План конспект урока по трудовому обучению на тему: Проектирование и изготовление комплексного изделия от идеи до воплощения.Сарафан.


Донецкая общеобразовательная школа-интернат I-II ступени №20
для слабослышащих детей
План конспект урока
По трудовому обучению – 10 класс
Тема: «Проектирование и изготовление комплексного изделия (от зарождения идеи до воплощения). Изготовление летнего детского сарафана.»подготовила
учитель трудового обучения
Гоик Валентина Сергеевна
г. Донецк
Урок трудового обучения
Учитель Гоик В.С.
Тема «Проектирование и изготовление комплексного изделия (от зарождения идеи до воплощения). Изготовление летнего детского сарафана.»Цели и задачи: 1. Учить девочек на практике применять знания о проектно-технологической деятельности..2. Развивать логическое, творческое и критическое мышление, умение анализировать технологические операции.
3.Формировать ответственность за результаты собственной деятельности. Воспитание технологически грамотной личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности.
4. Развивать монологическую речь и слуховое восприятие, пополнять словарный запас учащихся технологическими и техническими терминами.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: электрическая спецмашина «Джиимси», интерактивная доска, спроектированное пошитое изделие – детский сарафан, , карточки с заданиями, карточки с алгоритмами, профессиограммы.
Словарь: проектирование изделия, презентация изготовленного изделия, летний сарафан, прибыль, экономические расчеты, безопасность труда.
Ход урока
I.Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку, наличие спецодежды, слухового аппарата, инструментов, доклад бригадира готовности к уроку.
Учитель: Я рада видеть вас, девочки в швейной мастерской. Сегодня у нас презентация Ваших проектных работ, а именно изготовленного Вами летнего подросткового сарафана. У нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть нашу с вами работу. Прошу вас не волноваться, отвечать спокойно, четко проговаривать окончания, правильно делать ударения в словах, грамотно строить свои ответы.
II.Психолого-эмоциональный настрой учащихся
По цветовой гамме (работа с интерактивной доской):
Учащиеся разбирают обозначение цветовой гаммы в букете цветов.
Красный цвет – цвет энергии, движения, управления.
Зеленый цвет – цвет спокойствия, внимательности.
Синий цвет – цвет собранности, соблюдения всех рпавил техники безопасности на рабочем месте.
Учитель: Я желаю вам, девочки, чтобы спокойствие, внимательность, собранность, соблюдение правил по технике безопасности на рабочем месте дали Вам сегодня возможность выполнить презентацию Ваших работ и вы все получили хорошие оценки.
Фразы для восприятия на слух:
Учитель с экраном: повторите, Настя,Полина:
1.Донецк — столица Донбасса.
2.Я люблю Донбасс —свою Малую Родину.
III. Фонетическая зарядка:
а) учитель с экраном: Как ты меня слышишь, Настя, Аня, Полина?
б) какие сегодня у вас контрольные звуки? Ж- Ш
Учитель: Давайте введем ваши контрольные звуки в слоги, слова, и составим с ними предложения.
Слоги
Ша — Жа
Шу — Жу
Аша — АЖА
Ошу — Ожу
Слова с контрольными звуками
Ножницы — шерсть
Шить — оверложить
Штора —кружево
Швея — пружина
Учитель: выберите из этих слов слова с контрольными звуками ж-ш и составьте с ними предложения (держите звуки ж-ш на контроле).
Ответ: 1.Я режу ножницами шерсть.
2.Я пришиваю кружево к шторе.
3.Когда я шью платье, то обязательно оверложиваю швы.
Учитель: Молодцы, девочки! Сегодня все фразы вы приняли хорошо и внимательно, потому что у всех имеются аппараты. Оценка у всех «Отлично».
Учитель: у нас на столе находятся профессиограммы, советы учителя, врача, специалиста-производственника. Выберите слова со звуками ж-ш и четко произнесите эти звуки (дифференциация Звуков ж-ш ).
Учитель: слова подобраны правильно, произношение звуков четкое. Я вами довольна. Держите все время на контроле эти звуки.
IV.Этап активизации устной речи учащихся (работа с экраном)
Устный фронтальный опрос.
1.Что мы делали на прошлом уроке?
Ответ: Мы изучали заправку верхней нити спецмашины 51 класса.
2.Для чего предназначена машина 51 класса?
Ответ: Спецмашины 51класса — оверлог предназначена для оверложивания срезов изделия, чтобы они не осыпались.
3.Расскажите о технике безопасности работы на спецмашине 51 класса - оверлог.
Ответ: Инструкция по т/безопасности работы на спецмашине 51 класса.
4.Учитель: Какое изделие мы спроектировали и будем сегодня защищать?
Ответ: (Настя) Я смоделировала и пошила подростковый летний сарафан и постараюсь это изделие защитить.
Учитель: По каким критериям ты будешь оценивать свое изделие?
Ответ: Критерии оценивания пошива изделия:
1. Работа 1 уровня: Допущены ошибки при конструировании и моделировании изделия — 2 балла.
2. Работа П уровня: Допущены дефекты при машинной обработке изделия — 3 балла.
3. Работа Ш уровня: Допущены дефекты по внутренней обработке изделия — 4 балла.
4. Работа IV уровня: Качество изготовленного изделия соответствует стандартным нормам (без брака) — 5 баллов.
Бригадир оценивает работы учащихся по пошиву творческого проекта и выставляет оценки в трудовые книжки.
V.Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.1. Сообщение темы урока.
2. Формулировка задач урока.
VI. Защита проекта. Проектирование и изготовление комплексного изделия (от зарождения идеи до ее воплощения). Изготовление летнего детского сарафана. Работа с интерактивной доской.
Ученица: Мне нравится создавать интересные вещи. Когда я изучала раздел «Технология изготовления плечевых изделий», у меня возникла идея сшить оригинальное летнее платье – сарафан из легкой ткани для повседневной носки и праздничных событий. Я хочу украсить сарафан тканью из двух цветов и кружевом. У меня сарафан будет из легкого ситца, на белом фоне цветы, внизу отделочная кайма. Белый цвет с небольшими цветами символизирует чистоту, нежность и изысканность.
План работы по выполнению проекта
1.Определить тему проекта.
2.Проконсультироваться с учителем по поводу достаточного уровня моих знаний и умений для изготовления этого изделия.
3.найти интересный материал по истории происхождения сарафана.
4.Разработать конструкцию собственного изделия (описание модели, рабочие выкройки-лекала, технологическую последовательность изготовления).
5.Подобрать материалы и инструменты.
6.Изготовить изделие и украсить его кружевом.
7.Защиттиь проект.
Проектирование и изготовление сарафана(основная часть).
1.История происхождения сарафана.
История свидетельствует, что сарафан является очень давним видомодежды, связанным с с развитием общества. В словарях Даля «сарафан» это
а)верхняя мужская одежда; длинная, особого покроя (рисунок 1).
б)женская русская одежда без рукавов, которую одевали поверх рубашки с длинными рукавами (рисунок 2). «Сарафан» происходит от персидского слова саренпа . Это торжественная одежда, которую носили сверху рубашки.
Сарафан носили как праздничную, так и повседневную одежду. Девушка должна была иметь до 10 сарафанов в приданном. Состоятельные крестьяне шили сарафаны из дорогих тканей, которые привозили из Турции, Италии, Персии. Их украшали тесьмой, вышивкой, кружевом.
Современный сарафан – это прежде всего платья различных силуэтов с воротниками, карманами, разнообразной отделкой (рисунок3).
2.Назначение проектируемого изделия.
Летний сарафан предназначен для девушки – подростка. Одежду на подростков легче шить, потому что выбор фасонов разнообразный. В жаркую погоду одежда должна пропускать ультрафиолетовые лучи, предотвращать перегревание, впитывать влагу, пропускать воздух. Таким требованиям отвечает одежда, пошитая из натуральных тканей (ситец, батист, шелк) светлых тонов (рисунок 4).
Главным критерием создания летней одежды является удобство, универсальность, привлекательный вид,что способствует воспитанию эстетического вкуса (рисунок 5).
3.Требования к конструкции.
Фасон летнего сарфана для подростка должен отвечать следующим требованиям:а)крой изделия должен быть простым;
б)линия талии поднята, свободная, без стягивающих резинок;
в)вырез у шеи открыт, пройма широкая;
г)лиф прилегающий, юбка свободная;
д)отделка – рюши, оборки, кружево, вышивка (рисунок 6).
4. Требования к материалам.
Одежда для подростков должна быть из натуральных тканей светлых тонов, впитывающей влагу, повышенной гибкости и упругости. К таким тканям относятся батист, ситец, сатин, лен, натуральный шелк. Проектируемый сарафан будет сшит из ситца светлых тонов.
5.Модели, которые я подобрала:
1263650610870001)состоит из юбки 4-х клинки, пояса, лифа с бретелью, открытая спинка, застежка «молния».
2)модель отличается по покрою юбки – «татьянка».
Я выбрала модель 1.
Это летний сарафан из хлопка полуприлегающего силуэта, талия завышена (силуэт ампир), имеется бретель, которая завязана на шее мягким узлом. Подрез лифа сборками под грудью. Вырез спереди – глубокое декольте, спинка открытая.
6.Конструирование изделия начинаем со снятия мерок.
Полуобхват груди – 40см
Полуобхват талии – 34см
Полуобхват бедер – 43см
Длина переда – 43см
Длина изделия – 85 см
7.Расчет количества ткани
Хлопок : ширина 100см, длина ткани =(длина изделия +Длина завязки)х2=(85см+30см)х2=230см или 2м30см.
8.Технологическая последовательность изготовления сарафана.
Инструкционная карта №1. Раскрой изделия.
1)Инструктаж по технике безопасности работы с булавками и ножницами.
2)Подготовка ткани к раскрою.
3)Выкройки на ткани разложить сначала крупные, потом мелкие детали, учесть экономное расходование материала.
4)Приколоть выкройки булавками, обвести контурные срезы, дать припуски на срезы, 1,5см, на обработку низа 1см.
5)Раскроить детали изделия по линиям припуска.
Инструкционная карта №2. Пошив изделия на стачивающей машине «Джиимси» и специальной машине 51 класса –оверлог.
1)Подготовка изделия к 1 примерке(сметать детали юбки, лифа и соединить их сметочными стежками).
2)Проведение 1 примерки. Подгонка по фигуре.
3)Машинная обработка (сшить все срезы на расстоянии 1,5см от края деталей и соединить лиф с юбкой, оставив в боковом шве слева место для вшивания тесьмы застежки «молния»).
4)Оверложить все срезы изделия на машине 51 класса-оверлоге.
5)Пооперационная утюжка срезов изделия.
VII. Физкультминутка
VIII.Практическая работа.Обработка низа сарафана на машине 51 класса-оверлоге. Завернуть край внутрь на ширину припуска 1 см, заметать и проложить строчку на 0,5см.
IХ. Экономический анализ (без амортизации швейного оборудования и электроэнергии).
Расчет материальных затрат
1)Ткань хлопок -2м30см х 200руб/метр=460 рублей.
2)Нитки -1 катушка =10рублей.
3)Кружево – 4метра х 15рублей=60 рублей.
Всего себестоимость пошива изделия обошлась мне 530 рублей.
Ориентировочная цена подобного изделия в торговой сети 1200-1400рублей.
Поэтому я считаю, что имею прибыль:
Приб=ЦенаРозн.-Себестоимость=1200рублей-530рублей=670рублей.
Выводы: Сарафан – это моя первая работа по созданию собственного швейного изделия. В процессе изготовления сарафана я узнала много интересного об истории его происхождения и особенностях подростковой одежды. Готовый сарафан соответствует моему проекту. Я приложила много усилий, чтобы работа была качественно выполнена., поэтому она очень понравилась моим родителям, близким и друзьям.
Цель проектирования достигнута. Теперь я больше уверена в своих силах и смогу воплотить в жизнь новые идеи по пошиву одежды. Мне понравилось шить – это интересно, практично, выгодно.
Х. Информация учащихся о домашнем задании.
Подготовить сообщение о профессии швея — спецмотористка (какими физическими качествами должны обладать люди этой профессии?)
Урок закончен. Всем спасибо.

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 6