Методическая разработка (2 класс) по теме: Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному дню прав человека, для младших школьников Я — ребёнок. Я — человек
Сценарий внеклассного мероприятия
«Я – ребёнок. Я – человек»,
посвящённого Всемирному дню прав человека
Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе
Задачи:
Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".
Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.
1 слайд «Я - ребёнок, я – человек»
Выходят 2 ученика.
1 ученик. Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
2 ученик. Невозможно без природы,
Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,Всё почувствовать вокруг.
2 слайд «16 ноября – день толерантности»
Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.
3 слайд «Мы разные, но мы вместе»
Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
3 ученик. Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).
Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.
4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.
4 ученик. У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцемНе приклонялась наша голова.
Учитель. А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?
5 слайд. «Зверства фашистов»
Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, , которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.
6 слайд. «ООН»
А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик — съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.
7 слайд «Декларация о правах человека».
Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.
8 слайд «Права ребёнка».
Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция — это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
9 слайд «Права человека».— О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.
5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?
6 ученик. Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым-
Он на свете не один!
Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
7 ученик.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Перекличка имён.
- Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.
Дети встают и называют свои имена:
Александра – защитница (др.-гр.)
Алина – благородная (др.-герман.)
Алла – благородная (др.-герман.)
Анастасия – воскрешённая (др.-гр.)
Андрей – мужественный (др.-гр.)
Арина – мир (др.-гр.)
Артём – здоровый (др.-гр.)
Виктор – победитель (лат.)
Виктория – победа (лат.)
Даниил – бог - мой судья (др.-евр.)
Дарья – повелительница (др.-перс.)
Дамиан – покоритель (др.-гр.)
Екатерина – чистая (др.-гр.)
Максим – величайший (лат.)
Мария – желанная (др.-евр.)
Никита – победитель (др.-гр.)
Ольга – святая (сканд.)
Руслан – лев (тюрк.)
Сергей – стерегущий (лат.)
Софья – мудрая (др.-гр.)
Степан – венец (др.-гр.)
8 ученик.
Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
9 ученик.
Мои права (стихотворение - шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.
Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете.
На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
Сохранить своё здоровье-
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав-
Не дано таких им прав.
Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда.
Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».
-Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.
Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.
Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).
Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).
10, 11, 12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).
На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".
Ребята должны ответить на вопросы:
(10 слайд) В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ( «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», «Золотой ключик»)
(11 слайд) Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (Коза из сказки «Волк и семеро козлят», заяц из сказки «Заячья избушка»).
(12 слайд) В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? («Заячья избушка», «Золотой ключик»).
13, 14, 15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок» ).
Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?
Эпизод из мультфильма «Буратино» (Союзмультфильм, 1959 г., режиссер: Михаил Ботов) Кот Базилио и лиса Алиса хотят отобрать у Буратино 5 золотых и подвешивают его за ноги на дубе.- Какие права нарушили кот и лиса? (Нарушены права на личную неприкосновенность, жизнь, личное имущество).
Эпизод из мультфильма «Чиполлино». Союз мультфильм, 1961 г., режиссер: Б. Дёжкин. У кума Тыквы отбирают домик.
- Какое право нарушили солдаты принца Лимона? (Право на прикосновенность личного имущества,)Эпизод из мультфильма «Гадкий утёнок»(Союзмультфильм, 1956 г., режиссер: Владимир Дегтярев) Обитатели птичьего двора дразнят утёнка.-О нарушении каких прав идёт речь в этом отрывке? (На защиту чести и достоинства, на сохранение своей индивидуальности, право на равенство.)
16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик» Союзмультфильм, 1948 г., режиссер: Михаил Цехановский (У Жени остался последний лепесток. Она присаживается на скамейку, на которой сидел мальчик с костылями…). Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик - семицветик».
Какие желания были у Жени?
У неё было право выбора?
На что она потратила последний лепесток?
Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)
Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.
ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».
-Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
СЦЕНКА
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»
Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
- Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.
Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.
Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.
Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
- Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.
Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.
18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.
19 СЛАЙД «Я - РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».
Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.
-Я имею право быть чёрным и белым.
-Я имею право быть ловким и смелым.
-Ты имеешь право иметь своё имя.
-Ты имеешь право быть просто любимым.
-Мы имеем право на всём белом свете.
-Мы имеем право! Мы – дети!
ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я»( сл. М. Пляцковского, муз. В.Иванова). Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.
Использованная литература:
Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
Материалы Детского правового сайта. http://mir.pravo.by/
Стихотворения Резник Ф.Э.