Методическое пособие начинающему учителю начальных классов
346011528575
Составила: Сафонова Наталья Владимировна
учитель начальных классов Жатайской МСОШ№2
От автора
В данном пособии представлен методический материал по русскому языку и математике для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, в помощь начинающему учителю начальных классов.
Пособие окажет методическую помощь учителю в контроле, проверке усвоения материала учащимся, развитию ключевых компетенций.
Представленный в сборнике материал поможет сделать обычный урок - увлекательным, а весёлые физкультминутки - отдохнуть и зарядиться энергией.
Содержание
Математика
I. Математические диктанты:
- игра «Поспевай, не зевай»……………………………….4
-головоломки 1-2 класс……………………………………4
3 класс……………………………………5
4 класс……………………………………6
II. Логические задачи 1- 2 класс…………………………6
3–4 класс………………………....7
III. Практические задания к уроку:………………………8
Первое полугодие
1-2 класс……………………………………..8
3 класс………………………………………9
4 класс………………………………………10
Второе полугодие
1-2 класс………………………………………12
3 класс………………………………………14
4 класс………………………………………15
Русский язык
I. Примеры игровых заданий:…………………………16
«Поспевай, не зевай»
«Поймай словечко»«Ловкий вратарь»
«Пиши - не спиши»
«Кто самый внимательный»
«Смотри в корень»
«Грамматическая эстафета»
«Кто быстрее»
II. Практические задания к уроку:………………………17
1-2класс……………………………….........17
3 класс……………………………………...19
4 класс……………………………………..20
Весёлые физкультминутки (примеры) .……………..23
Список литературы.........................................................31
Математика
I. Математические диктанты
В форме игры «Поспевай, не зевай».
Учитель читает задание. Дети отвечают хором. Это задание можно использовать для разминки(5-8 мин.) в начале урока. Вопросы могут использовать в зависимости от темы урока.
Когда падает снег? (Зимой)
Самое большое однозначное число?(9)
Сколько дней в недели?(7)
Кто первый тянул репку? (Дед)
С чего начинается дружба? (С улыбки)
Сколько букв в русском алфавите?(33)
Шестой день недели? (Суббота)
Сколько месяцев в году?(12)
Сколько в часу минут?(60)
Какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 10?(8)
Час суток от вечера до утра? (Ночь)
Сколько концов у трёх палок? (6)
Примеры зданий в форме головоломки
1 - 2 класс
Как число 10 можно записать пятью одинаковыми числами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2=10)
Как записать число 10 четырьмя различными числами, соединив их знаками действий?(1+2+3+4=10)
Как число 5 можно записать тремя одинаковыми числами, соединив их знаками действий?(5+5-5=5)
Как число 5 можно записать семью одинаковыми числами, соединив их знаками действий?(1+1+1+1+1+1-1=5)
Сколько одинаковых чисел надо сложить, чтобы получилось число 20? Запиши все случаи:
1+1+1+1+1….+1(20 единиц)
2+2+2+2+2….+2(10 двоек)
3.4+4+4+4+4
4.5+5+5+5
5.10+10
На столе 6 стаканов. Из них три пустые, а в трёх налита вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались, если в руки можно брать только один стакан. (Ответ: взять стакан с водой, который стоит посередине, и перелить из него воду в пустой стакан, который среди пустых стаканов также находится посередине)
К одному числу прибавили другое число, получилось число, равное первому. Сколько прибавили? (0)
К одному числу прибавили другое число, получилось число, равное второму числу. К какому числу прибавили второе число? (0)
Из одного числа вычли другое, осталось столько, сколько вычли. Придумайте такие примеры. (Вычли половину уменьшаемого, 96-48=48
10.От донного числа отняли другое число, записанное двумя одинаковыми цифрами, и получилось такое же число, какое отняли. Придумайте такие примеры. (Вычли половину уменьшаемого, которое записано двумя одинаковыми цифрами, 88-44=44, 66-33=33)
3 класс
Некоторое трёхзначное число после зачеркивания одной цифры уменьшилось в 10 раз. Какую цифру и в каком месте зачеркнули? (Зачеркнули ноль в конце числа)
У какого двузначного числа число единиц больше числа десятков на 8? (Если число десятков равно 1, то число единиц равно 9, получаем 19.Другог такого числа нет).
Цифрами 0,1,2 запишите наибольшее и наименьшее трёхзначные числа. (210,102)
В числе 621 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было наименьшим из возможных. Перестановку цифр производить нельзя.(6=21)
Назовите последнюю цифру произведения пяти чисел 1Х2Х3Х4Х5, не выполняя умножения. (0,т.к. при умножении 2Х5)
Сколькими нулями оканчивается произведение натуральных чисел от 1 до 10 включительно? (двумя нулями)
На какое число надо разделить разность наибольшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного числа, чтобы получить однозначное число? (999-99):100=9
Запишите трёхзначное число, у которого каждая последующая цифра больше предыдущей в 2 раза. (Н-р:124,248.Тройка первой цифрой быть не может, т.к. в этом случае третья цифра должна выражаться двузначным числом, чего быть не может)
Запишите трёхзначное число, у которого каждая последующая цифра больше предыдущей в 3 раза (Н-р: 139)
Сколько различных трёхзначных чисел можно записать с помощью цифр 5 и 0; 0,1,2(Н-р: 500,505,550,555 и 120,210,201,102и т.д.)
4 класс
На сколько наибольшее четырёхзначное число больше наименьшего четырёхзначного? (9999-1000=8999
На сколько наибольшее пятизначное число больше наименьшего пятизначного? (99.999-10.000=89.999)
На сколько наибольшее шестизначное число больше наименьшего пятизначного? (999.999-10.000=989.999)
Взяли четырёхзначное число, прибавили к нему 1 и получили пятизначное. Какое число взяли? (9999)
Сколько получится, если сложить: наименьшее двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее четырёхзначное? (10+100+1000=1110)
В числе 62.317 зачеркните одну цифру, так чтобы оставшееся число было: а) наименьшим из возможных б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя. (а)2317,б)6317)
Напишите наибольшее десятизначное число, у которого все цифры различны. (9.876.543.210)
Сколько потребуется цифр для нумерации 18 листов тетради, начиная с первой? (9+2х9=27)
II. Логические задачи
1-2 класс
Квадрат разделён на 9 клеток. В двух из них расставлены числа 1 и 2. Расположи в каждой из остальных клеток квадрата числа 1,2 и 3так, чтобы при сложении чисел по столбикам и по строчкам получалось число 6.
1
2
3
2
2
3
1
1
3
1
2
Переставьте числа 1,3,5,7,9 так, чтобы сумма трёх чисел, расположенных по прямым, составляло число 15. Какое может быть наименьшее число перестановок?
1
1
7
3
5
9
3
7
9
5
Расставь числа 1,2,3,4,5,6 в кружках так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась 12
4
3
2
5
1
6
Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по 3 кубика?
Убери 5 палочек так, чтобы осталось 3 квадрата
Положите 5 одинаковых палочек так, чтобы получилось 2 треугольника и 1 четырёхугольник
3- 4 класс
Переложи 2 палочки так, чтобы получилась ёлочка.
Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника
Расставь числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9 по сторонам треугольника так, чтобы сумма чисел на каждой стороне равнялась: а)17 б)20
5
2
а)б)
7
3
4
5
4
6
8
9
8
1
9
2
3
7
6
1
Доктор Айболит всегда помогает лесным жителям. В этот раз заболел слонёнок. Доктор подсчитал, что для его лечения потребуется 6л. Микстуры. Как, имея две пустые посудины 9л. и 4л., отлить из баночки 6л. микстуры? (Решение 9х2-4х3=6)
Три мальчика решили сообща купить мяч, но у одного из них не было с собой денег, поэтому один из его товарищей уплатил 12руб., а второй- 18 руб. В тот же вечер он отдал им 10 руб. Как надо разделить эти деньги? (Решение: 1)12+18=30руб.- стоит мяч 2)30:3=10 руб.- должен внести каждый; 3)12-10=2руб - получит первый мальчик; 4)18-10=8 руб. – получит второй мальчик.)
III. Практические работы
1- 2 класс
Первое полугодие
Карточка №1
1 -1=3-1=1- 1=2
- 1=7- -1=6- 1=8
- 1=4- -1=5- 1= 9
2 Закрась 5 домиков красным цветом и 2 синим. Запиши полученный пример.
3 Добавь знаки +,-
6 4=23 4=7
5 4=2 10 6=4
4 4=88 2=10
Карточка№2
1 Составь примеры с помощью рисунков
а)
б)
2 Продолжи ряд
1,2,3,4,5………..10
10, 11, 12, 13…………..20
Карточка №3
1 Поставь числа по порядку
1,3,5,7,4,8,9,10,2,6
2 Запиши пропущенные числа
1,2,3,4,…,6,…,8,….,10,…,12,…..,14,15,…17
3 Вставь знаки +,-
2*3*1=46*2*3=17*2*4=5
2*3*1=68*1*4=59*2*3=4
Карточка №4
1Реши задачу:
Длина тела землеройки 6см., а длина её хвоста 4см. Какой длины вся землеройка?
2 Сравни и поставь знак > ,<,=
7+2…..7+3 9-1……9
3 Спиши примеры и реши их
18+114-10 3+7
10+619-112+2
Карточка №5
1Начерти один отрезок длиной 8 см., а другой на 4 см длиннее первого.
2 В парнике выросло 3 арбуза, а дынь на 6 больше. Сколько дынь выросло в парнике?
3 Выполните действия
13-643-37 42-5
7+886-25 36+43
60-2775+7 18+9
3 класс
Карточка№1
1 Кучевые облака образуются на высоте 10км., а перистые - на 2 км. выше. На какой высоте образуются перистые облака?
2 Реши уравнение:
24:а=8
3 Длина отрезка АД равна 3см. Начерти отрезок ВС, который на 4см. длиннее отрезка АД.
Карточка№2
1 Напиши самое маленькое однозначное число
2Реши примеры:
40+858-673+2
78-850+2436+12
27-15100-4612+8
3 Сравни:
2х7……3х527:3…..12:6
3х8…….4х7 32:8…..21:7
Карточка№3
1 Начерти два отрезка: длина первого 9см., а длина второго отрезка в 3 раза короче.
2 В парке ребята посадили 6 рядов елочек. В каждом ряду было по 7 елочек. Сколько всего елочек посадили ребята?
3 7х821:39х924:3
3х642:66х736:6
Карточка №4
1 Вырази:
5дм=….см.2дм.9см=……см.
6дм.3см.=…….см4дм.2см.=……см.
2 Расположи числа так, чтобы каждое последующее число было меньше предыдущего в 2 раза:
32,4,8,2,64,16
3 Запиши все двузначные числа, которые делятся на 6, но не делятся на 9.
Карточка №5
1 Частное каких двух чисел равно 6? Запиши два примера.
2 Аист весит 4кг., а альбатрос – в 2раза больше. Сколько килограммов весят эти птицы вместе?
3 Начерти прямоугольник, длина которого 5см., а ширина 2см.Найти периметр прямоугольника.
4 класс
Карточка №1
1 До обеда в магазине продали 6 ящиков помидоров, по 8кг. в каждом, а после обеда 4 таких же ящика. Сколько килограммов помидоров продали за весь день?
2 Сравни:
10т005кг…….10т500кг907мм……9м.
26000м………260км.508мм……5м.
3Прямоугольник АВСД имеет длину 4см, а ширину 2см. Вычисли его площадь.
Карточка№2
1 Реши уравнение:
Х·10-900=600
2 Выполни действия и сделай проверку:
4кг600г.·9 27648:8
3 Длина прямоугольника 9см., ширина на 3см. меньше. Найди периметр этого прямоугольника.
4 Расстояние 360км товарный поезд прошёл за 9ч, а пассажирский – за 6ч. На сколько километров в час скорость пассажирского поезда больше скорости товарного?
Карточка №3
1 Найди неизвестное число:
в:10=21080
2 Напиши наименьшее семизначное число и наибольшее восьмизначное число.
3 Выполни действия:
1.245:53007·4
7т060кг:55800·9
Карточка №4
1Реши уравнение:
Х:10+760=1.360
2 Какие углы в четырёхугольнике являются тупыми и какие острыми?
1 2
3 4
3 Школьники вырастили 756кг свеклы. 1/6 этой свеклы они разложили в ящики по 9кг в каждый ящик. Сколько для этого потребовалось ящиков?
4 Запиши число 8.060.060, рядом число, предшествующее ему при счёте.
Карточка №5
1 Начерти прямоугольник со сторонами 1см и 3см. Вычисли сумму длин всех его сторон.
2 Вычисли:
25.098+7.408
1.703·8
46.018-48.096:8
3 Поставь знак <,>,=
4т200кг….4т2ц
30км500км500м……35000м
6м3дм…….6м30см
10м15см……10м
4 Какой из углов треугольника является тупым?
1 2
3
Второе полугодие
1-2 класс
Карточка №1
1Найди отрезок:
3
124
2 У Пети 7 руб. За 3 рубля он купил ручку. Сколько денег у него осталось? Выбери правильный ответ.
7-3=4(р)7+3=10(р)7-3=5(р)
3 Решите уравнение:
54-х=41
40+х=67
Карточка№2
1 Начертите один отрезок длиной 1дм, а другой на 5см короче.
2 Выполни действия:
13-643+3742-5
7+8 86-2536+43
60-27 75+718+9
3 Осенью у школы посадили 13 деревьев, а весной посадили ещё 19 деревьев. Сколько всего деревьев посадили у школы?
Карточка №3
1 Сравните и поставьте знак >,<,=
20-6……20-912+4….12+6
2 Решите уравнение:
Х-10=20
3 У прямоугольника каждая сторона равна 2см. Найти периметр прямоугольника.
4 Девочка за один день прочитала 12 страниц, а за другой день на 3 страницы меньше. Сколько страниц прочитала девочка во второй день?
Карточка №4
1 8дм=….см10дм=……м
5м.=……дм6дм=...….см
2 Школьный каток расчищали 15 ребят. Мальчиков было 9. Сколько девочек расчищали каток?
3 Начерти отрезок длиной 1дм.
4 Реши задачу по схеме:
?
5 72-4018-97+8
77+13 63+22 9-3
59-26 13+47+7
Карточка №5
1 Расположи разности в порядке возрастания их значения:
42-2364-3246-3264-23
2 Начерти два отрезка: один длиной 12см, а другой на 3см короче.
3 Заполни пропуски:
…..-8=60….+50=80
92-….=224+…=30
4 Сравни:
56-40……56-32
29+13……14+29
3 класс
Карточка №1
1Запиши данные числа в порядке возрастания:
25,57,14,6,39,98,50
2Вставьте в клеточки пропущенные числа:
50+ =70 100-21=80-36=80--6=
1+39= 87-=8064-30=60-30+=
60-=30 30-1=56+7=56++=
49+9= 56+=7842-9=42--=
3Решите выражения:
(34+12)-7·2 56+24-3·5 89-23+4·5
4Решите задачу:
В магазин привезли 3 коробки мармелада по 6 кг. в каждой коробке и 6 коробок шоколада по 8 кг. в каждой. Сколько всего мармелада и шоколада привезли в магазин?
5Начертите прямоугольник со сторонами 6см. и 3см. Найдите периметр и площадь
Карточка№2
1 Вставьте знак сравнения
4·2…5·2 3·2….6:3 9-6…6:2
9:3…11-5 4·3…..3·5 5+4…8·2
14:2…15-8 1·5….1·6 0·3…0 · 7.
2 Используя свойство умножения, найди значение второго выражения.
3·46·3 7·44·6 0·3 5·39·48·3
4·3 3·6 4·7 6·4 3·0 3·54·93·8
3 Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.
42+9=42++148+=48+6+385-7=85--5
27+8=27++89+=89+1+754+9=54++3
76-8=76--293-=93-3-538+=38+5+4
4 Начертите два отрезка, длинна первого 5см., а длина второго в 4 раз больше, чем первый. Найдите длину второго отрезка?
Карточка №3
1 Составьте и запишите два примера, в которых делитель меньше делимого в 4 раза
2 Сравни:
6м2дм…7м
3м3дм…33дм
3 Запиши примером и реши:
Частное чисел42 и 7 увеличить на 36
4 Реши уравнение:
Х:4=9 х·3=15
Карточка №4
1 Выполни действия:
72:980-37
8х758+19
42:695-38
2 Школьники посадили 100 деревьев, 65 деревьев они посадили по краю оврага, а остальные в парке, по 5 деревьев в каждом ряду. Сколько рядов деревьев посадили школьники в парке?
3 Начерти квадрат со стороной 2 см и вычисли сумму длин его сторон.
4класс
Карточка №1
1 Вычисли значения выражения:
20.000-282х750:47+989
2 Решите уравнение:
Х:12+109=211
3 Сравни:
1/4т…..200кг 5/6ч……55мин.
Карточка№2
1 Купили 3кг сосисок по 150р и колбасу. Стоимость покупки 386р.На сколько рублей купили колбасы?
2 Начерти полоску длиной 6см. Раздели её на равные 3 части и закрась одну из них.
3 Измерь стороны прямоугольника и найди его периметр , площадь
4 Вычисли:5168:(2437-44х55)+996
Карточка №3
1 Реши уравнение:
63:х=27:356:х=24:3
2 Вычисли:
(6952-59х88):220+1997
270+(4478-1598):144х105
3 Расстояние в 240км товарный поезд прошёл за 6ч. С какой скоростью должен идти пассажирский поезд, чтобы это расстояние покрыть за 4 часа?
Карточка №4
1 Начерти отрезок, равный разности длин отрезков 9см и 3см5мм
2 В бидоне было 12л молока, в него налили ещё 24л. Во сколько раз больше стало молока в бидоне, чем было?
3 24кгяблок разложили в 8 пакетов. Сколько таких пакетов потребуется для 36кг яблок?
5146040-121285
Русский язык
Примеры игровых заданий
1 «Поспевай, не зевай» (игра). Учитель читает задание. Дети отвечают хором. Это задание можно использовать для разминки(5-8 мин.) в начале урока. Вопросы могут использовать в зависимости от темы урока.
- Сколько слогов в слове «радио»?(3)
-Сколько звуков в слове конь?(3)
-Сколько букв в русском алфавите?(33)
-Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов? (Орфографический)
-Сколько звуков в слове «льют»? (3)
2 «Поймай словечко» Учитель читает слова, а учащиеся поднимают сигнальные карточки. Это задание модно использовать для проверки правил жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Побеждает тот ряд, допустивший наименьшее число ошибок.
-чай, пища, часы, галчата, писк, свеча, площадь
-щука, тащу, чулан, чугун, чувство, грущу, чудо
-жила, шина, каша, кувшинка, решить, шипы, ухо
-речка, сечка, точка, щётка, булочка, почка,лодка
3 «Ловкий вратарь» Игра проводится в форме диктанта. Один ряд записывает слова с сочетанием жи-ши; другой ча-ща; третий чк-чн
Лыжи, чулок, пища, ищу, мыши, роща, щука, ужин, груши, задача, чашка, тишина, обещаю, отпущу, щавель, чулан, часто, жир;
4 «Пиши - не спиши» Спишите, поставьте ударение:
Речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота, дорога, школа, голова, трактористы, парта, уточка, колобок.
5 «Кто самый внимательный» Выпишите слова, только с разделительным мягким знаком:
Мель, деньки, стулья, деревья, письмо, судья, угольки, копьё, колья, школьник, пальто, ружьё, мальчик, семья, ручьи, разлить, кольцо, подъём, Илья, съели.
6 «Смотри в корень»! Дети списывают текст с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победителями считаются первые три ученика, которые правильно выполнять задание и объяснят написание безударных гласных
Высокая г…ра, в…сенняя к..пель, н…чное небо, м…рская в…да, с…лёные гр..бы, р…чное дно, с…сновый бор, маленький в…лчонок, рыжий б…льчонок, берёзовые и дубовые л…са, хитрая л…са, кл…новый л…сток, слепить сн…говика, м…довый запах, с…довые цв..ты, кошка м…укает.
7 Грамматическая эстафета Учащиеся списывают предложения подчеркивают подлежащие и сказуемое. Побеждает тот кто первым сделает задание.
Возле тропинки росли грибы. По тропинки бежала девочка. В конце улицы был магазин. Ребята подошли к опушке леса.
8 «Кто быстрее» На доске записаны слова для переноса. Нужно записать слова в тетради, деля их для переноса, где можно. Выигрывают первые три ученика , правильно выполнившие задание:
Диван, стулья, кровать, стол, ковёр, столик, кресло, лиса, белка, зебра, медведь, змея, барсук, ёжик, сахар, булка, молоко, соль, пряник, масло, крупа, стул, книга, телефон.
II. Практические задания
1-2 класс
Карточка №1
Карточка№2
1 Прочитайте слова.
Мыши, лисьи (следы), оленьи (рога), олени, полёт, польёт (цветы).
Выделите слова, в которых слышится звук [й'] перед гласным звуком.
2 Прочитайте слова.
Коньки, больной, воробьи, бьёт, соль, солью, крылья, рьяный (очень усердный), мольба, просьба.
Распределите слова в две группы: 1) слова с ь, обозначающим мягкость согласного звука;
2) слова с разделительным ь.
Карточка№3
1 Прочитайте слова, вставьте, где нужно, пропущенный ь.Звер...ки, пес...ни, мое...тик, лис.тья, бор...ба, руч...и, друз...я, школ...ники, брат...я, дерев...я.
2 Прочитайте слова, проверьте, правильно ли они разделены для переноса.
Бра-тья, дерев-ья, лис-тья, бо-рьба, ру-чьи, ком-пью-тер, школь-ники, кры-лья.
3 Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.Обозначьте орфограммы.
Яблоко, ранний, Света, больной, девочка, семья.
Карточка№4
1 В каких словах нужно писать разделительный мягкий знак? Впишите, докажите свой выбор.
Сер...ёзный, в...юга, скол...зкий, чер...вь, бар...ер, кис.ти.
2 Прочитайте слова. Выпишите имена прилагательные. Обоснуйте выбор.
Сказка, гриб, скользкий, гладкий, гладить, белизна, белый, светлый, светлячок, молчун, молчаливый.
3 Прочитайте предложения. Какие это предложения? Распространите их с помощью имён прилагательных. Запишите. Светит солнце. Плывут облака.
3 класс
Карточка №1
1 Запиши начальную форму местоимений.
Тобой - ..........................,нами - ............................,их - .................................,вами - ............................,мной - ............................,о ней - ............................, о них - ...............................,ими - ................................., обо мне - .........................., о тебе - ..............................., с ними - ............................., нас - .................................. .
2. Отгадай слово, часть которого является личным местоимением. Придумай две свои загадки.
- 1 лицо ед. числа + 1 лицо мн. число
- к + 3 лицо мн. числа = существительное мн. числа
- с + 3 лицо мн. числа = существительное ед числа
- 1 лицо мн. числа + ли = глагол
- 2 лицо мн. числа + ли = глагол
- 2 лицо ед. числа + ква = существительное
Карточка №2
1 Прочитайте слова. Запишите слова, раскрыв скобки. Подчеркните слова,в которых пишутся двойные буквы.
Гру(п)а, ма(с)а, ко(с)а, А(н)а, лй(с)тья, жу(ж)йт, дро(ж)и, ка(с)а.
2 Прочитайте слова. Проверьте, правильно ли они разделены для переноса. Напишите правильно разделяя для переноса.
Ал-лея, гра-мматика, програ-мма, Рос-сия, су-ббота, пассажир.
3 Прочитайте текст. Спишите. Найдите имена прилагательные. Определите их род. Разберите первое предложение по членам предложения. Укажите, каким членом предложения является имя прилагательное. Ответьте на заключительный вопрос текста
Настало морозное утро. На стёклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера. Откуда появились узоры?
Карточка№3
1 Безударные гласные в корне слова.
Т...жёлые осе...ие тучи з..крыли со...нце. П..года ст...ит ненас...ная. Целый ден... идёт прол...вной дож..ь. Грус...ная к...ртина! М..лчит лес. Летом ...десь радос..но пели с...л...в...и. Теперь в лесу т...ш...на. На б...регу озера шумит трос...ник. На пас...бище уже нет к..ров.Скоро землю укроет белый пуш..стый сне...На сер...це станет в...селей.
2 Подбери антонимы
Гигантский..............................................................
устный......................................................................
весёлый.....................................................................
тёплый......................................................................
ужасный.....................................................................
ненастный...................................................................
Карточка№4
1 Спишите названия частей слова. Что лишнее? Приставка, корень, существительное, окончание.
2 Найдите слова с разделительным твёрдым знаком. Спишите, вставьте ъ.
С.едобный, об...едки, об...ёмный, б...ёт.
4класс
Карточка №1
1 Запишите число, на месте которого надо поставить запятую.
Лисица почти весь день с детьми лежит (1) греет (2) и язычком их умывает.
2 Запишите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
Пассажир, друг, борщ.
3 Прочитайте слова. Составьте из этих слов предложение и запишите. Выделите главные члены предложения.
Косяки, дальние, стройные, потянулись, в, страны, журавлей.
Карточка №2
1 Прочитайте предложения. Запишите и поставьте в конце знаки. Определите, какие это предложения по цели высказывания и интонации.
Облетели листья клёна
Что за прелесть эти сказки
Какую книгу ты читаешь сейчас
2 Прочитайте. Подчеркните словосочетания. Обоснуйте свой выбор.
Идёт дождь. Осенний дождь. Идёт осенью. В лесу. Осень в лесу. Лежат листья.
Карточка№3
1 Вставь окончания прилагательных. Определи падеж
Под летн.... дождём , от дорог... друга , на высок.... берегу ,в син.... море , дальн.... дорога , к мил... бабушке , о стар.... яблоне , бел.... сирень , за спел.... ягодой , к нов.... дому , от сильн.... ветра под грибн.... дождём , из соседн.... класса , перед дальн.... дорогой , золот... цепочка , верн.... друга , вязк... болота , слад.... булочка .
2 Раздели слова на части по образцу:
слово приставка корень суффикс окончание
рассказывает
лесникзолотистыйученицаберёзовыйподводникмаленькийпереплыл
зимушка
пёрышко
закрывают
посмотрю рас-
-сказ-
-ыва-
-ет
Карточка№4
1 Впиши нужные окончания. Определи род прилагательных.
Молод..... человек , любопытн...... явление, больш...... машина, маленьк...... рост, большая...... сила, тяжел...... время, спел... яблоко, сильн...... характер, холодн...... воздух, громк...... музыка, известн...... ученый.
2Спишите слова с неправильно выделенным корнем. Ошибки исправьте.
Подарки, подарочный (набор), бездарный, даровитый.
3Спишите слова, в которых произношение приставки расходится с написанием. Докажите выбор.
Списать, сбросить, сбежать, стащить.
4 Спишите и разберите по составу слова сонный, бесстрашный. Подумайте, от каких слов и как они образованы.
Весёлые физкультминутки
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постепенно убыстряется).
– Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
(Дети декламируют стихотворение, повторяя за "аистом" все движения)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение, выполняя движения).
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Сидя за партой, опустив голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.1 – руки через стороны вверх – вдох; 2- и. п. – выдох.
1 – плавно поднять руки вверх, смотреть на пальцы; 2 – руки вниз; 3 – присесть; 4 – и. п. После слов: "Солнце утром…" маховые движения руками, кружение).
Ванька – встанька,
Приседай – ка.
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой.
Гриша шел – шел – шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положили в кузовок.
Домик.
Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки знакомых птиц или животных. Например:
1 – гуси (га – га – га) 2 – голуби (гуля – гуля – гуля)
3 – ослики (иго – го) 4 – собачки (гав – гав)
Учитель, проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: "Кто – кто в этом домике живет? (Дети отвечают).
Потом он говорит: "Гуси, встаньте! Вытяните шеи и покрутите ими три раза" (Гуси встают).
"Голуби, помашите своими крылышками"; "Ослики, сделайте три прыжка вперед и три шага назад"; "Собачки, на корточках сделайте два шага назад, потом два шага вперед".
Гуси.
Учитель:
Тега – тега – тега!
Гуси белые, гуси серые,
Ступайте домой!
Гуси шеи длинные вытянули,
Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают.
Дети:
Га – га – га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!
(Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу, пока учитель (хозяйка гусей) не крикнет):
Все по домам!
Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
(Дети стоят вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз).
Если нравится тебе.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленями).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: "Хорошо!"
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
Карусели.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кру-гом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
Елочка.
У маленьких детишек елочка большая.
Огоньками и шариками елочка сверкает.
Ай да елочка, погляди, погляди .(дети хлопают в ладоши)
Деткам, елочка, посвети, посвети.
(Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи).
Не коли нас, елочка,
Веточкой лохматой (грозят пальчиком),
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ветерок.
Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем поклонов.
(На доске сделан рисунок).
Жук.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
Пчелки.
Пчелка – мама:
-Полетели пчелки
Собирать мед с цветочков.
Мишка – медведь идет,
Мед у пчелок унесет.
Пчелки, домой!
Пчелки:
-Этот улей домик наш,
Уходи, медведь, от нас:
Ж- ж- ж – ж – ж – ж - ж – ж – ж!
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну – ка, делайте со мною
Упражнение такое
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись,
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день!
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4 – 6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
На зарядку! На зарядку!
Просыпайтесь по порядку.
Руки, ноги, голова!
Раз – два, раз – два!
На зарядку! На зарядку!
Достаю ладошкой пятку!
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте.
Финиш – метров через двести!
Раз! Раз – два, раз – два,
Раз – два, раз – два,
Раз – два, раз – два,
Раз – два!
Хватит – хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Выдох, вдох,
Выдох, вдох.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть.
Зимняя зарядка.
А сегодня у зимы - новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди – ка, потолки ледяные
Высоки – превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ - топ.
Двери комнат отворяем.
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись – ка:
Здравствуй, зима!
Зайчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз – два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись. (2 раза)
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши. (2 раза)
Список литературы:
1Контрольные и проверочные работы по математике: 1-4 кл./О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:АСТ:Астрель, 2008г.
2 Нестандартные задачи по математике:1-4 классы –М.:ВАКО, 2010г.
3 Познавательный задачник по математике:1-4кл./О.В.Узорова/-М.:АСТ: Астрель, 2007г.
4 Т.В. Шклярова «Устный счет»; 4класс.М:»Грамотей»2006г.
5 Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 3 класс./М.: «Интеллект – Центр», 2006г. – 80с.
6 Т.В. Шклярова. Русский язык. Сборник упражнений. 3 класс. М.: «Грамотей», 2002г., 128с.
7 Узорова О.В. Нефедотова Е.А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 3 класс. М.: «Издательство Астрель» 2005г.