Конспект учебного занятия по теме: История появления брюк в костюмах разных народов. Обработка кармана с подкройным бочком.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Гатчинский Дом детского творчества»











Конспект учебного занятия по теме:

«История появления брюк в костюмах разных народов. Обработка кармана с подкройным бочком».














Разработал педагог
дополнительного образования Колесникова Валентина Васильевна












г. Гатчина
2014 год


Педагог: Колесникова Валентина Васильевна.
Творческое объединение: «Белошвейка».
Состав учебной группы:
Количество детей, присутствующих на занятии – 10 (девочки).
Возрастные характеристики – 11-14 лет.
Место занятия в дополнительной образовательной программе «Белошвейка» - раздел «Изделия поясной группы одежды. Технология изготовления поясных изделий. Брюки»
Степень сложности занятия – средняя.

Тема занятия: «История появления брюк в костюмах разных народов. Обработка кармана с подкройным бочком».
Слайд №1,2,3.
1.Цели задачи:

Цель: Изготовление кармана с подкройным бочком.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей появления брюк в костюмах разных народов;
- формировать и совершенствовать навыки и умения по выполнению швейных работ;
- закрепить умение учащихся пользоваться технологической картой при изготовлении изделий.
Развивающие:
- развивать тактильное восприятие, ловкость;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, внимательность.
Форма учебного занятия: комбинированное занятие.
Форма организации работы: групповая.
Методы обучения: рассказ, демонстрация.
Время занятия: три учебных часа по 45мин. с перерывами 10 мин.

Слайд №4. Оборудование и материалы:

Ножницы.
Иглы.
Игольница.
Нитки.
Портновские булавки.
Образцы кармана с подкройным бочком.
Технологическая карта обработки кармана с подкройным бочком.
Швейные машины.
Детали кроя кармана из ткани.
Утюг.
Гладильная доска
Мультимедийный проектор.
Экран
1.14. Компьютер
1. 15. Диск с записью презентации занятия.
Структура учебного занятия:
1.Вводная, организационная часть - 10 минут.
2. Основная часть:
2.1. Введение нового образовательного материала – 25 минут.
2.2. Практическая работа – 1 час 20 минут.
3. Заключительная часть:
3.1 Подведение итогов занятия - 10 минут.
3.2 Завершение занятия - 10 минут.

Ход занятия.
1.Вводная, организационная часть.
Организационный момент
Постановка цели занятия.
Подготовка к занятию.
Инструктаж по технике безопасности
2. Основная часть.
2. 1. Введение нового образовательного материала.

Слайд №5. Любой предмет одежды в костюмах разных народов имеет свою историю. Брюки не являются исключением. Нам современным цивилизованным людям трудно представить мужской костюм без брюк.
Слайд №6. Тем не менее основной одеждой египтян в эпоху Древнего Царства был передник «схенти».
Слайд №7. В Ассирии в середине VIII века до нашей эры мужчины носили «канди» - рубашку – юбку.
Слайд №8. Одежда Древних греков – «хитон».
Слайд №9. Древних римлян –тога.
Слайд №10. Кочевой образ жизни варваров, вторгшихся в Европу в эпоху Великого переселения народов, более суровый климат их родины коренным образом повлияли на появление современной новой одежды _ штанов и разделение в последующие века европейской и восточной одежды на мужскую и женскую.Предполагают, что Европе штаны достались от скифов, кочевавших в причерноморских степях за 500 лет до нашей эры; они у них были кожаными. Возможно, германцы и галлы, которые были наездниками, стали одними из первых преемников этой одежды.
Ю. В. Бромлей и Р. Г. Подольный в книге «Создано человечеством» пишут о раскопках под Владимиром, во время которых были найдены останки людей в меховых штанах, живших 20 тысяч лет, то есть задолго до одомашнивания лошади. Это вносит существенные коррективы в представления о происхождении штанов.
В Древнем Риме новая «варварская одежда» оказалась под запретом. Ослушавшимся грозили строгое наказание и конфискация имущества. Воинов, правда, запрет не касался, и полководцы на свой триумф надевали пурпурные штаны. Проходят столетия, и византийский император Мануил (1143 1180) кричит своим воинам: «Покажите же туркам, что вы носите штаны! С тех пор каждая эпоха имеет свое, так сказать, брючное обличье.
Слайд №11.
В средние века мужчины носили штаны-чулки. Каждый «чулок» натягивался отдельно; в XII веке их привязывали к коротким штанишкам, а позднее к куртке. В XIV XV веке, считалось особенно модным, если левая и правая половины были разного цвета. Такая одежда называлась ми-парти (по-французски mi-parti «разделенный пополам»). Ее цвета и рисунок указывали на социальное происхождение человека, степень знатности, принадлежность к тому или иному роду, городской общине и т. д.
Слайд №12. В XVI веке по образцу испанских «кальсес» штаны знати уподобились подушкам. Их набивали паклей, мякиной, сеном, пером и конским волосом. А сверху еще натягивалась «наволочка» с разрезами, через которые виднелась дорогая ткань нижних штанов. Эта мода овладела Англией, причем подушки штанов увеличились здесь до невероятных размеров, и королева Елизавета распорядилась даже переделать скамьи в парламенте, чтобы удобно было заседать в таких штанах.
Слайд №13. Немалый вклад в развитие брючной моды внесли немецкие наемные солдаты XVI века ландскнехты. Жалованье этому беспокойному воинству платили нерегулярно, одежда быстро ветшала. Кто-то догадался превратить лохмотья в ленты и перевязать их в нескольких местах, закрепив у пояса и у коленей. Получились оригинальные и причудливые шаровары плюдерхозен (pluderhosen). У щеголей, которые носили такие шаровары отнюдь не от бедности, на изготовление их уходило до ста локтей материала. Этим не преминули воспользоваться контрабандисты для доставки через кордоны дорогих тканей.
Слайд №14.Во Франции прототипом брюк стали шоссы (по-французски chausse «штаны»). Они спускались до середины икр и обильно украшались лентами. В такие шоссы были одеты королевские мушкетеры герои Александра Дюма.
Слайд №15. В 1650-е годы брючным реформатором прослыл голландский посланник в Париже Ренграв (Rhingrave). Он попытался вернуть мужскую одежду к юбке, поверх штанов предложив надевать широкие трусы с оборками (ренгравы). По прихоти Людовика XIV эта мода продержалась сорок лет.
Слайд №16. Но самая большая популярность в XVII, XVIII и даже XIX веках выпала на долю коротких поколенных штанов кюлотов (по-французски cullote). Их носили аристократы и простые горожане, солдаты и полководцы.
Буквально с первых дней XVIII века Петр I ввел в России новую одежду: отныне дворянам и горожанам следовало носить кафтан и камзол, кюлоты, чулки и башмаки с пряжками. Да и сам царь отдавал им предпочтение.
Тем не менее самым близким прототипом современных брюк надо считать штаны из детского матросского костюма 1780-х годов. Значит, уже миновал двухвековой юбилей мужских брюк.
Отвороты на брюках новшество первой половины XIX века, обязанное как будто бы прихоти принца Уэльского, большого модника. Его застал на улице дождь, и, чтобы не забрызгать брюки, он подвернул их.
Складки на брюках появились в начале XX века.
Нельзя умолчать об истории столь популярных в наше время джинсов. Она возвращает нас к средним векам, когда в Генуе (Genova) производили прочную ткань для парусов, по-английски названную jean. Эта версия корректируется другой: саму ткань вырабатывали во Франции, городе де Ним (de Nimes), Генуя же поставляла краситель индиго. Отсюда и другое название джинсов, отражающее вклад французов и которым пользуются англичане, деним (denim).
Дальше следы ведут в Калифорнию конца сороковых годов прошлого века, куда занесла эмигранта из Баварии Леви Страусса «золотая лихорадка». Здесь он попытался разбогатеть на изготовлении палаток из упомянутого французского полотна. Но предприимчивый делец быстро понял, что старатели еще больше нуждаются в рабочих брюках, шитье которых он вскоре и наладил из той же прочной синей ткани. Он усилил брюки двойной строчкой, а карманы укрепил кнопками. В 1873 году Страусс запатентовал брюки, получившие название «джинсы».
Слайд №17. Порты – мужская нательная или верхняя поясная одежда из различных тканей. Носилась вместе с рубахой и поясом.
Состояли из двух узких штанин, каждая из одного полотнища ткани, и вшивавшиеся между ними четырёхугольной вставки – ластовицы или без неё. На поясе порты собирались на вздержку под обшивку или имели пришивной неширокий пояс. На одном из швов, соединявших впереди полотнища, делалась прореха. Порты шились короткими и заправлялись в онучи или сапоги. Нижние порты делались из белого холста, а верхние – из набойки, сукна. Порты были распространены на всей России.
Штаны – мужская поясная одежда. Состояли из двух узких штанин – калош и соединявшей их вставки – ластовицы в виде скошенного четырёхугольника, сшивавшегося из двух клиньев. Ластовица пришивалась к калошам косыми сторонами. Таким образом, чтобы один из клиньев приходился на переднюю, а другой на заднюю часть штанов. Штаны шились длинными, выпускающимися штанинами. Верх штанов собирался на гашник или пояс. Штаны надевались на холщовые портки. Будничные штаны шились из домашнего сукна или тёмного холста, продольную белую полоску. Праздничные – из фабричного сукна. Термин «штаны» известен со второй половины XVII века. В XIX веке использовался на всей территории России.
Слайд №18. Мужская брючная монополия давно и методически подрывалась женщинами. Историки утверждают, что это началось с народной героини Франции Жанны Д'Арк (XV век), которая была, судя по всему, первой женщиной в Европе, осмелившейся надеть мужские штаны. Отправляя Орлеанскую деву на костер, церковники припомнили ей и эту дерзость. Известен и такой факт: французская королева Мария-Антуанетта закончила свою жизнь на эшафоте во время Великой французской революции. А могла бы и не дожить до эшафота задолго до революции она как-то показалась в брюках, и за это ее едва не растерзала возмущенная толпа.
Во Франции Жорж Санд (18041876) к своей литературной славе добавила известность неукротимой воительницы брючной моды: Жорж Санд то и дело облачалась в мужское платье.
Самым удобным поводом покуситься на мужскую одежду был спорт. После того как велосипед стал массовым, были изобретены и шаровары для езды на нем. В брюках стали ходить на лыжах, путешествовать, подниматься в горы.
Дальнейшую судьбу дамских брюк связывают с аргентинским танго, наводившим ужас на рядового обывателя начала XX века.
В 1911 году парижские дома моделей попробовали соблазнить женщин широкими и длинными юбками-брюками. Это чуть не привело к общественным беспорядкам. Но последующие двадцать лет не прошли даром: дамские брюки прорвались на пляжи, курорты; дома стали носить «ленивую пижаму» с брюками.
Вскоре на экранах мира появилась знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих в брюках, и это не могло не вызвать подражания.

Практическая работа.
Правила техники безопасности
При работе на швейной машине.
Прежде чем стачивать изделие, проверьте, не остались ли в нем иголки или булавки.
Не держать на рабочем столе машины какие-либо посторонние предметы, например, ножницы, наперстки, масленки, около вращающихся частей машин
Не держать пальцы рук на уровне лапки во избежание попадания их под иглу, пользоваться лапками с предохранительными нитками.
Следить, чтобы не было заусенцев на платформе стола во избежание поражения рук.
При выполнении ручных работ.
Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.
Во время работы иголки и булавки вкалывать только в подушечку и ни в коем случае не брать их в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, занавески.
Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
При работе с ножницами.
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
Передавать ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.
Ножницы держать за кольца рукой так, чтобы прорезь винта была направлена к себе, а узкое лезвие ножниц при этом находилось под тканью.
Резать в направлении от себя. Не надо менять положение тела.
Не передвигать ткань во время кроя, придерживать ее рукой (во избежание перекосов).
6. Резать средней частью лезвий, не сдвигать их до конца, следить за тем, чтобы концы ножниц продвигались по линии, намеченной для разреза (иначе срез может получиться неровным, зубцами).
При выполнении влажно-тепловых работ.
Проверить целостность шнура утюга.
Включать и выключать утюг сухими руками.
Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике.
Горячий утюг ставить на асбестовую или металлическую подставку.
Нельзя отвлекаться во время утюжки, оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.
Слайд №19. На этом занятии мы познакомимся с технологией обработки кармана с подкройным бочком и прошьём образец кармана. Карман такой конструкции применяется в различных видах одежды. Карманы в основном являются декоративной частью конструкции изделия, выполняя одновременно дополнительную функцию – хранение личных предметов.
Слайд №20. Рассмотрите внимательно инструкционную карту пошива кармана. Ознакомьтесь с ней. Прошиваем образец согласно инструкционной карте:
1.Карман с подкройным бочком образуют две детали различной формы: мешковина и бочок, нижняя часть которого является внутренней стороной кармана. Мешковину для тонкости можно кроить из подкладочной ткани.
2.Обработка кармана разбивается на несколько шагов. Укрепление края кармана необходимо, так как косой срез подвержен растяжению и вход в карман может деформироваться.
3. Для закругленного края кармана, повторяя его форму, вырежьте полоску неклеевой прокладки. Настрочите эту полоску на изнаночную сторону на расстоянии 1,3 см от края. Подрежьте прокладку. Если край кармана прямой, вместо прокладки можно настрочить тесьму для шва.
4.Стачайте основную деталь и мешковину кармана лицевыми сторонами вместе. Послойно подрежьте припуски так, чтобы припуск кармана оказался короче.
5.Если край закругленный, надсеките припуски, не доходя 1 мм до строчки. В самых крутых изгибах надсекайте припуски под углом к строчке (в виде треугольников).
6.Заутюжьте шов в сторону кармана. Если вы не планируете с лицевой стороны отделочной строчки по краю кармана, проложите строчку на 0,1 см от шва со стороны мешковины, захватывая оба припуска; эта строчка не позволит карману выворачиваться на лицевую сторону.
7.Подверните мешковину кармана на изнаночную сторону, приутюжте край кармана, заправив шов внутрь. Отстрочите карман по краю, или немного отступив от него, если не была сделана закрепляющая строчка на мешковине кармана.
8.Совместите по меткам и зафиксируйте линию входа в карман. Стачайте мешковину кармана и бочок. Обработайте срезы зигзагообразной строчкой или каким-либо другим способом.
9.Приметайте края мешковины кармана к основной детали по талии и боковому шву. Срезы уравнивают по меткам на выкройках. Карман должен лежать ровно, без морщин.

3.Заключительная часть:
3.1 Подведение итогов занятия.
3.1.1 Анализ успешности занятия.
3.1.2 Отметить лучшие работы.
3.1.3 Убрать рабочие места.
3.2 Завершение занятия.





Источники информации.

Источники информации, используемые педагогом для подготовки занятия.


Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - С-Пб.: Литера, 1997.
Бланк А.Ф. Практическая книга по моделированию женской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1992.
Булатова Е.Б. Конструктивное моделирование одежды. – М.: Академия, 2004.
Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
Кибалова Л.И. Иллюстрированная энциклопедия моды. – П.: Артия, 1986.
Мерцалова Н.Н. Костюм разных времен и народов. - М.: Академия моды, 2001.
Юдина Е.Н. Для тех, кто шьет. – Л.: Лениздат, 1982
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

.

Литература, рекомендуемая обучающимся


Мерцалова Н.Н. Костюм разных времен и народов. - М.: Академия моды, 2001.
Юдина Е.Н. Для тех, кто шьет. – Л.: Лениздат, 1982.