Сценарий внеклассного мероприятия «Виват, картошка» для 6-7 классов
Сценарий внеклассного мероприятия «Виват, картошка» для 6-7 классов
1 ведущий:
Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.
2 ведущий:
В некотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
1 ведущий:
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
1 ученик:
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка. Так начались путешествия картофеля по суше. Вначале картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же она перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.
2 ученик: Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.
3уч. Вед. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.
4 ученик:
Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):
•Англичане – потато•Финны – тарту•Итальянцы – тартуфоль•Французы – пом де терр•Немцы – картофельнНо первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов – «тартофелем», народ назвал картофелем.
5 ученик:
Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.
Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!
6 ученик:
В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.
В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.
1 ведущий:
А вы знаете ребята, ведь картошку можно не только есть, но и играть, давайте поиграем.
Конкурс «Посадка картофеля»
1 ведущий:
Сначала мы решили заняться посадкой картофеля. Для начала я приглашаю на сцену по 2 человека из 7 -х классов.
Первые пары из разных команд принимаются за посадку картофеля. Участник вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» рядом друг к дружке. Когда картофель посажен, за работу берутся вторые пары. Они с завязанными глазами собирают картофель и складывают в пустое ведро. Чья команда выполнит задание быстрее.
Конкурс «Попади в ведро»
2 ведущий:
Конечно, работать такой бригадой одно удовольствие. А если одному приходится собирать картофель, то может пригодиться следующий способ уборки урожая. Чтобы его продемонстрировать, приглашаются по 1 участнику из 6,7. классов.
Попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий.
2 ведущий:
Понравилось? Еще поиграем?
Конкурс «Составить пословицу»
Приглашаются 2 человека из 6 класса.
Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.
1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
3. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
1 ведущий:
Ну а теперь я предлагаю вам интелектуальный конкурс, все участники, ответившие правильно на вопрос, получат « допуск» к дегустации блюд из картофеля, будьте внимательны.
А теперь викторина «Что ты знаешь о картошке?».
1. Назовите родину картофеля? (Перу и Чили.)
2. Когда, откуда и кем завезен картофель в Россию? (В начале XVIII века из Голландии, Петром I.)
4. Как называется насекомое – вредитель, поедающий ботву картофеля? (Колорадский жук.)
5. Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
6. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (ботва)
7. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят, что она в чем? (в мундире)
8. Где первый раз человек варил картофель? (на огне)
9. Какую часть картофеля мы используем в пищу? (клубни)
10. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)
2 ведущий:
А теперь давайте отдохнем и послушаем частушки о картошке, которые исполнят ребята 7а класса.
Частушки про картошку:
Вы не сварите обед
Если его в доме нет
С виду вроде бы простой
Это русский хлеб второй
Её люди прославляют
Даже песни сочиняют
Если вырос урожай
Смело лето провожай.
Под землёю как наседка
Она гнёздышко свела
И глазастых своих деток
Нам под осень привела.
Я и жарю, и варю
Её понемножечку
Спасибо русскому царю
За вкусную картошечку.
Я читала в букваре
И слыхала во дворе
Говорил мне старый дед:
Без картошки жизни нет.
Ложка дорога к обеду
К частушечкегармошечкаМы пропели вам куплеты
Про русскую картошечку.
1 ведущий:
Похвалить всегда прилично, и должна я вам сказать,
Без картошки на «отлично» ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг.
Из картошки там и тут нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.
1 ведущий:
Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов.
Пришло время провести самый вкусный конкурс «Презентация блюд из картофеля». В этом конкурсе участвовали девочки 7а и 7б классов.
На сцену выносят блюда – девочки 7а класса приготовили картофельную запеканку с грибным соусом, а девочки 7б класса приготовили вареники с картофелем. Для дегустации приглашаются победители викторины. Результатом дегустации оба блюда признаны победителями. Затем этими блюдами угощали тех, кто хотел.
2 ведущий:
Как вкусно! Правда? Вот такая наша картошечка. Блюд из картофеля великое множество, некоторые рецепты приведены на стендах, которые подготовили ребята.
Мы заканчиваем наш праздник и предлагаем всем вместе спеть песню о картошке.
Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».
Картошка
Расскажу-ка вам, ребята,
Жили в лагере мы как,
И на солнце, как котята,
Грелись этак, грелись так.
Наши бедные желудки
Были вечно голодны,
И считали мы минутки
До обеденной поры.
Ах, картошка, объеденье,
Наших деток идеал
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал.
А мальчишки-то обжоры
Всю картошку поедят,
А потом завоют хором:
“Животы у нас болят!”
Ах, ты, милая картошка,
Низко бьем тебе челом,
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем.
Учитель:
Благодарю Вас ребята, и педагогов за подготовку проведение такого замечательного праздника, до свидания, до новых встреч.