Методическое пособие учителю начальных классов по русскому языку для внеклассной работы Великий могучий русский язык
Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.
Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
И такие чудеса вы уже сотворяете. Сейчас я награжу ребят, которые в конкурсе сочинений «Зачем я учу русский язык» заняли призовые места:
I
II
III
- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.
Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
- Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.
(Разыгрывание сценки)
(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный:
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева:
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)
-Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя:
-Федя.
Королева:
Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя:
Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение написано на доске)
Королева:
Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова )Королева:
Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева:
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева:
Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя:
Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева:
Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя:
Не надо. Мне домой, если можно.
Королева:
Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно . , ,
(предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые):
Не надо, мне домой, если можно.
Королева:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.
Королева:
Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(Разыгрывание сценки 4 «В» классом)
«Знаки препинания». С.Маршак. (инсценирование)
У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы занятые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие, И прочие, И прочие, и прочие…
Заявили запятые:
-Мы, особы знатные. Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над вами точки, запятая - знак пустой!-
Отозвались с той же строчки тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая, закричало:
-Нет, постой! Я важней, чем запятая или точка с запятой,
Потому что я в два раза больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу: за порядком я слежу.
-Нет…
-Сказало многоточие, еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать, ставят многоточие…
Вопросительный знак удивился:
-То есть как?
Восклицательный знак возмутился:
- То есть как!
-Так, -сказала точка, точка - одиночка.
Мой кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
ВЕДУЩИЙ: - Ребята, в каждом классе есть учащиеся
Ведущий: Сейчас учиться интересно и несложно, а вот раньше, в школах на Руси ученикам очень туго приходилось, и иногда вот что происходило:
Сценка из повести «Детство» А. М.Горького, в исполнении ребят 4 «А» класса
- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это — аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?
- Буки.
- Попал! Это?
- Веди.
- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть — это что?
- Добро.
- Попал! Это?
- Глаголь.
- Верно! А это?
- Аз.
Вступилась бабушка:
- Лежал бы ты, отец, смирно...
—Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. - Валяй, Алексей.
Он обнял меня за шею горячей, влажного рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным пуком, я почти задыхался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:
— Земля! Люди!
Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми "буквами азбука. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я тоже вспотел и кричал во все горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, ан мял книгу и хрипел:
Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?Это вы кричите...
—.Я кричу, потому что нездоровый, а ты чего? И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:
— А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, .лошадиная! Вали дальше.
- По какой азбуке дед Каширин обучал грамоте маленького Алешу?
- Что и кого напоминали Алеше славянские буквы?
Ведущий: - Спасибо, ребятам!
- А вам родители помогают в учёбе?
Давайте представим, что они сейчас нас слышат и исполним для них песню «Замечательный сосед»
Каждый день с утра до ночи я уроки всё учу,
Даже если сильно очень я на улицу хочу.
И куда бы я ни ехал, и куда бы я ни шёл,
Никогда я не забуду, как спрягается глагол.
Припев.
Мам-пап, пожалейте, мам-пап,
пожалейте, мам-пап, дайте погулять!
Ночью, лишь глаза закрою и прилягу на кровать,
Вмиг таблицу умноженья начинаю вспоминать.
А когда сажусь обедать, вечно думаю о том,
Почему синеет небо, и куда впадает Дон.
Припев.
Мам-пап, пожалейте, мам-пап,
пожалейте, мам-пап, дайте погулять!
Иногда сижу, мечтаю, что счастливый день придёт,
И меня Иван Сусанин в лес с собою уведёт.
Буду там играть на воле, буду прыгать и скакать
И таблицу умноженья понемногу забывать!
Припев.
Мам-пап, пожалейте, мам-пап,
пожалейте, мам-пап, дайте погулять!
ВЕДУЩИЙ:- А кто знает чем люди в старину писали?
- Всегда это у них красиво получалось?
- Слово учащимся 4 «Б» класса:
В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
–Нет, не могу, нога болит, –ответил хмуро тот.
– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? –неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
ВЕДУЩИЙ: - Ребята, в каждом классе есть учащиеся, глядеть в тетради которых очень приятно. Конкурс «Лучшая тетрадь» так распределил победителей:
I - Дорогий Артём
II - Радченко Арина
III _ Радченко Юлия
Ведущий: А сейчас проведём блиц – турнир и узнаем как вы знаете правила русского языка:
1. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные)
2. Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)
3. Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)
4. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)
5. Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)
6. Для чего служат окончания и предлоги? (для связи слов в предложении)
7. Что такое приставка? (это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: например – пригород)
8. Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)
9. Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например: (Ура!))10. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).
11. Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)12. Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)
13. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).
14. Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)
15. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка. Например: придорожный)16. Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).17. Что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)18. Какие вопросы имеет родительный падеж? (Кого? Чего?)19. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «он», «мой»? (мужской род: Например: дом, сад)20. Ь знак пишется после шипящих у существительных мужского или женского рода? (у существительное женского рода. Например: дочь, ночь)21. Какие вопросы имеет творительный падеж? (Кем? Чем?)22. Какая частица придает глаголу отрицательный смысл и как она пишется с глаголами? (частица не, пишется раздельно).
23. На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в единственном числе и какие имеют окончания? (Какая? Окончания -ая, -яя.)
24. Сколько грамматических основ имеет простое предложение? (одну грамматическую основу)
ВЕДУЩИЙ:
- Молодцы! Много знаете и умеете и результаты олимпиады об этом тоже говорят:
I - Белоглазова Дарья
II - Радченко Арина
III - Ким Злата
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
И в завершении праздника исполним песню «Голубой вагон»
I. куплет
Каждый наш урок как происшествие,
Нам на радость всем оно дано.
Ждет нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно!
Припев:
Вместе мы, вместе мы
На уроках сидим
И отправляемся в дальние края.
В город Учености
И в страну Знания -
Там побывать хотят
Все мои друзья.
II.
Мы по морю Математики плывем,
Волны лодку захлестнуть хотят.
Но любые волны будут нипочем
Для упорных, знающих ребят.
Припев.
III.
Поезд мчит нас через лес, а лес притих -
Буквы как березки, здесь стоят.
Там, где нет березок, мы посадим их -
Как слова они заговорят.
Припев.