Применение презентаций Microsoft PowerPoint для активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Министерство образования Российской федерации
Министерство образования Республики Марий Эл
Управление образования городского округа «Город Йошкар-Ола»
Муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №4 им.А.С.Пушкина
Тема проекта:
Применение презентаций Microsoft PowerPoint для активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.
Йошкар-Ола
2006
Работу выполнила:
Казаринова Наталья Владимировна
МОУ Гимназия №4 им. А.С.Пушкина
Учитель истории и обществознания
Стаж работы в занимаемой должности: 17 лет
Квалификационная категория: Высшая
Контактная информация: Д.т: 8(8362)422714, e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ. Сформировался новый тип восприятия информации, то, что современные ученые – обществоведы называют «экранной культурой». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Более того, возникает конфликт между привычным для ребенка и традиционным для школы способами получения информации, что приводит к формированию кризиса в процессе обучения и препятствует успешному формированию личности востребованной современным обществом.
Сфера использования:
Использование ИКТ, в том числе презентаций Microsoft PowerPoint, возможно в преподавании как гуманитарных, так и естественнонаучных предметов учебного цикла. Целесообразно применять ИКТ в преподавании предметов гуманитарного цикла, таких как история, МХК, обществознание, в связи с потребностью в большей наглядности обучения.
В преподавании истории использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы исторических эпох и исторических личностей, формировать более целостные представления о прошлом человечества. Благодаря использованию возможностей ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации, что особенно важно на уроках истории в среднем звене.
Круг пользователей:
Данный проект предназначен для использования учителями общеобразовательных школ, преподающими предметы гуманитарного цикла, методистами, студентами педагогических ВУЗов, родителями и учащимися.
Масштабы проекта:
Разработка и апробация проекта ведется в рамках образовательного учреждения. С 2002/03 года происходит постоянное накопление материала в виде учебных презентаций по курсам истории в среднем звене. В настоящее время создано около 30 презентаций по различным курсам истории для 5 – 7 классов. Опыт работы передается в рамках образовательного учреждения в виде открытых уроков, выступлений на педсоветах. Помимо этого накопленный опыт представляется за пределы образовательного учреждения. С 2002 года проводятся открытые уроки и мастер-классы, для учителей города и республики.
С 2002 года результаты работы ежегодно представлялись на Республиканские слеты инновационных учебных заведений.
В 2003/04 году итоги работы были представлены на Республиканский конкурс уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий. Серия уроков истории в 5 классе была удостоена диплома I степени. 8 конспектов представленных на конкурс были размещены в Интернете на сайте www.mari.fio.ru
В 2004/05 опыт работы был представлен на ежегодный творческий конкурс «Учитель – Учителю» учрежденом в 2005 году ФГУП «Издательство «Просвещение», ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», ООО «Кирилл и Мефодий», АНО «Федерация Интернет Образования» и Педагогическим обществом России в номинации «Лучший проект использования электронной образовательной среды «КМ-Школа» на уроках».
В 2005/06 году результаты накопленного опыта были обобщены и представлены на Республиканский конкурс научно-методических работ «Обобщение накопленного опыта работы по применению информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности», где были оценены I местом.
В 2006 году опыт работы был представлен для участия в Российском педагогическом форуме.
В 2006 году опыт работы был представлен для участия в конкурсе на грант Президента Российской Федерации в области «Образование».
Таким образом, возможно использование проекта не только в рамках отдельного образовательного учреждения, но и в рамках города и республики, возможно и необходимо сотрудничество с учителями, применяющими ИКТ, за пределами РМЭ.
Цель:
Использование ИКТ (презентаций Microsoft PowerPoint) для повышения познавательной активности учащихся, усиление мотивации учебной деятельности, повышение результативности труда учителя, изменение отношения к уроку и учебному предмету, внедрение инновационных информационных технологий в преподавании, рост профессиональной и личностной компетентности учителя и учащихся.
Задачи:
Создать и апробировать методику подготовки и проведения урока с использованием презентации Microsoft PowerPoint, как варианта использования информационно-коммуникационных технологий.
Инициировать применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся среднего звена.
Создать предпосылки для формирования навыков коллективной творческой деятельности учащихся в ходе проектной деятельности.
Разработать цикл учебных презентаций по курсам «история Древнего мира», «История Средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVIII века», т.к. эти курсы преподаются в среднем звене общеобразовательной школы и насыщены ярким, образным материалом, имеющим патриотическое и общечеловеческое значение.
Способствовать росту профессиональной и личностной компетентности учителя и учащихся.
Ожидаемые результаты:
Разработка методики создания и применения учебных презентаций Microsoft PowerPoint на уроках в среднем звене.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс, выявление проблемных моментов в использовании ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), выявление возможностей сочетания применяемых традиционных методик и информационных технологий в учебном процессе.
Активизация проектной деятельности учащихся, использование ИКТ (презентаций Microsoft PowerPoint) в представлении результатов проектной деятельности.
Создание базы ученических работ по темам учебных курсов для организации учебного процесса.
Повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, усиление мотивации познавательной деятельности.
Формирование навыков коллективной работы, воспитание толерантности в ходе создания учебных проектов.
Создание цикла учебных презентаций по курсам «История Древнего мира», «История Средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVIII века».
Рост профессиональной и личностной компетенции учителя и учащихся.
Новизна:
Применение компьютера в школе связано в основном с уроками информатики. Причины этого разнообразны и определяют трудоемкость внедрения данной технологии. Кроме этого большинство современных мультимедийных программ рассчитано на индивидуального пользователя. Именно поэтому, даже спустя 10 лет после появления проекционной техники, использование презентаций на уроках является для школьников и учителей нетрадиционной формой урока, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. На уроках с применением презентаций Microsoft PowerPoint возможно компенсировать слабые стороны электронных учебных пособий. По нормативам применение ТСО на уроке не должно превышать 15 – 25 минут в зависимости от возрастной группы учащихся. Презентация Microsoft PowerPoint позволила решить проблему комплексности средств обучения на уроках истории. Использование презентации позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Использование разнообразных средств обучения делает уроки более яркими, запоминающимися (смотри приложение 2)
Кроме этого возможно использование презентации в проектной деятельности. Учащиеся получают задание оформить конечный результат проектной деятельности в виде электронной презентации и защитить его на уроке что дополнительным стимулом в мотивации познавательной деятельности.
Актуальность:
При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. Происходит внедрение компьютерной техники в процесс обучения. В настоящее время действует государственная программа компьютеризации школ, осуществляются поставки компьютерной техники и подключение школ к сети Интернет. Компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в современном мире. Воспитание данных качеств – это задача учителя неосуществимая без использования информационных технологий в преподавании учебных предметов и реализации воспитательных задач. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность учащегося первоначально в образовательной среде, а впоследствии и в сфере его профессиональной деятельности. Кроме этого вырабатывается способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску, и творчеству, меняются отношения «учитель – ученик», возникает атмосфера сотрудничества, партнерства, что также приводит к формированию личности способной не только к поиску и творчеству, но и плодотворному общению и толерантности в отношениях с людьми.
Продолжительность реализации:
Проект рассчитан на 2003 – 2008 годы. Разработка и реализация проекта проходит в три этапа.
2003 – 2005 годы. Разработка методики, создание презентаций и проектов
2005 – 2007 годы. Апробация и реализация проекта
2008 год. Обобщение накопленного материала, корректировка
Дополнительные возможности:
Информационные технологии предполагают гибкость мышления, широту восприятия, умение пользоваться разнообразными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученные из разных источников сведения. Использование информационных технологий в проектной деятельности учащихся будет способствовать не только выработке данных умений и навыков, необходимых в учебной, а затем и в профессиональной деятельности, но и помимо этого приведет к росту самооценки, уверенности в своих силах, формированию личности, востребованной в условиях информационного общества.
Перспективы дальнейшего развития:
Использование ИКТ (презентаций Microsoft PowerPoint) для повышения познавательной активности учащихся, усиление мотивации учебной деятельности, повышение качества обучения, изменение отношения к уроку и учебному предмету, внедрение инновационных информационных технологий в преподавание.
Создание и широкое внедрение методики подготовки и проведения урока с использованием презентации Microsoft PowerPoint, как варианта использования информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учебных заведениях различных типов.
Применение информационных технологий в проектной деятельности учащихся среднего звена.
Создание предпосылок для формирования навыков коллективной творческой деятельности учащихся в ходе проектной деятельности.
Воспитание личности способной к сотрудничеству, отличающейся толерантностью, корректностью в отношениях с окружающими людьми.
Создание медиатеки учебных презентаций по курсам «история Древнего мира», «История Средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVIII века», т.к. эти курсы преподаются в среднем звене общеобразовательной школы и насыщены ярким, образным материалом, имеющим патриотическое и общечеловеческое значение.
Условия формирования опыта
В преподавании истории большое значение имеет использование наглядных пособий которыми являются исторические карты, иллюстративный материал, аудио и видео материалы. Использование наглядных пособий позволяет создать у учащихся достоверный образ эпохи, сформировать личностное отношение к историческим деятелям, способствует развитию образного мышления. В связи с этим, возникает необходимость в значительном количестве иллюстративного, аудио и видеоматериала. Наглядные пособия на традиционных носителях имеют статичный характер, не всегда отличаются высоким качеством , что приводит к снижению интереса к предмету и может привести к падению успеваемости. Поэтому, появление компьютерных программ, электронных энциклопедий и учебников, содержащих значительное количество аудио, видео и иллюстративных материалов, отвечающих современным требованиям, стало замечательным подспорьем в преподавании истории в среднем звене.
В 1996 году МОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина» получила новый компьютерный класс и проекционную аппаратуру, позволявшую использовать CD ROM не только для индивидуальных пользователей, но и для ученических коллективов. Меня заинтересовали богатейшие информационные возможности, а также качество CD ROM, позволявшее создавать более яркое и образное представление об изучаемом материале, чем при использовании традиционных наглядных пособий. Кроме этого использование CD ROM позволяло задействовать различные каналы восприятия информации, что обеспечивало лучшее усвоение изучаемого материала. Однако, на мой взгляд, компьютерные учебники, существовавшие в то время, не позволяли работать с классным коллективом в целом, т.к. были ориентированы, прежде всего, на индивидуального пользователя.
В 2003 году был обновлен компьютерный класс, появились новые программы, в том числе Microsoft PowerPoint, что позволило компенсировать отдельные недостатки компьютерных учебников, давая возможность большей индивидуализации материала и проводимого урока, начать более активное использование ИКТ в учебном процессе. Использование программы Microsoft PowerPoint позволяло не только создавать разработки конкретных уроков, но и организовать проектную деятельность учащихся среднего звена в рамках учебной программы.
Реализация
За время применения ИКТ на уроках истории и обществознания были созданы презентации в рамках учебных курсов «История Древнего мира», «История Средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVIII века», «Обществознание». Было создано около 30 презентаций. Идет постоянное накопление материала и создание новых презентаций. К работе над проектами привлекались учащиеся 5 – 6 и 11 классов. Уроки с применением ИКТ всегда вызывают большой интерес учащихся. Однако отношение к этим урокам может быть неодинаковым (смотри приложение 4). Отношение учеников к урокам с применением компьютера определяется множеством факторов. Негативные отклики, как правило, давали ученики с низким уровнем учебной мотивации, не заинтересованные в активной работе на уроке. Наоборот, ученики, работающие на уроке, выполняющие домашние задания стремились не только работать на уроках с использованием презентаций Microsoft PowerPoint, но очень активно включались в проектную деятельность, использовали компьютер при представлении результатов своей работы. Следует отметить, что проекты выполнялись не только учащимися старших классов, но и учениками 5-6 классов (работы учеников прилагаются).
Результатом применения ИКТ является повышение интереса к урокам истории, в среднем звене, применение данной технологии другими учителями истории, интерес учащихся к проектной деятельности и использование ИКТ при работе над проектами. Ведется работа не только с программой Microsoft PowerPoint, но и осваивается такая программа Macromedia FlashMX, позволяющая создавать наглядный материал по школьному курсу истории (смотри приложение на электронном носителе).
Аналитические данные, ссылки на экспертов, научно-методические источники:
Применение ИКТ требует от учителя не только знаний компьютерной техники, но и высокого общекультурного уровня, значительного творческого потенциала, педагогического мастерства и энтузиазма (Андреев В.И. Педагогика.с.281).
Следует также отметить, что применение мультимедиа-технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением. Также при современном уровне развития информационного пространства применение мультимедийных технологий дает хорошие результаты в рамках личностно-ориентированного обучения.
Развивающее обучение предполагает развитие личности, теоретического мышления ребенка для чего необходима работа с различными источниками информации, решение учебных задач повышенного уровня трудности. (Андреев В.И. Педагогика.с251-259). Применение компьютерной техники позволяет конструировать урок с учетом этих требований.
Проблемное обучение, исследовательский метод призван стимулировать познавательную активность, развивать творчество путем решения учебных проблем. При постановке и решении проблем учащийся используя усвоенные ранее знания решает возникшую проблему, при этом пользуясь различными средствами, получает новые знания (Андреев В.И. Педагогика.с259-266). В качестве одного из вариантов проблемного обучения в настоящее время получил распространение проектный метод. Самостоятельная исследовательская работа учащегося и представление результатов в виде компьютерного проекта способствует росту интереса учащихся к предмету, повышает самооценку, стимулирует дальнейшее творчество.
Дифференцированное обучение предполагает не только создание разноуровневых и профильных классов, но и дифференциацию учащихся внутри класса. При таком подходе также возможно использование мультимедиа-технологий, что позволяет варьировать нагрузку на ученика, в зависимости от уровня класса. (Андреев В.И. Педагогика.с282-287).
В целом, следует отметить, что компьютер является мощным средством обучения и его применение является серьезным подспорьем для учителя. В то же время нельзя абсолютизировать данный метод, т.к. при использовании мультимедиа-технологий возрастает нагрузка на ученика, что может негативно отразиться на его здоровье.
13PAGE 15
13PAGE 14915