Урок:»: Отряды млекопитающих: парнокопытные на примере северных оленей.»
МОДУЛЬНЫЙ УРОК
План – конспект урока
Тема: Отряды млекопитающих: парнокопытные на примере северных оленей.
Цель: Сформировать представления о разнообразии млекопитающих животных, используя местный материал показать на примере северного оленя особенности строения парнокопытных ;
Задачи урока:
Образовательная - Изучения об особенностях строения и этологии северного оленя
Развивающая – Развивать самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, докладе учащихся, извлекать из них нужную информацию. Оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, осуществлять контроль и взаимоконтроль;
Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету; чувство ответственности за выполнение заданного обьема работы
Оборудование: экран, компьютер, диапроектор, диск- репетитор (отряды китообразных, хоботных и хищных, парнокопытных и непарнокопытных животных),.
карточки, учебник учебник Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 7 класс – М. Дрофа, 2009, доклады Слепцовой Алены, Любы «Биологические особенности оленей эвенской породы», материалы с интернета.
Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ – 0
Интегрирующая цель:
а) расширить знания о многообразии млекопитающих;
б) Получить представление о парнокопытных и непарнокопытных животных.
в) показать на примере северного оленя особенности строения парнокопытных в связи с питанием;
г) Знать особенности этологии оленей
д) научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания;
е) объективно оценивать себя и свои возможности, подсчитывать баллы.
Тема и цель урока записаны на доске
Выполни задания переходи к следующему учебному элементу.
УЭ – 1 Проверка изученного материала Входной контроль. (5 мин.) (2 балла)
Цель: Определить исходный уровень знаний о классе млекопитающих.
Повторение предыдущего материала по классу млекопитающих.:
Почему класс назван млекопитающие?
По слайду на экране узнай животного, к какому отряду относится и краткую характеристику отряда.
Предложено 6 видов животных, например: (тюлень, слон, волк, медведь, касатка, снежный баран).
Отвечаете устно за каждый правильный ответ учитель ставит 1 балл.
УЭ – 2
Изучение нового материала Цель: Получить представление о парнокопытных и непарнокопытных животных.(6 мин) (2 балла)
Задание 1: Прослушайте рассказ учителя об отряде парнокопытных животных (смотри на экран слайд №1)
а) нежвачные
б) жвачные,
Задание 2
Запишите в тетрадь представителей парнокопытных животных (смотри на экран слайд №2)
Задание 3
1 Почему свиней и бегемотов относят к подотряду нежвачных парнокопытных
Рассказ учителя с использованием слайдов
пользуясь слайд запишите в тетрадь за правильный ответ ставите 1 балл.
УЭ – 3
Цель: Изучить особенности внешнего строение северного оленя
Задание I. ( 1 балл).
С текста выпишите краткую характеристику внешнего строения оленей по плану:
- величина
- форма тела.
- волосяной покров
- конечности
- органы, расположенные на голове.
Задание II. (3 баллов)
рассмотрите рисунок.
1. Что обозначено цифрами?
2. Назовите железы кожи у оленей?
3. Какое назначение имеет волосяной покров?
Задание III. (11 баллов).
Выполните тестовую работу. Внимательно прочитайте предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1.Глаза оленей имеют веки с ресницами.
2. Глаза располагаются по бокам головы.
3.У всех млекопитающих, имеющих
волосяной покров, различают ость и подшерсток.
4. . Имеется большое количество кожных желез -- межпальцевые, плюсневые, хвостовые, предглазничные и др.
5. В поясе передних конечностей у оленей имеются такие же кости, как и у пресмыкающихся.
6. Туловище млекопитающих высоко поднято над землей.
7. Рога ежегодно сбрасываются весной и вырастают вновь осенью
8. В коже у большинства млекопитающих имеются потовые железы.
9. Более совершенный способ передвижения у млекопитающих связан с особенностями строения кисти и стопы.
10. Основой плечевого пояса млекопитающих является лопатка.
11. У всех млекопитающих зубы разделяются на резцы, клыки и коренные.
Дается доклад Алены Слепцовой Работайте в паре
выпишите данные
оленя.
Задание №2 выполняете
самостоятельно (за каждый вопрос 1 балл )
Правильность выполнения зад. №3 взаимопроверка
За правильный ответ 1 балл
УЭ – 4
Цель: Самостоятельно изучить на примере северного оленя особенности строения пищеварительной системы парнокопытных в связи с питанием;
Задание I. (3 балла)
1. Прочитайте самостоятельно о строении и функциях пищеварительной системы. ?
2. Изучить рисунок на стр. 234 учебника «Строение желудка коровы»
3. Сравните пищеварительные системы жвачных и нежвачных парнокопытных. заполните таблицу
Жвачные
парнокопытные Нежвачные парнокопытные.
Задание II.(5 баллов)
Ответьте на вопросы устно.
1. Каково строение и назначение разных зубов у жвачных
2 Какое строение имеет желудок жвачных парнокопытных?
3. У каких животных желудок имеет много камер?
4. Какие функции выполняет тонкая кишка?
5. Чем жвачные парнокопытные отличаются от нежвачных?
Делайте записи в тетрадь
Работайте в паре
За выполненную работу 1 балл
Задание №2
Работа с учителем
За правильный ответ 1 балл
УЭ – 5
Цель: Знать особенности этологии оленей
Задание I. (3 балл )
Питания оленей. Заполните таблицу
«Кормовой рацион оленей»
Весна лето осень зима
Задание 2. (1 балл)
Запишите местообитания и сезонные миграции оленей
Задание 3 (5 баллов)
Ответьте на вопросы устно .
1. Что такое гон оленей?
2. Как себя ведут период гона самцы ?
3. Как происходит ягнение самок ?
4 Расскажите поведение телят.
5.Назовите основные враги оленей Делайте записи в тетрадь самостоятельно
Работа с учителем За каждый правильный
ответ – 1 балл.
Заслушать ответы
УЭ - 6 ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.
ЦЕЛЬ: Проверьте усвоение материала о парнокопытных и семейства оленей
Задание I. (4 балла).
Выполните тестовую работу. Выбери индексы правильных ответов.
1. Парнокопытные имеют на ногах:
а) по 4 пальца;
б) по 2 пальца;
в) одни виды по 2, а другие по 4 пальца.
2. Рога имеются:
а) у многих парнокопытных;
б) у многих парнокопытных и немногих непарнокопытных;
в) у многих парнокопытных и многих непарнокопытных.
3. Сложный желудок, состоящий из четырех отделов, имеют:
а) все травоядные млекопитающие;
б) только крупные травоядные млекопитающие;
в) только жвачные парнокопытные.
4. Какие структуры защищают млекопитающих от переохлаждения?
а ) меховой покров и подкожный жир
б) подкожный жир
в) меховой покров
Задание II. ( 5 баллов).
Допишите текст о внешнем строении оленей. Вставьте пропущенные слова.
Тело северных оленей покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________. Растущие рога называют ______________. Имеется большое количество кожных желез __________,________,_______,_______. В отличие от других позвоночных глаза имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Как и все млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________. У многих оленьих есть "хвостовое зеркало"_________________ которое имеет ______________ значение.
Задание II1 ( 3 балла )
Найдите соответствие
виды подотряды
Свиньи
зубр
бородатый козёл,
бегемоты
пекари
бизон,
жираф
кабан
благородный олень, лань
лось. Жвачные
нежвачные
Ответы сообщит учитель.
Набранное количество баллов запиши в
лист учета. Работу выполняй самостоятельно в тетради
Работай самостоятельно
Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.
УЭ – 7
Подведение
итогов Рефлексия 3 мин.
Цель: Определи, усвоил ли цели и тему урока
Какое значение для тебя лично имеют знания, полученные сегодня на уроке?
Домашнее задание прочитать стр 234-236. С интернета написать сообщение о парнокопытных и непарнокопытных, занесенных в Красную книгу и практическое значение северных оленей.
Примечание:
- 33-38 баллов оценка “5” ;
-20 -32 баллов оценка “4”;
- 9-19 баллов оценка “3”;
- менее 8 баллов оценка “2”.
Если менее 8 баллов, не огорчайтесь и изучите ещё раз материал.
Подсчитай
количество
баллов,
которые ты
набрал при
выполнении
заданий