Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Виват, Математика!


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия

В И В А Т,
М А Т Е М А Т И К А!
Энгельс 2015 г.
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
ЦМК ЕН и ОПД Зам. директора по ВР
Протокол от_____№__ ________В.В. Болохонова
Председатель _________Л.И. Повольнова
Автор (составитель)___________Е.В. Барбулат
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Форма проведения: игра-соревнование между тремя командами
Цели:
1. Образовательные: проявить интерес к математике, дополнить знания по предмету, расширить кругозор
2. Воспитательные: воспитать у ребят раскованность, чувство ответственности, формировать чувство коллективизма, умение быстро ориентироваться в обстановке
3. Развивающие: развитие творческих способностей, развитие мышления, памяти, привить уважение к друзьям и соперникам
Методы: наглядные, словесные, практические
Звуковое оформление: песни о математике
Оформление: математические газеты, презентация, портреты великих математиков, плакаты с высказываниями:
«Математика - это гимнастика ума» (М. Калинин).
«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг»
(Ф. Хауслорф).
«Книга - книгой, а мозгами двигай» (В. Маяковский).
«Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает». (Н. Винер)
Конкурс " Виват, Математика! " проводится между студентами I курса
групп: Р-489, Г- 491, С-492
Для участия в игре группа создает команду из 5 студентов. Команда выбирает капитана и готовит свою визитную карточку, в которую входят:
название команды, девиз, эмблема, приветствие жюри, соперникам и болельщикам. Каждая группа выпускает математическую газету, готовит стихотворение, песню и фокус.
Место проведения игры - музей техникума. Перед игрой зал оформляется: вывешиваются газеты, плакаты, творческие работы студентов,
ставится необходимое оборудование.
Для проведения итогов конкурса создается жюри из администрации и преподавателей техникума.
В результате проведения конкурса "Виват, Математика!" Жюри определяет победителя, который награждается грамотой. Всем участникам
игры вручаются сертификаты.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1. Вступление, представление жюри.
2. Приветствие команд (эмблема, девиз, приветствие соперникам, жюри и болельщикам).
3. Конкурс "Художественная самодеятельность".
4. Разминка.
5. Конкурс "Интеллектуальный".
6. Музыкальная пауза.
7. Игра со зрителями. "Найдите правильный ответ".
8. Конкурс "Кто это?".
9. Конкурс "Математический алфавит".
10. Конкурс "Числа в народных пословицах, поговорках и загадках".
11. Конкурс капиталов " Отгадай секрет"
12. Музыкальная пауза.
13. Заключительная часть: объявление итогов, награждения победителей.
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА
Ход мероприятия
I. Вводная часть (слайд 1-2)
Преподаватель.
Царица - математика опять
Вас собрала на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня – не урок, а праздник!
И пусть не все получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаньям.
Здравствуйте, уважаемые конкурсанты и наши гости! Сегодня проводится внеклассное мероприятие "Виват, Математика!" В конкурсе принимают участие студенты групп: Р-489, Г-491, С-492
Прежде, чем начать наш конкурс, выберем членов жюри.
1. Представление жюри и команд.
2. Приветствие команд (эмблема, девиз, приветствие соперникам,
жюри, болельщикам)
Визитная карточка команды группы Г- 489
Состав команды:
1.Гайворонский Алексей – капитан
2.Николаев Иван
3.Супруненко Дмитрий
4.Ботькал Сергей
5.Алефиренко Дмитрий
Наша команда: « Константа»
Наш девиз:
Старанье, грамотность и точность - дают успех, надежность, прочность!
Приветствие соперникам:
Приветствовать мы рады особенно соперников,
Ведь, что греха таить,
Мы до того их сильно любим, что можем им победу одолжить.
Приветствие жюри:
Жюри нам остается пожелать
Чтоб они были тверды в своих решеньях
Как этот твердый камень,
И «чисты» в подсчете очков, как эта прозрачная вода.
Приветствие болельщикам:
Болельщики родные
Болейте вы дружней,
Хлопайте в ладоши
Чтоб было веселей.
Визитная карточка команды группы Г-491
Состав команды:
1.Саяпин Виктор - капитан
2.Грудинина Оксана
3.Карев Михаил
4.Мерзликин Роман
5.Сорокина Инна
Наша команда: «Факториал»
Наш девиз:
Мы будем мыслить, убеждать,
Идя к финалу, побеждать!
Приветствие соперникам:
Как сказал один поэт, нас милей на свете нет,
Чтоб узнать вам, кто умней,
Удивите нас скорей!
Приветствие жюри:
Если с нами вы едины - значит мы - непобедимы!
Приветствие болельщикам:
Чтобы не случилось, вы хлопайте дружней,
Не кричите, не шумите,
Если надо поддержите!
Визитная карточка команды группы С-492
Состав команды:
1.Симаненко Антон - капитан
2.Борисов Светозар
3.Гаваль Егор
4.Забайлович Кирилл
5.Мураткалиев Ильдар
Наша команда: «Косинусы»
Наш девиз:
Мы победим, пусть знают все на белом свете.
Мы коллектив! И за слова свои в ответе.
Приветствие соперникам:
Нас неудача не страшит
И утешает мысль одна,
Что на затылках умных наших
Напишут наши имена.
Приветствие жюри:
Ах, жюри, мы вам желаем
Будьте добры и бодры,
Сколько знаний, сколько силы!
Взвесьте справедливо вы!
Приветствие болельщикам:
К болельщикам мы обращаясь,
Мы лишь об одном хотим попроситьВы поддержите нас как надо,
Чтоб мы сумели всех победить!
II. Основная часть (слайд 3)
Викторина начинается с выступления двух студентов
1-й студент:
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наша викторина посвящается!
2-й студент:
Математика повсюду
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в техникум попасть.
Вот строительство большое.
Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на пять.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
1.Конкурс "Художественная самодеятельность ". Каждая команда исполняет подготовленное домашнее задание: стих, песня, фокус. (Каждое задание оценивается - 5 баллов)
Команда «Константа»
Математика наука интересная - цифры уравненья, неизвестные.
Тысяча задач есть на движение, на совместную работу и деление.
Математика присутствует везде, вот и учим математику мы все!
Песня учителей математики на мотив "Вологда"
Вижу, вижу дети, застывши, сидят,
Значит, им достался не тот вариант.
График, график чертят они как в бреду
Срочно к ним на помощь иду.
припев:
Чтоб ни случилось,
На помощь приду
И производную слету возьму,
Детям я ошибку найду.
Фокус "Угадай задуманное число"
Фокусник предлагает кому - нибудь из студентов написать на листе бумаги любое трехзначное число. Далее приписать к нему это же число еще раз. По-
лучится шестизначное число. Передать лист соседу, пусть он разделит это число на 7. Передать листочек дальше, пусть следующий студент разделит
полученное число на 11. Снова передать результат дальше, следующий студент пусть разделит полученное число на13.Затем передать листочек "фо-
куснику". Он может назвать задуманное число.
Разгадка фокуса:
Когда мы к трехзначному числу приписали такое же число, то мы тем самым умножили его на 1001, а затем, разделив последовательно на 7, 11, 13, мы разделили его на 1001, то есть получили задуманное число.
Команда «Факториал»
О, математика, ты, вечна!
Гордись, прекрасная, собой!
Твое величье бесконечно,
Так предначерчено судьбой!
Всегда овеяна ты славой,
О, светоч всех земных светил!
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил!
Песня на мотив "Ясные дни"
Как же так получается -
Все задачки решаются,
Если формулу нужную
Вспомним вовремя мы.
Как мы бились с решением
Данного уравнения.
Но экзамен мы сдали все
И мы Вам говорим:
припев:
Математику все полюбили теперь
И без страха зайдем мы в заветную дверь.
Что еще ждет всех нас, мы не знаем пока,
Но готовы учить от звонка до звонка.
Фокус "Угадай возраст"
Фокусник предлагает кому - нибудь из студентов умножить число своих лет на 10, затем любое однозначное число умножить на 9, из первого произве -
дения вычесть второе и сообщить полученную разность. В этом числе "фоку-
сник" должен цифру единиц сложить с цифрой десятков - получится число лет.
Команда «Косинусы"
Думы нездешней полна,
Чуть загрустив отчего-то,
Молча стоит у окна,
В мыслях - расчеты, расчеты...
Да, математике надо
Мир - постигать наш - и вот
Страсть отстраненного взгляда
В прорву пространства ведет.
Пусть ей взгрустнется немножко,
Жалобы не услыхать...
Строгая, смотрит в окошко,
Сущее хочет познать.
Песня на мотив "Оранжевый кот"
У доски стою я, как у ворот,
А решение никак не идет!
Не могу я разобраться никак
В этих формулах лихих.
Я на формулы гляжу и гляжу,
Но решение я не нахожу,
И, как видно, только "тройку" опять
Получу я из-за них.
Я на формулы гляжу и гляжу,
Но решение я не нахожу,
И, как видно, только "тройку" опять
Получу я из-за них.
Фокус "Угадай зачеркнутую цифру"
Пусть кто – либо задумает какое – нибудь многозначное число, потом нужно
найти сумму цифр этого числа и отнять ее от задуманного числа. В том числе, которое получится, нужно зачеркнуть цифру – безразлично какую,
и сообщить все остальные. Фокусник немедленно назовет зачеркнутую цифру, хотя не знает задуманного числа и не видел, что с ним проделы –
валось.
Отгадка: если от какого – либо числа отнять сумму его цифр, то останется число, делящееся на 9 без остатка. Если, например, в числе 828 была зачеркнута первая цифра (8) и вам сообщили цифры 2 и 8, то, сложив
2+8, вы видите, что до ближайшего числа, делящегося на 9, т. е. до 18 –
не хватает 8. Это и есть зачеркнутая цифра. При выполнении фокуса может
случиться, что сумма сообщенных вам цифр сама делится на 9. Тогда вы
должны ответить: 0 или 9.
2 .Разминка (правильный ответ - 1 балл)
1. Шофер-5, пешеход- 7, а катастрофа-? (11букв).(слайд 10)
2. В 1557г. английский математик Рекорд изрек: " Нет ничего более ровного, чем две параллельные прямые". Какое изобретение принадлежит ему? (Знак "=").
3. Какое минимальное количество зеркал надо разместить на стенах прямоугольной комнаты, чтобы человек, стоящий в центре комнаты, мог видеть свое отражение? (Одно).
4. Капабланка- 4, Фишер-6, Смыслов-6, Эйве - 5, Таль-7, Карпов- 5. Попробуйте объяснить происхождение цифр напротив фамилий известных шахматистов. (Цифры обозначают возраст, в котором они начали заниматься шахматами).(слайд 11)
5. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (Трое).
6. Один человек купил трех коз и заплатил 3 руб. Спрашивается: по чему пошла каждая коза? ( По земле).
7. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: много ли ног было на мельнице?( Две ноги, т.к. у животных - лапы).
8. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три).
9.У одного старика спросили: "Сколько Вам лет?" Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождений у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля и день рождения у него бывает один раз в 4 года).
10.Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, больше двух, но меньше трех? ( Знак ", ").
11. Существует мнение, что стол о трех ногах никогда не качается, даже если
ножки его и неравной длины. Верно ли это? ( Да. Через каждые три точки пространства может проходить плоскость и притом только одна).
12.Какую математическую задачу решает свинья , подрывая носом куст картофеля. (Извлечения корня).
13.У крышки стола 4 угла. Если один отпилить, сколько останется?(5)
3.Конкурс "Интеллектуальный" (Участникам каждой команды поочередно
задается по 10 вопросов, правильный ответ-1 балл)
1.Какие числа называются натуральными? ( Числа счета-1,2, и т. д.)
2. Как называется дробь, знаменатель, которой является числом десять? (Десятичная дробь).
3.Назовите простейший из многоугольников. (Треугольник)
4. Назовите самую простую геометрическую фигуру. (Угол)
5.Как называются условные знаки для обозначения чисел? (Цифры)
6.Назовите одну из наиболее древних математических наук. (Геометрия)
7.Назовите величину, характеризующую размер геометрического тела. (Объем)
8.Чему равно число (пи)? (3,14)
9. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Как называется этот закон сложения? (Переместительный)
10. Что англичане называли ленивой восьмеркой? (Знак "бесконечность")
11.Что означает слово геометрия? (Землемерие)
12. Как называется фигура, не имеющая концов? ( Прямая)
13. Результат сложения? (Сумма)
14. В каких единицах измеряется температура? ( В градусах)
15. Назовите самое маленькое натуральное число. (Единица)
16.Как называется равенство, содержащее переменную? ( Уравнение)
17. Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)
18.Как называется фигура, имеющая начало, но не имеющая конца? (Луч)
19. Сколько вершин у квадрата? (Четыре)
20.Синоним числа "12"?(Дюжина)
21. Мера веса драгоценных камней? (Карат)
22. Что на Руси раньше называли "ломанными числами?"(Дроби)
23. Какие два числа , если их перемножить, дают в результате столько же, сколько получится, если их сложить?( 2 и 2).
24.У угла одна. Что это? (Вершина).
25. Древнегреческий математик? (Пифагор).
26.Современная электронно-вычислительная машина? (Компьютер).
27.Какие числа используются при счете? (Натуральные).
28. Величина угла измеряется с помощью? ( Транспортира).
29.При сложении отрицательных чисел получается? (Отрицательное число)
30.Объем 1кг воды - это (Один метр кубический)
4. Музыкальная пауза
5.Игра со зрителями "Найдите правильный ответ" ( правильный ответ - 1 балл)
Пять плюс один получается (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается (не два, а три)
Говорит учитель Ире, что два больше, чем (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно (дециметр)
Ты на птицу посмотри: лап у птицы ровно (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж (один, а не шесть)
У доски ты говори, что концов у палки (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось - (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две - всего (пять, а не четыре)
6. Конкурс "Кто это?" ( Участникам необходимо назвать фамилию данного ученного правильный ответ- 3 балла)
1.Кто из греческих математиков научил египтян определять высоту пирамиды по длине ее тени? (Фалес) (слайд 6)
2. Его имя носит знаменитая теорема. ( Пифагор) ( слайд 7)
3.Российский математик. Член-корреспондент Петербургской Академии наук, автор трудов по математическому анализу, механике. (Ковалевская)
( слайд 8)
4. Этому ученому царь Гиерон II поручил проверить честность ювелира, изготовившего золотой венец. При этом нельзя было нарушить целостность изделия. Открыв при принятии ванны закон выталкивающей силы, ученый справился с заданием. Крылатыми стали его слова: "Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю". (Архимед) (слайд 9)
7. Конкурс " Математический алфавит"
(На каждую букву алфавита необходимо подобрать математический термин или фамилию деятеля этой науки. Команде, назвавшей на соответствующую
букву большее число слов, присуждается 5 баллов)
А (аксиома, алгебра, алгоритм, арифметика, Архимед)
Б (биссектриса, биквадратное уравнение, бесконечность, бинарное отношение)
В (вектор, внешний угол , высота, вписанная окружность, выпуклые фигуры)
Г (геометрия, гипербола, гипотеза, градус, график)
Д (дроби, делимость, двоичная система счисления, диаграмма, длина, доказательство, дроби)
Е (единица, Евклид)
З (задача, замкнутая фигура, знаки математические )
И (изображение, индукция, интеграл, иррациональное число)
К (касательная, катет, квадрат, косинус, корень, кривая, круг, куб)
Л (линия, линейная функция, логарифм, ломанная)
М (математика, медиана, многогранник, множество, модуль, многоугольник)
Н (неравенство, нуль, Ньютон)
О (ось, объем, окружность , определение, отрезок)
П (парабола, параллелепипед, параллелограмм, параллельные прямые , пентаграмма, Пи, Пифагор, площадь, призма, прямоугольник)
Р (радиус, расстояние, рациональное число, римские цифры, ромб, ряд, разность)
С (симметрия, синус, синусоида, степень, сравнение, сфера, сумма)
Т (тангенс, теорема, теория, тождество, треугольник, тригонометрическая функция, точка)
У (угол, уравнение)
Ф (формула, функция, фигура, Фалес)
Х ( хорда)
Ц ( цилиндр, цифра)
Ч (числа, четные числа, числовые функции)
Ш (шар, штрих)
Э, Ю , Я (элементарные фигуры, эквивалентность, язык программирования)
8.Конкурс "Числа в народных пословицах, поговорках и загадках" (Команды поочередно называют пословицы, поговорки и загадки: каждая
пословица -1 балл)
1.Один за всех - все за одного.
2.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3.Семь раз примерь - один раз отрежь.
4.За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
5.Ум - хорошо, а два - лучше.
6. Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели)
7.Пять чуланов - одна дверь. (Перчатки)
8.Один говорит, два глядят, два слушают. (Язык, глаза, уши)
9.Здоровье одно, а болезней много.
10.Горя много, а смерть одна.
11. Герой умирает один раз, а трус - тысячу раз.
12. Одно ухо влетело, а в другое - вылетело.
13.Обещанного три года ждут.
14. На пол упало - на половину пропало.
15. Всякое полузнание хуже незнания.
16. Захотеть - половину дела сделать.
17. С грехом пополам (кое, как так и сяк).
18. Где один гриб, там и другой.
19. Знает один - тайна, знают двое - не тайна.
20. И один враг опасен.
21. Наука одна, а учителя разные.
22. Один про Фому, а другой про Ерему.
23. Один цветок весны не делает.
24. Одна книга тысячи людей учит.
25. Одна ложка дегтя портит бочку меда.
26. Одной рукой и узла не завяжешь.
27. Старый друг лучше новых двух.
28. Один как перст .
29. Семь пядей во лбу.
30. От горшка два вершка, а уже указчик.
9. Конкурс капитанов "Отгадай секрет"
1." Удивительный квадрат" (Разгадать секрет квадрата, правильный ответ - 3 балла) (слайд 12)
4 9 2
3 5 7
8 1 6
(Каждый ряд при сложении дает сумму 15, как ни считай - слева направо, сверху вниз, по диагонали)
2. " Заколдованный циферблат". Этот циферблат надо разрезать на 6 частей любой формы, но так чтобы сумма чисел, имеющихся на каждом участке, была одна и та же. ( Правильный ответ - 3 балла).
(Так как сумма всех чисел, обозначенных на циферблате, равна 78, то числа каждого из шести участков должны составлять вместе 78: 6, т.е. 13).
3." Напейся - не облейся". Дан кувшин с водой, который имеет много отверстий, нужно выпить воду и притом не пролить ее. (Правильный ответ - 3 балла).
(Секрет трех отверстий)
10.Музыкальная пауза
III. Заключительная часть.
1-й студент:
Окончена игра, но не грустите, и
Хоть проиграли или выиграли сейчас
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное не забывайте:
Чтоб врачом, моряком,
Или летчиком стать,
Нужно, прежде всего
Математику знать!
Преподаватель: ( слайд 5)
Да, надо математику любить
И не считать ученье за мученье!
Все в жизни пригодится, ты учись,
Учись и не жалей на то мгновенья!
Подведение итогов. Награждение победителей.