороны нашей страны и привить к ней любовь. Если учитель не любит свою Родину, дети это чувствуют, поэтому учитель должен быть патриотом. Начинать воспитывать чувство патриотизма можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, родину своего детства.