В помощь молодому учителю.Рекомендации к поурочному планированию.
РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ
К ПОУРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Придумай и чётко сформулируй тему и вытекающую из неё тему.
Определи тип урока и выбери методы его проведения.
Начни с организационного момента:
- приветствие;
- отметь отсутствующих;
- проверь готовность к уроку;
- сообщи тему, цель и план урока.
4. Применяй разнообразие формы, методы и приёмы при проверке домашнего
задания.
Установи правильность и осознанность его выполнения, выяви недочёты.
5. Продумай индивидуальный учёт знаний, оцени логичность, самостоятельность, творческий подход, речь ученика.
6. Усвоение нового материала – главный компонент урока. Поэтому обязательно:
- жесткий отбор фактов;
- выделение главного;
- рациональный отбор методов, приемов, средств;
- использование межпредметных связей;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие творческого мышления;
- максимальная индивидуализация.
8. При закреплении проверь качество усвоения материала через разные виды работы.
9. Домашнее задание давай дифференцированно, запиши его на доске, проверь запись в дневниках.
10. Высокая плотность всех этапов урока, умение обобщить, анализировать, наблюдать, делать выводы, сопоставлять формирует интерес и потребность в знаниях.
В понятие «Структура урока» вкладывается три правила.
1. Состав: из каких этапов и элементов состоит урок.
2. Последовательность: в какой последовательности эти элементы входят в занятие.
3. Связь: как они между собой связаны.
Логика учебного предмета и психологии его усвоения определяют построения урока. Выделяют следующие моменты:
Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала.
Первичное ознакомление с материалом.
Образование в сознании учащихся новых понятий, их постепенное углубление, расширение и усвоение законов и правил.
Применение полученных знаний на практике.
Выработка навыков.
Закрепление полученных в классе знаний и навыков, на углубление, обобщение и систематизацию.
Контроль и самоконтроль в процессе обучения.
Каждый тип урока должен иметь свойственную только ему микроструктуру.
ТИПЫ УРОКА
Урок изучения нового учебного материала: - урок-лекция;
- урок-беседа;
· - киноурок;
- урок с применением компьютерных технологий.
Совершенствование знаний, умений и навыков:
- урок самостоятельной работы;
- лабораторные и практические работы.
Обобщение и систематизация знаний: - урок-беседа;
- урок-семинар.
Комбинированный. - выполняет функции всех типов.
Контрольный - все виды контрольных работ: опрос, зачёт, взаимоконтроль и др.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы, решающие задачи первичного овладения учебным материалом.
2) Информационно-развивающие:
- устное изложение учителя, объяснение, школьная лекция;
- работа с книгой;
- беседа.
3) Поисковые или эвристические. Эвристическая беседа, диспут, поисковые лабораторные работы, исследовательский метод
4) Методы, обеспечивающие закрепление полученных знаний, умений и навыков.
5) Репродуктивные методы:
- пересказ;
- управление по образцу;
- лабораторные работы по инструкции.
6) Воспроизводящие – творческие, вариативные упражнения, практические и творческие работы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА
Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление определённых основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов.
Сформировать, продолжить формирование, закрепить, определить общеучебные умения и навыки, навыки планирования ответа, навыки работы с книгой, умение читать и писать быстрым темпом, навыки самоконтроля.
Восполнить пробелы в знаниях специальных общеучебных умений и навыков.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА
Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей (например, материальность мира), причинно-следственных связей между явлениями, усвоению процессов развития в природе и обществе, процессов познаваемости мира и его закономерностей, обусловленности развития науки.
15