Бинарный урок(литература-музыка) на тему С. Есенин-певец русской природы)
УМК –«Литература» 6 класс, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев в 2-х ч., изд. «Просвещение» ,2013г
Тема : Родная природа в музыке и поэзии 20 века
Тип урока – урок открытия нового знания, бинарный (литература и музыка)
Цели урока: деятельностная – развивать умения работать с музыкальным и литературным текстом; аргументировать свой ответ; работать в группах
Содержательная – повторить понятие «средства музыкальной и языковой выразительности» ; дать представление о способах определения лексического значения слова, показать взаимосвязь литературы с музыкой.
УЛ – учитель литературы Козлова Е. В.
УМ – учитель музыки
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия
1.Этап мотивации УЛ:Почему мы проводим урок литературы в кабинете музыки?
Входят в класс. Эмоционально настраиваются на урок
К11, К12,К13,
П3,
Л9
2. Этап актуализации Учитель Л. нацеливает учащихся на предстоящий урок;
- Глядя на слайд , догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?
Сформулируйте тему урока
Разглядывают картинки, читают стихи, размышляют, анализируют, обобщают.
Ребята формулируют тему урока
Л6,Л7,
Р3,
К10,
П3
3. Этап постановки учебной задачи - Это тема для нас новая?
- Что бы хотели узнать?
Делятся своими знаниями о музыкантах и поэтах, которые писали на тему природы.
Самостоятельно выделяют и формулируют задачи:
расширить знания о русской поэзии.;
познакомиться с новыми произведениями искусства о природе.
рассмотреть взаимосвязь литературы и музыки;
познакомиться с творчеством С А.Есенина Л9, Л11,
Р2,Р3,
К10,
П2, П3
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Что задано на дом?
Чтение стихотворения.
Читают стихотворение и отвечают на вопросы.
П1,П2, П3, П4, К2,К3,К4,К5,К11,К12,К13,
Р1,Р2,Р9,Л7,Л9,Л11
5. Этап самостоятельной работы УМ: Если бы вы были композиторами, какую музыку бы сочинили? (настроение, темп, динамика, цвет)
Предлагает описать картину природы языком художника
Знакомит с картиной
Анализируют, обобщают, сравнивают, делают выводы, что в музыке и литературе много общего.
Находят карточки нужной окраски.
Анализируют картину
П1,П3,П4,П5,П9
К1,К2,К3,К4,К5,К6,К9,К11,
К12,К13
Р1,Р2,Р8
Л8,Л9,Л10,Л11
6. Этап включения в систему знаний и повторения УЛ: Предлагает прочитать самостоятельно стихотворение.
Учитель предлагает отметить языковые средства в тексте цветными карандашами.
Предлагает прочитать еще раз выразительно
УМ: Предлагает послушать романс на стихотворение Есенина «Мелколесье…» в исполнении А.Денникова. С другими интерпретациями предлагает познакомиться на сайте Дн.ру.
ФИЗМИНУТКА
УМ: предлагает продирижировать фразу из романса «Сирень» С. Рахманинова
Ученики читают, анализируют самостоятельно.
Дети отмечают эпитеты (красным),метафоры (синим),
олицетворения (зеленым).
Ученик читает стихотворение выразительно.
Делают вывод о музыкальности стихов. Дети дирижируют, эмоционально показывая вершины музыки. Происходит смена деятельности. П3,П5,П9
К2,К4,К6,К9,К10,К12,К13
Р2,Р8
Л9,Л10,Л11
8. Домашнее задание УУЛ: предлагает сочинить стихотворение о родной природе.
Дети записывают в дневник задание. П1, П12, Р2, Л7, Л9, Л12
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке УЛ: Проводит синквейн на тему «природа»
УЛ:- Вернемся к теме и целям нашего урока
УЛ: Предлагает оценить свою работу на уроке, прикрепить разноцветные фигурки на магнитную доску .
УМ: предлагает в заключение урока исполнить песню о родной природе. Дети самостоятельно работают над синквейном
Делают вывод: природа – это красота, жизнь…… Она вдохновляет, радует, удивляет.
Дети сопоставляют задачи урока с полученным результатом.
Дети делают вывод о том, что они получили от урока. Выполняют самооценку своей работы на уроке.
К5,К12,К13
Р5,Р9,
Л7,Л11