Использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла.
ДОКЛАД
на тему:
Использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла.
Докладчик: учитель английского языка
Татаринова Наталия Вячеславовна
Современное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий, которые охватили все сферы человеческой деятельности. Безусловно, что в условиях формирования в нашей стране информационного общества применение компьютерных технологий становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса, но проблема использования компьютерных технологий в предметной подготовке учащихся остаётся актуальной, приобретая новое содержание.
Современные образовательные учреждения уже не испытывают дефицита компьютерной техники, компьютерная грамотность учителей и учеников также соответствует современным требованиям, программные продукты последних поколений отличаются высоким уровнем исполнения и уже не содержат методических, а самое главное, предметных ошибок. В чем же проблема? На наш взгляд, пришло время поставить вопрос о целесообразности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
ИКТ широко используются в школьном образовании около десяти лет. За это время сложился ряд стереотипов, которые следуют подвергнуть критическому рассмотрению, стараясь избежать ошибок на практике:
ИКТ сокращают время поиска информации. Это утверждение верно, если ученик умеет искать, т.е. умеет видеть, слышать, спрашивать и соотносить полученную информацию с поставленной задачей или вопросом. Если этого умения нет, то ИКТ увеличивает время и уменьшает эффективность поиска. Поиск в Интернете по ключевому слову приводит к десяткам тысяч страниц, каждая из которых может, как содержать ответ, так и уводить от него, увлекая занимательно-развлекательными сюжетами. Так на вопрос: «Какие жизненные события повлияли на мировоззрение писателя, способствовали формированию его художественного мышления» - учащиеся приводят распечатки электронных страниц Интернета, содержащие биографическую справку.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, способствуют более длительному сохранению информации в памяти. Если презентация делает наглядной сущность рассматриваемого явления, а не привлекает внимание к спецэффектам, это действенно. В противном случае возникает интерес к средствам, к тому, «как это сделано», а не к содержанию.
Создание учебного продукта с использованием ИКТ позволяет учащемуся быть субъектом продуктивной творческой деятельности. Действительно, ИКТ дают широкие возможности для создания творческих продуктов, но в тоже время доступность готовых ресурсов приводит к бездумному копированию, присваиванию чужого труда. Скопировать текст, используя чужое мнение вместо трудного формирования своего, всегда легко, но безрезультативно.
Электронные образовательные ресурсы (учебники, пособия, энциклопедии) могут заменить учителя. Безусловно, информация, которая содержится в прекрасно организованных электронных средах, не может принадлежать одному человеку. Но учитель являет живое отношение к событию, факту, явлению. Только учитель может направить, уточнить, объяснить, учитывая индивидуальные особенности ученика, увидеть «психологию ошибки», когда, казалось бы, зная правила и законы, правильно их применяя, учащийся не приходит к положительному результату.
Сегодня мы должны говорить об интеграции компьютерных технологий с другими технологиями обучения, о грамотном сочетании и соотношении их в процессе обучения. В условиях традиционной классно-урочной системы мы считаем, что главная цель ИКТ – оптимизировать учебный процесс.
Оптимизация учебного процесса с помощью компьютерных технологий идёт по следующим направлениям:
- сокращение времени на выполнение многих видов работ на уроке (объяснение нового материала, отслеживание уровня его усвоения)
- мобильность обратной связи (текущий контроль и мгновенная выдача результата);
- возможность быстрой корректировки деятельности учителя и учащихся на уроке;
- расширение возможностей индивидуального обучения
При изучении нового материала мы используем технологии проблемного обучения: перед учащимися ставится учебная задача, решение которой приводит к выводу нового закона, правила, понятия. На уроках русского или английского языков в основу учебной задачи положен текст, наблюдение над которым приводит к «открытию». Сопровождается учебная задача проблемными вопросами, ответы на которые трансформируют исходный текст. Сколько раз нужно написать на доске или распечатать на карточках (когда-то писали от руки через копировальную бумагу) текст и его видоизменённые варианты? Сколько это займёт времени? Для решения этих задач можно использовать мультимедийные возможности современных цифровых ресурсов.
Сэкономленное за счет внедрения компьютерных технологий время можно использовать, например, на создание творческих работ. Замечено, что ребёнок может правильно выполнять стандартные тестовые задания и делать ошибки на эти же правила при написании сочинения или же в устном высказывании. Целью любого осмысления лингвистического умения остаётся использование его при создании собственных текстов в устном или письменном варианте. бъём времени? освободившийся колосальный дая результат лишь на следующий уок затрат компьютерных тренажёров позволяют увеличить Вот здесь традиционная роль учителя незаменима, без «живого» начала учителя закрепить навык использования лингвистического правила не помогут никакие средства ИКТ.
Компьютерные технологии не совершают революцию в обучении, но позволяют по-новому организовать взаимодействие субъектов образования, где ученик становится активным и равноправным участником процесса, позволяют реализовывать идеи развивающего обучения на новом уровне.
Современные образовательные технологии позволяют разрабатывать и реализовать новые формы проведения занятий: виртуальные экскурсии на родину великих писателей, чьё творчество изучается на уроках литературы (Л.Толстого, И.Тургенева, И.Бунина и многих др.), послушать фрагменты музыкальных произведений, имеющих непосредственное отношение к изучаемому художественному произведению (при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов», поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и т.д.), на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников, провести экскурсию по картинам. Аудиовизуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, даёт ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала.
На уроках иностранного языка основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому владению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Внедрение компьютерных технологий на уроках английского языка способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству учителя с учениками.Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. Особенно самостоятельные действия учащихся проявляются в процессе проектной деятельности. Это самостоятельная работа учащихся, получение конкретного результата и его публичное предъявление, что является практическим применением знаний и навыков, которые учащиеся приобрели в процессе обучения. При обучении аудированию возможно использование лингафонного оборудования, которое даёт возможность каждому ученику слышать иноязычную речь носителей языка, отвечать на поставленные вопросы в микрофон, работать индивидуально и в группах. Наличие спутниковой антенны в кабинете оживило уроки, сделало их более интересными и эффективными. Учащиеся имеют возможность знакомиться с жизнью, культурой, традициями англо-говорящих стран, слышать разговорную речь on –line.
. Использование новых технологий на уроках английского языка способствует повышению уровня поликультуры школьника, формированию его коммуникативной и информационной компетенций, адаптированию к условиям современной жизни.Уроки с использованием ИКТ отличаются своим разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения, азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, создать индивидуальные траектории освоения материала. Помогают учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать Мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методике: “Зачем это нужно? Имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто не научит”. Возможно, они правы. Но никто и не говорит, что живого учителя надо заменить на электронного. Ожидаемый результат применения ИКТ в процессе обучения:
выпускник, успешно самореализующийся и самоутверждающийся, компетентный как работник, личность и гражданин;
учитель, компетентно и творчески реализующий информационные, личностно ориентированные и другие современные образовательные технологии;
оптимизация основного, дополнительного и профильного образования;
демократизация уклада жизни школы;
целостное информационное культурно-образовательное и социальное пространство школы.
15