Методическая разработка (сценарий) вводного занятия кружка Юный лесовод Посвящение в лесники



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белоберезковская средняя общеобразовательная школа № 1
п. Белая Березка Трубчевского района Брянской области






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(СЦЕНАРИЙ)

ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ

КРУЖКА «ЮНЫЙ ЛЕСОВОД»






для учащихся 13-16 лет





Автор:
Буренкова Стелла Ивановна,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Юный лесовод»,
руководитель школьного лесничества





Белая Березка
2010





Цель: дать представление о характере деятельности в кружке путем расширения знаний детей о лесе и привлечения их внимание к сохранению, восстановлению и приумножению лесного богатства для нынешних и будущих поколений.

Задачи:
Воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;
Расширение, углубление знаний и практических навыков в области биологии, экологии, лесоводства;
Развитие и реализация интеллектуального и творческого потенциала подростков;
Создание благоприятных условий для общения детей.

Используемые технологии:
Технология проектной деятельности
Информационно-коммуникационная технология
Игровая технология

Оформление:
Выставка опытнических и исследовательских работ, дневников наблюдений, рефератов учащихся, альбомов и гербариев.
Выставка книг о лесе.
Стенд «Школьное лесничество»
В оформлении зала используют картины о лесе: Шишкин - «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали»; М.Смирнов - «Сосна»; И. Левитан - «Весной в лесу» и др.
Вывешивают плакаты с высказываниями о лесе.
«Много леса - береги.
Мало леса - не руби,
Нету леса - посади». (Пословица)

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять при роду - значит охранять Родину». (М. Пришвин.)

На занятие приглашают работников лесхоза и местного лесничества.
Ход занятия:
Звучит музыка:
Пение птиц
Песня «Беловежская пуща»

Вступительное слово руководителя школьного лесничества.

35 ребят нашей школы трудились в школьном лесничестве. Они участвовали во многих операциях по охране родной природы: «Белая берёза», «Гроздь рябины», «Пернатые гости», «Зелёный патруль», «Муравей», «Боровик», «Перепись зелёного населения». Вокруг памятника партизанам посадили 17 деревьев. Они взяты под охрану «зелёными патрулями». Школьники принимали участие в операции «Наш школьный двор». Младшие школьники собирали семена цветов. Зимой ребята участвовали в операции «Кормушка». В микрорайоне школы и на территории школьного лесничества организовано 117 птичьих столовых. Весной при прохождении операции «Пернатые гости» вывешено 43 скворечника. Каждый год школа сдаёт Знобовскому лесничеству жёлуди. Вот и в этом году члены школьного лесничества сдали 375 кг желудей. Перечисляем фамилии учащихся, принявших в операции «Жёлудь» активное участие (зачитывает фамилии, класс). Много и других важных дел и полезных дел на счету деятельности школьного лесничества.
Сегодня мы принимаем в свои ряды новых членов, новых друзей леса.

Того, кто в лес войдёт как враг,
Затем, чтоб гнёзда разорять,
Заманит он в глухой овраг
И станет ветками хлестать!

Но если ты придёшь как друг,
Всё будет радостью вокруг,
И много сказочных чудес
Тебе покажет старый лес.
(В. Лифшиц)
Ведущий.
Право занять торжественное место предоставляется Совету лесничества!
Выйти новым членам школьного лесничества.
К принятию клятвы стоять смирно!

КЛЯТВА ЮНОГО ЛЕСОВОДА:
Я, (фамилия, имя), вступая в ряды лесоводов, торжественно клянусь:
Беречь родную природу!
Охранять леса, сады, парки!
Все силы и знания посвятить охране природы и восстановлению леса!
Верность этой клятве обещаю пронести через всю жизнь! Природе родного края – нашу защиту! Рядам юных лесоводов – расти и крепнуть!
Да будет так!
Наш девиз:
Мы будем бережно хранить природу
И всем такой даём совет:
Умей беречь леса и воды –
Они вознаградят в ответ.
Ведущий
Слово предоставляется директору школы (вручение подарков, сделанных руками учащихся из природных материалов).

Монтаж: стихи о природе, о лесе
(читает совет лесничества)
1-й чтец
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
2-й чтец
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
3-й чтец
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальётся пеночка короткой, четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
4-й чтец
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
5-й чтец
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он от тебя, от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.
6-й чтец
Здесь, в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать.
Ведущий.
Школьное лесничество представляет опыт своей работы.

Выступают члены школьного лесничества.
Представление опыта работы на фоне показа презентации «Школьное лесничество»

1) Школа находится в посёлке, который окружают прекрасные леса, их обитатели, река Десна.

2) Наше школьное лесничество создано и функционирует с февраля 1978 года на базе Знобовского государственного лесничества Трубчевского лесхоза. Площадь фонда школьного лесничества 12 га, а общая площадь леса, закреплённая за школьным лесничеством, 380 га леса 1 группы. Руководит нашей работой Совет лесничества из 11 человек 8-11-х классов, во главе с лесничим, его помощником, лесотехником и лесниками. Всего членов в школьном лесничестве 35 учащихся 8-11-х классов.

3) Основная цель работы в школьном лесничестве – научиться бережно относиться к природе, углубить знания в области лесного хозяйства и экологии, на практике сберегать и приумножать лесные богатства.

4) Работы в школьном лесничестве много: посадка леса (всего за годы функционирования школьного лесничества посажено около 35 га леса); уход за саженцами и сеянцами в питомнике; сбор шишек, семян, желудей; сбор лекарственного сырья; уход и огараживание муравейников; изготовление кормушек, искусственных гнездовий; охрана леса от пожаров; выявление вредителей лесных культур; уборка леса от валежника; заготовка веточного корма для подкормки лесных животных в зимнее время и многое другое.

5) Каждый год в апреле мы проводим экологический месячник, где рапортуем о проведённой работе, показываем лучшие кормушки и скворечники, организовываем экскурсии в лес, выставку поделок из природного материала, проводим игры, конкурсы, вечера о лесе. Побывали и на экскурсии в заповеднике «Брянский лес».

6) Озеленяем мы и улицы, скверы посёлка. Весной этого года посадили берёзовую аллею Славы возле памятника партизанам. Осенью собрали 120 кг шишек, развесили 22 птичьих домика.

7) В основу исследовательской и краеведческой деятельности нашего лесничества положено изучение редких и исчезающих видов растений, выявление и охрана памятников природы, изучение экологического состояния леса окрестностей посёлка Белая Берёзка.

8) Работая в школьном лесничестве, ребята увлекаются интересным делом и выбирают профессию, связанную с лесным хозяйством. Школа гордиться своими выпускниками, окончившими Брянскую государственную инженерно-технологическую академию, Брянский государственный университет, Московский институт леса, а также теми, кто остался работать в родном Знобовском лесничестве, и является частыми гостями школы.

9) Юные лесоводы нашей школы являются победителями районных конкурсов и призёрами областных. В 2001 году коллектив нашего школьного лесничества занял 2 место в областном смотре-конкурсе школьных лесничеств. В 2002 – победили в районном конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина» в номинации «Экологическое состояние природной среды». В 2003 – заняли 3 место в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды». В 2004 – победили в областном конкурсе «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам Брянщины («Подрост»)» в номинации «Формы и методы экологического образования». В 2010 году участвовали в областном слете школьных лесничеств и заняли 1 место.

10) Работая в школьном лесничестве мы понимаем, что делаем очень важное дело, что мы можем спасти от уничтожения миллионы деревьев, сможем посадить новые леса. Ведь недаром мудрые пословицы говорят: «Человек не напрасно прожил свою жизнь, если не вырастил хотя бы одно дерево».
«Много леса – береги,
Мало леса – не руби,
Нету леса – посади».
11) Будьте спокойны, ваши величества,
Рослые кедры, дубы-великаны,
Детские школьные наши лесничества
Вас не оставят одних без охраны!

12) (Поют все участники)
Когда я в лесхозе служил лесником,
Ко мне постучался косматый биолог,
И, глядя на карту на белой стене,
Он улыбнулся мне.
Он рассказал мне, как плачут леса,
Без лесника лесам одиноко,
Нет в лесхозе у нас лесника,
Значит, нам – туда дорога.

Припев:
Облака в небо спрятались,
Звезды яркие смотрят вниз,
И в дебри сказочной тайги падают они.

Дивные сказки природы родной
На ночь поют нам большие деревья,
Дивные сказки про розовый снег,
Розовый снег даже во сне.
А ночью по лесу леший идет
И засыпает снегом кормушки,
Любит он с вьюгой водить хоровод,
И тебя они научат.
Ведущий.
У нас есть маленькие друзья леса, которые будут продолжать начатое нами дело. Сегодня мы для них приготовили напутственное слово.
«Что такое хорошо, и что такое плохо?»
(в сценке участвуют: Малыш, Папа I (о добром), Папа II (о плохом))
Ведущий.
Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха:
Малыш
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Папа I
У меня секретов нет, слушайте, детишки!
Ведущий
Папы этого ответ помещаю в книжке.
Папа II
Муравейник разорил.
Отругав, заохав,
Я скажу тебе одно:
Это очень плохо.
Папа I
Ты построил дом скворцу,
Сало дал синице.
Доброта тебе к лицу,
В жизни пригодится.
Папа II
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен: в сорок раз
Ты собаки хуже!!!
Папа I
Если ты галчонка спас,
Иль помог зайчишке.
Ты хороший человек,
Мировой мальчишка.

Потушил костер в лесу,
Сжег сушняк ненужный,
«Спас зеленую красу», - скажут тебе дружно.
Ведущий
Мальчик радостный пошел, улыбнулась кроха.
Малыш
Буду делать хорошо и не буду плохо!
(Звучит мелодия «Беловежская пуща»)

Ведущий
Свои исследовательские работы о лесе показывают члены школьного лесничества.
(показ презентаций проектов и выступление учащихся по темам:
История изучения природы родного края
Редкие и исчезающие растения нашего леса
Биологическое разнообразие и экологическое состояние леса окрестностей п. Белая Березка)
Ведущий
Земля российская, моя земля! До былиночки все на ней знакомо. Одному природа – мать, другому – мачеха. А нам? Может быть, задумаемся каждый о том, что не только природа для него, но и он для природы. Давайте сбережем чистый и светлый мир ее, спасем от поругания.
Чтоб себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести
ПРИРОДЫ КУЛЬТ НЕПОГРЕШИМЫЙ.

Занятие заканчивается осмотром выставки опытнических и исследовательских работ, дневников наблюдений, рефератов, альбомов и гербариев учащихся и игровыми сценками об обитателях леса.
Литература:

Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М.: Просвещение, 1994
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Лес и жизнь.- Л.: Детская литература, 1966
3. Смирнов А.В. Упрямые башмачки. - Л.: Детская литература, 1979
4. Линник Ю. Лесной театр. - Петрозаводск: Карелия, 1988
5. Бианки Ю. Лесная газета на каждый год











13PAGE 15


13PAGE 14615




«Посвящение в лесники»Times New Roman