Республиканская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»: Молодежные субкультуры.


Республиканская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

86073835651
Секция «Психология»
Авторы: ученицы 11«А» класса
МОУ СОШ №11 г.Избербаша РД
МУГУДИНОВА Гульнара КазимагомедовнаНаучный руководитель:
Учитель английского языка
МОУ СОШ№11 г.Избербаша РД
РАМАЗАНОВА Зухра Рамазановнаг.Избербаш – 2014 год
План.
1.Аннотация………………………………………………………………………….2 стр.
2.Введение……………………………………………………………………………3 стр.
3. Субкультура. Контркультура. Общие понятия………………………………….4 стр.
3.1 Понятие «субкультуры» и история термина…………………………………...4-5 стр.
3.2 Понятие «контркультуры»………………………………………………………5-6 стр.
3.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»….……………………6 стр.
3.4 Причины появления молодежных субкультур…………………………………6-7 стр.
3.5 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру………8 стр.
4. Характерные черты субкультуры и ее классификация…………………………8 стр.
4.1 Основные черты и функции субкультуры……………………………………...8-9 стр.
4.2 Классификация субкультур……………………………………………………...9-11 стр.
4.3. Обзор молодёжных субкультур………………………………………………...11-17 стр.
5.Заключение…………………………………………………………………………18-19 стр.
6.Список литературы……………………………………………………………..….20-21 стр.
Аннотация.
«Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…»
Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.
Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого сейчас только нет…
Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами.Они выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д..Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Определить причины возникновения молодежных субкультур.
Методы и приёмы, использованные при подготовке данной работы:
Исследованы и изучены научная и публицистическая литература, учебные пособия, просмотрены газетно- журнальные публикации, а также использованы интернет-ресурсы. В дальнейшем планируется углубленно и расширенно продолжить изучение материалов связанных с молодёжными субкультурами.
Введение.
left0Молодежные субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. Сегодня молодежь (45% населения Земли по данным ЮНЕСКО) - социальная группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах. Основная ее социальная проблема сводится к маргинальности  статуса:  молодые люди уже не дети, но еще и не взрослые.
Молодым присущи такие возрастные черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются  творчески наполнить приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это способствует зарождению молодежных субкультур. Мы уверены, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в поезде или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:
1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.
2. Более трудоемкая, но и более продуктивная - поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.
3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания.
Актуальность данной темы состоит в том, что субкультуры появляются постоянно, и в будущем мы будем с ними сталкиваться, чтобы не бояться этого, нужно попытаться понять их.
Эту задачу мы и попытаемся осуществить в своей работе.
3.Субкультура. Контркультура. Общие понятия.
3.1.Понятие «субкультуры» и история термина
Субкультура это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура.
«Субкультура (лат.sub -- под и cultura -- культура; подкультура) в социологии и культурологии -- часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами» Субкультура// Википедия - свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом языковой нормы.
История термина.
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Понятие молодёжных субкультур.
Понятие молодежных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи -- таким образом, понятие "субкультура" связалось с понятием "культурная парадигма", то есть тот набор представлений и правил, который дает своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако изучая эту матрицу, ученые натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее самоочевидными. Например, английский ученый Грант Мак-Крекен в получившей широкую известность книге "Паводок: культура, рожденная сумятицей" ("Plenitude: Culture by Commotion"), описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а все остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения т.п.) -- это всего лишь "обезьянничанье", необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодежной культуре как о естественной последовательности.
Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей Sue Widdicombe and Robin Wooffit "Язык молодежных субкультур: социальная идентификация в действии" (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвященных молодежным субкультурам -- англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге "Противостояние через ритуалы: молодежные субкультуры в послевоенной Британии", вышедшей в Лондоне в 1976 г.
3.2. Понятие «контркультуры»
«Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями» Субкультура и контркультура. Типология культуры// Библиотека по культурологи (электронный ресурс), режим доступа: .
Контркультура-- специфический вид субкультуры.
Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре.
Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.
Классические контркультуры
«Наиболее старейшей контркультурой является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами». В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.
Яркий пример контркультуры -- радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям.
3.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»
С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени.
3.4.Причины появления молодежных субкультур
Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. «Так Р.Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом «шок-протесте».
По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.
У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.
Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения)» Субкультура и контркультура// Библиотека по культурологи (электронный ресурс), режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philosophia/4_56814.doc.htm . Как уже говорилось выше, по моему мнению, субкультура это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят это стать приверженцем какой-либо субкультуры.
В качестве причин "ухода в андеграунд", молодёжь называет:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
3.5 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру
Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
«По мнению Кона И.С. основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.
Краковский А.П., отмечает, что у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, субкультура же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
Таким образом, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, что определяет их вступление в ту или иную субкультуру». Молодежь и рок-культура - молодежная субкультура// Преподавание истории и обществознания в республике Марий Эл (электронный ресурс), режим доступа: http://piorme.narod.ru/subkult.htm#1
Большинство молодых людей вступают в субкультуры не из-за внешней атрибутики и эпатажа, а в целях поиска близких по внутренним убеждениям.
4. Характерные черты субкультуры и ее классификация.
4.1. По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
4.2. Основные черты и функции субкультуры
«Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:
* специфический стиль жизни и поведения;
* свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
* наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи» Левикова С.И. «Молодежная субкультура» (учебное пособие). М., 2004, с.13.
Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.
«Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры» Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.7. На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко
Основные функции субкультур «Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма»/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.7:
1. Эмансипация - повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.
2. Социализация - принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении - 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.
3. Структурирование времени - организация собственного досуга.
Базовая субкультура (БСК)
Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».
Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс - базовую субкультуру некрофетишистов.
Динамика развития субкультуры
Изначально субкультура появляется на основе уже имеющихся субкультур, возможно за счет раскола субкультуры, когда часть ее идет путем собственного развития. Вновь появившаяся перетягивает людей, атрибутику, возможно нормы поведения основной субкультуры.
Любая субкультура развивается, проходит несколько условно названных стадий развития, и в итоге может либо исчезнуть, либо сформировать альтернативную культуру.
Классификация молодежных субкультур по источникам возникновения Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.16
Данная классификация вводится для удобства анализа субкультур с генетических позиций, для учета различной специфики развития привнесенных извне субкультур на местах и уже имеющихся на данной территории местных субкультур.
Адвентивная субкультура. Адвентивный (от лат. «adventus» -- приход, пришествие). Термин обозначает «пришлые», «чужие», «привнесенные извне» элементы. Адвентивная субкультура - пришедшая, как правило, с Запада развитая субкультура. Представляет «кальку» с этой субкультуры.
Адаптивная субкультура - субкультура, возникшая в результате адаптации (натурализации) адвентивной субкультуры в конкретных местных условиях.
Оригинальная субкультура - субкультура, самостоятельно возникшая в конкретных местных условиях, либо появившаяся параллельно аналогичным западным субкультурам, без влияния со стороны последних.
4.3.Обзор молодёжных субкультур.
Мы рассмотрим кратко наиболее популярные субкультуры.
Рэперы и хип-хоперы. Всем известные и знакомые люди. Они носят широкую и свободную одежду, большинство увлекается баскетболом, битбоксом и конечно написанием рэпа. Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом ( что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя.
Второе направление – Готыleft0. Таких людей узнать не составит никакого труда. Гот обязательно одет в черное и у него обязательно мраморно-белая кожа. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти – его там нет. Смерть - это напоминание, повод стремиться к жизни.
Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота.
Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.
Следующее направление – Скинхэдыright0. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами.Плюсы: Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Именно это стремление, на наш взгляд, положительное.
Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «не своего», и даже в некоторой степени стремятся к этому. Это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия - русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Враги скинхедов - все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть - к рэперам и всем длинноволосым
Следующее течение - Растаманы (хиппи)right0. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.Плюсы: Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться «чем бы дитя не тешилось…» Минусы: По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.
Ролевые игры, ролевикиleft0. Эти люди, которые любят играть по сценарию. Они могут поставить свою любимую книжку как спектакль и жить так долгое время. По сути все тоже самое как при съемках фильма, только без камер.Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.Минусы: Есть опасность «заиграться» по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.Фрикиright0Люди, которые любят ярко и привлекающее одеваться и вести себя. Здесь и яркие цвета одежды, и тату и различный пирсинг. По сути эти люди не только ярко выглядят, они и ярко мыслят. Обычно такие люди это певцы, писатели, композиторы…Вообщем опять люди творческой натуры. Фрик-культура – это культура смелых и абсолютно отвязных людей.
Плюсы: Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают.
Минусы: Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.
Металлисты,рокеры. Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией - "косухи", "косовороты", серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
Плюсы: Как правило люди весьма интересные и не замкнутые в своем мирке. Для них это лишь всего время свободного препровождения.
Минусы: Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» -крутых мотоциклах могут привести к авариям и прочим ситуациям связанных с алкоголем.Панки.left0Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества.Плюсы: Лично я как человек со стороны их не вижуМинусы: Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
И еще наиболее популярная субкультура – Эмо.right0 Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Их легко можно узнать по цветах в одежде: розовый и черный.
Плюсы: Если не считать их эмоциональность то вполне мирный и тихий народ .Не настроены враждебно и ни хотят поработить мир.
Минусы: Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Следовательно все это может привести к нервному срыву и к проблемам в дальнейшей жизни.
Байкеры (мотоциклисты )
Байкеры (англ. biker, от bike < motorbike < motorbicycle "мотоцикл") -- любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни. Байкеры - одни из немногих людей, для которых слова “один за всех, все за одного” не просто пустой звук, а стиль жизни. Мотоцикл - это драйв, это кайф… Кумир байкеров –СКОРОСТЬ.
История байкеров началась в 1901 году, когда компания двадцатилетних изобретателей из американского штата Милуоки начала работать над моторизацией велосипеда. Над созданием первенца трудились Вильям Харлей и Артур Дэвидсон, а в разработке участвовали два брата Артура - Уолтер и Вильям. В результате получилось конструктивно новое явление. При этом нельзя сказать, что Вильям Харлей и братья Дэвидсоны стали пионерами мотоциклостроения как такового. К 1903 году в США уже существовали другие компании по производству мотоциклов. И одна из них, "Indian motorcycle company", основанная в 1901 году, стала главным конкурентом для "Harley-Davidson" на многие годы. Но все же можно утверждать, что байкеры начались именно с "Харлеев". Дело в том, что лишь Вильям и Артур сделали свою продукцию чем-то большим, нежели просто мотоцикл. Степень контакта водителя с получившимся гибридом напоминала взаимоотношения всадника с норовистым и капризным, но от того не менее любимым скакуном. Издаваемые же звуки, уровень адреналина в крови и развиваемые скорости просто не имели аналогов. Стремление к большим скоростям и подвигло компанию на создание мощных и сильных двигателей и мотоциклов.
В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум.
Внешний вид байкеров. Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, "косуха" (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с "цветами" (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы.
Символика байкеров· Флаг Конфедерации (точнее, его вариант -- Naval Jack).
· Изображение черепа.
· Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется "Цвета")
· 1%.. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации и только один процент из них являются "отверженными" и нарушают закон (outlaws).Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%.
· Татуировка. Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка ("biker's tattoo") есть отдельный вид этого искусства.
· Железный крест.
Мотоциклы байкеровНаиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованим большого количества тюнингованых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность.
Подведем некоторые итоги:
1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.
2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.
3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.***
Заключение.
Основой любой субкультуры всегда является утопия – представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная. Студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Пропагандой или бомбой – вопрос вкуса и имеющихся навыков. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. Что получается в итоге? Очарование всегда заканчивается разочарованием. Хорошо, если, зайдя в тупик, человек имеет возможность из него выйти. А если времени уже нет?
Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.
По мере измельчания горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в состоянии «вечного релакса» – это ведет к его подчинению и разрушению. Если не сделать над собой усилий, для этого всегда найдется кто-то другой, и он сделает выбор за тебя. Может быть, это и неплохо? Со временем, когда человек перестает отдавать себе отчет, он задастся именно таким вопросом. А это значит, что он уже потерял себя, все нуждающиеся в его помощи – возможность ее получить, страна – своего гражданина. И можно провести годы или, если особо повезет, десятилетия в самоублажении – изысканном и не очень, «добром и наивном» или агрессивном и мизантропическом, высокоидейном или «попсовом». Мир от этого не перевернется – перевернется сам человек. Личность постепенно затрется, выгорит. Иллюзорное единство с единомышленниками разрушится. Окружающие утратят интерес, придет одиночество. Хуже всего, что оно получит вселенский характер. К кому взывать?
Затянувшееся до старости отрочество не может вызвать иного чувства, кроме сожаления об упущенных возможностях самого человека и его ближних. Сложно сейчас судить, какое будущее ждет Россию. Прогнозы в этом деле – вещь совсем неблагодарная. Ясно одно: с диктатом субкультур такого будущего не будет вовсе.
*** В дальнейшем мы планируем провести анкетирование среди родителей и учащихся школ города: что они знают и думают о молодёжных субкультурах, что является поводом их возникновения и присоединения молодёжи к ним, предлагаемые методы решения данной проблемы.
Список литературы.
I. Книги, учебные пособия
1. Информация: результаты опросов // Мониторинг общественного мнения: Эконом. и социальн. перемены. 2002. №1.
2. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
3. Луков В. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147-151.
4. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001.
5. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцией Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008
6. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 20008.
7. Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004
8.Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988; Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989; Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990; Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993; Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры.
II. Публикации.
1.Левикова С.И. Готика как она есть, или о старо-новой молодежной субкультуре. Научная статья о субкультуре готов в журнале "Философские науки" 2006 г. № 7-9.
2.Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001.
III. Internet1. Молодежные субкультуры: уход из «лицемерного» мира// Информационное агентство Бел РУ - новости Белгорода он-лайн (электронный ресурс), режим доступа: http://www.bel.ru/news/opinion/36602.html
2. Молодежь и рок-культура - молодежная субкультура// Преподавание истории и обществознания в республике Марий Эл (электронный ресурс), режим доступа: http://piorme.narod.ru/subkult.htm#1
3. Причины возникновения и типологии молодежных субкультур// Education and Science (электронный ресурс), режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philosophia/4_56814.doc.htm
4. Субкультура и контркультура// Библиотека по культурологи (электронный ресурс), режим доступа: http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm
5. Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: http://www.subcult.ru
6. Эстетика готической субкультуры// Gothic-photo.ru. Готические фотографии (электронный ресурс), режим доступа: http://gothic photo.ru/article/estetika-goticheskoi-subkultury7.Pravoslavie.ru