Классный час Добро или зло (5 класс)


Классный час "Добро или зло?"
Форма классного часа – классный час – размышление.
Аудитория- 5 «г» класс, 27 человек.
Место и время проведения – школа №25, 44 каб. 7 урок.
Цель мероприятия – сформировать у учащихся представление о добре и зле, милосердии, хороших и плохих поступках.
 Задачи:
1.      Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2.      Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3.      Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4.      Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Подготовка к мероприятию:
Изготовить 2 плаката: 2 цветика – семицветика для работы с детьми, изображение кота Леопольда.
Найти аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф «Приключения маленького Мука» (автор текста – Ю.Энтин, композитор – М.Минков).
Дети ищут пословицы и поговорки о доброте и зле.
Оборудование:
- название темы классного часа,
- пословицы и поговорки о добре и о зле;
-аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф Приключения маленького Мука
-музыкальная композиция для релаксации на уроке
-2 цветика-семицветика для работы с учащимися
- толковые словари
-блокноты для записи.
 
Ход классного часа:
 
1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы.
 
Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычный классный час. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского мультфильма, посмотрите на доску. На доске плакат с изображением персонажа мультфильма.
Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж?
Ответы детей: Приключения кота Леопольда.
Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?
Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.
Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.
Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка приветливые, добрые.
А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд? Он, по-вашему, добрый кот?
Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив.
А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки?
Ответы детей: Это мыши.
Они, по-вашему, злые?
Ответы детей.
Так, о чем мы с вами поговорим?
Ответы детей: О добре и зле.
Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.
Тема нашего классного часа так и называется: «Добро или зло?».
 
2.Психологическая разминка.
 
Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?
 
Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию
( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
А почему, как вы думаете?
 Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.
Вы правы в этом. А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Что же лучше? Делать добро или зло?
Ответы детей.
3. Определение понятий «добро» и «зло».
А вы знаете, что называют добром, что злом?
Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»?
Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
 
«Добро – это…»«Доброта – это ...»«Добрый человек – это ... »«Милосердие – это…»
«Зло –это …»
 
Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов)
Ответы детей
 
 
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».(ам. Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)«Доброта-это солнечный свет, в котором растет добродетель».(публицист Роберт Ингерсолл).
 
 
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:
«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
Запомните это.
 
Теперь вы знаете эти понятия.
Выполните упражнение.
Упражнение «Соседи добра и зла».(работа с цветиком-семицветиком)
Посмотрите на следующий плакат и назовите соседей добра и зла.
 
Объясните их. Какие вам ближе? Объясните значение слов «Злопыхательство», «Злоязычие», «Добросердечность».
 
 
4.Поговорки о добре и зле.
 
 В чем их смысл?
 Ответы детей: от зла не жди ничего хорошего.
 
5.Сказки о добре и зле. Загадки.
 
А какие сказки о добре и зле вы знаете?
Ответы детей: Красная шапочка. Спящая красавица. Золушка. Шарль Перро. Снежная королева. Дюймовочка. Андерсен.
Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле.
 
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку?
ОТВЕТ: Дюймовочка
 
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин
 
Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это… репка
 
Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу!
ОТВЕТ: Доктор Айболит
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу ... (Золушка)
 
Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. Снежная королева
 
Что побеждает в этих сказках?
 
Ответы детей: Дружба, доброта, помощь, любовь.
 
 
6. Противостояние добра злу
 
Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. В подтверждение этого учащиеся читают стихотворение.
Мы каждый день встречаемся с тобой,
Один –хороший, добрый, а другой- плохой и злой.
И каждый день мы перед выбором стоим
Как нам соединиться стать одним?
Мы разные, как ночь и день, как свет и тьма,
Мы не похожи, как лето и зима,
В одном тихонько светит радость, и искриться смех,
В другом вскипает ярость, превращаясь в грех.
И целым нам не стать, хоть мы одно
Как целым не стают волны верхушка и илистое дно
И иногда друг перед другом мы стоя
Тихонько шепчем - я ведь ты, а ты ведь я.
 
 
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
 
 
Единственное, что вы должны понимать, где добро и зло, и чтобы ваши намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках. Делайте добро, от которого будет польза.
 
7.Притча о добре и зле
Нужно быть искренне добрым. А зачем нужно быть добрым?
Ответы детей: Добрым нужно быть для того, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, чтобы радовать друг друга, помогать, сочувствовать, сопереживать, общаться, чтобы общение приносило радость, чтобы не делать плохо другим людям…и чтобы зло не побороло добро в вашей душе.
Вот послушайте притчу о том, как это бывает.
.Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
 
А что нужно делать, чтобы быть добрым?
Ответы детей.
 
Учащиеся читают стихотворения о добрых людях.
Кто уверенно в мире стоит,Тот другого ни в чем не корит,Добрый все обращает во благо,Его сердце пылает отвагой.Добрых людей, как всегда, не хватает,Добрых людей, как всегда, дефицит.Добрых людей не всегда понимают,Сердце у добрых сильнее болит.Добрые – щедро больным помогают,Добрые – дарят тепло и уют,Добрые – в ногу со слабым шагаютИ никакого спа-си-бо не ждут.
8.Высказывания известных людей о добре и зле.
Давайте обсудим то, что говорят известные деятели. Согласны ли вы с этим.
-Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)
-Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39)
-Зло может остановить добро (древняя мудрость)
-Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)
-Добро всегда побеждает зло.
-Тайное всегда становится явным.
 
Могут ли эти высказывания стать вашим жизненным ориентиром?
8. Закрепление.
Давайте теперь установим правила доброты.
Дети называют правила, а учитель записывает на доске.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
Делай добрые дела.
Не отвечай злом на зло.
Заполните лепестки цветков словами о добре и зле.
Какой цветок лучше?
Что же вы выбираете? Добро или зло?
Ответы учащихся
Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.
В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.
Домашнее задание – нарисовать «добро» и «зло».