Разработка классного часа на тему Добро и зло (7 класс)


В Оргкомитет
регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в 2016 году
заявление
Я, Хут Эмма Аслановна,
(фамилия, имя, отчество)
даю согласие на участие в региональном этапе ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в 2016 году и внесение сведений, указанных в сопроводительном письме участника Конкурса, в базу данных об участниках Конкурса и использование, в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки, а также на использование оргкомитетом Конкурса иных материалов, представляемых на Конкурс для публикаций в СМИ и при подготовке учебно–методических материалов Конкурса.
______________________________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
_______________2016 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
хутора Шевченко,Теучежскогорайона,Республики Адыгея
385234 Республика Адыгея,
Теучежскийрайон,аулГабукай,
улица Ленина,87.Телефон: 8967-313-51-63
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации
______________
(подпись, печать)
Классный час в 6 классе по теме:
«ДОБРО И ЗЛО».
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 12-14 лет
Разработчик:
Хут Э.А., учитель физики и информатики
Хутор Шевченко - 2016
Ежегодный Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
воспитания и работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
хутора Шевченко,Теучежскогорайона,Республики Адыгея
представляет на региональный тур Всероссийского конкурса
«За нравственный подвиг учителя»
Хут Эмму АслановнуНазвание работы Классный час в 6 классе по теме «ДОБРО И ЗЛО».
Номинация
Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики
Южный Федеральный округ 2016 год
________________________Подпись
Ежегодный Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
воспитания и работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Хут Эмма Аслановна
Название работыКлассный час в 6 классе по теме «ДОБРО И ЗЛО».
Номинация
Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики
Информация об авторе работы:
Дата и место рождения 24 августа 1975 г. Республика Адыгея, Теучежский район,аул Габукай,улица Ленина,87
Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail
385234 Республика Адыгея, Теучежский район,аул Габукай,улица Ленина,87.
Телефон 8967-313-51-63. e-mail tamirlan.hut@yandex.ruМесто работы или род занятийМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»хутора Шевченко,Теучежского района,Республики Адыгея
Южный Федеральный округ 2016 год
_________________Подпись
Ежегодный Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
воспитания и работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Хут Эмма Аслановна
Название работы Классный час в 6 классе по теме «ДОБРО И ЗЛО».
Номинация
Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики
Краткая аннотация работы
Классный час по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Добро и зло» занимает важное место в педагогической деятельности учителя и позволяет расширить представление учащихся о понятиях «Добро» и «Зло». Он также способствует формированию основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле, формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса. Формирование этических форм поведения в обществе и общении друг с другом способствует развитию умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Это позволяет повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе, развивает навыки определения прямого и переносного смысла русских пословиц, посвященных теме добра и зла, а также воспитание стремления к добру и неприятие зла как сознательную жизненную позицию.
Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, помогает каждому ребёнку включиться в общую работу.
Использование мультимедийной аппаратуры даёт возможность максимально отразить познавательную деятельность детей. Анкетирование учащихся в конце занятия позволит оценить полученные учащимися понятия и знания.
Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Тема классного часа : «Добро и зло»
Класс: 6
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;
4)развитие навыка определения прямого и переносного смысла русских пословиц, посвященных теме добра и зла;
5) воспитание стремления к добру и неприятие зла как сознательную жизненную позицию.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метод моральных дилемм и дискуссий.
Технология развития критического мышления.
Ожидаемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Предметные: знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло», понимание их значения.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование умения планировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные – овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений.
Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.
1.Организация деятельности учащихся.
-Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
2.Актуализация знаний.
-В ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись и представления о многих этических понятиях. Послушайте четверостишье и скажите о чём мы будем беседовать сегодня на уроке.
…Крошка-сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
-Знакомы ли Вам эти строки?
-Определите тему сегодняшнего урока…
3.Сообщение темы классного часа.
-Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Тема нашего классного часа «Добро и зло».
-Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
-Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
-Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
- Как вы понимаете эту фразу? Выскажите свои мысли.
Фронтальная беседа.
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
- Как вы относитесь к таким людям? Почему?
- Назовите сказки, в которых добрые герои противопоставлены злым.
( Приложение 1.Слайды 2-9)
- Понятны ли вам слова добро и зло?
- Ребята, почитаем рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» и ответим на вопрос «Кто поступил хорошо , по-доброму?»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
-Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
-Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
-Какое отношение вызывают у вас злые люди?
«Добро и зло»- главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки.
- Добро-это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.( Слайды 12,13).
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». [5]
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- Зло - противоположность добра,это то, что мораль стремиться устранить и исправить.
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». [5] (Слайды 14,15)- Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
Ещё Лев Николаевич Толстой говорил:“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.                                                                                                        
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
А сейчаспослушайте одну историю, которая произошла в  одном городе.         По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.Когда он вернулся, девочка спросила его:— Это твоя бабушка?— Нет,- ответил мальчик.— Мама?- удивилась подружка.— Нет!— Ну, тётя? Или знакомая?— Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка![4]Беседа по рассказу.- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?-Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).- Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.- Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
         Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые поступки. - Вспомните, когда вы в жизни встречали добро, а когда зло? [8] (ответы детей)- Какие добрые дела мы можем совершить сами?• Сделать уборку в доме;                                                                           • навести порядок в школьном дворе;• накормить бездомную собаку;• подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;• отнести вещи в организацию по социальной защите населения;• помочь детям сиротам и инвалидам;• сделать кормушки птицам зимой;• сделать скворечники весной; • помочь пожилому человеку нести сумку.                          - Не будем делать никогда:• обидеть маму;  поссориться с товарищем;• равнодушно пройти мимо плачущего малыша;              • замахнуться палкой на собаку;• не покормить домашнего питомца;• не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;• подраться с мальчиками;  не позаботиться о пожилой бабушке.
Работа в группах.
1 группа:
- Прочитайте притчу и расскажите, о какой жизненной истине старик рассказал внуку? (Слайд 11)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. [2],[3].
2 группа.
-Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
- Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках. Прочитайте их и расскажите, как вы их понимаете?( Слайд 16)
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добро помни, а зло забывай.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Злой плачет от зависти, а добрый -  от радости. 
Плохо тому, кто добра не делает никому.[2], [15],[16]- Как вы понимаете эти пословицы?
А сейчас мы с вами проведем небольшой опрос.
Анкетирование учащихся.
- Выберите правильный ответ и объясните свой выбор:
Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь;
б) насилие;
в) унижение;
г) обман.
Что является последствием злых дел?
а) вражда;
б) радость;
в) мирное сосуществование;
г) дружба.
Закрепление понятий.
-Что такое добро?
-Что такое зло? Просмотр презентации «Добро и Зло».( Приложение 1)
Итог мероприятия. Рефлексия.
- Что узнали о добре и зле?
- Над чем вы задумались на сегодняшнем классном часе?
- Почему важно бороться со злом?
-Добрый человек, привет!
Будь со мною много лет,
Охраняй меня от зла,
Чтобы в жизни все смогла.
Чтобы все преодолела
И от бед не заболела.
Будь со мной везде и всюду!
– Хорошо, конечно, буду!
- Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди у вас много славных добрых дел и поступков. Вы сделаете нашу планету красивой, но, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми.-А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Что изменилось в вас после этого занятия?? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?
- А теперь давайте улыбнёмся друг другу, забудем всё плохое и постараемся всегда быть добрыми. Ведь делать добро – это здорово!
«Спешите делать добро»
Спешитедобровсемтворить,         Чемможете–делом иль словом.       Учитесь ближних любить,              Ведь это жизни основа! [8]
Литература:
А.В.Захарова, В.И.Слободчиков. Мир детства. Младший школьник. М., 1988г.
Лошкарева Н.А., психолог О добре и доброте. Добрый ли ты?
«Основы светской этики» 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учр.- М.:Просвещение, 2012
Электронное пособие к учебному пособию «Основы светской этики».
Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., 1989,413 с.
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2008 - 336 с./
М. Львова. Священная история для детей – Красноярск, 1990, с. 46–49.
Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой. – Досуг в школе - 2007 - №2
Щербань С.Н. Идёт доброта по Земле. – Досуг в школе - 2007 - № 2
Интернет-источники:
http://www.medkrug.ru/article/show/5562http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspxhttp://blogs.mail.ru/mail/vodoleysha/6bc751ccd7ff814c.htmlМузыка.http.//www.sefon.ru/mp3/Детские песни/Дорога Добра
http://www.stihi.ru/2010/01/25/2991 http://mail.puzkarapuz.org/42720-dobrota.htmlhttp://uchitel.edu54.ru 
Рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
?
- Кто поступил хорошо , по-доброму?
-Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
-Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
- Прочитайте притчу и расскажите, о какой жизненной истине старик рассказал внуку?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Пословицы и поговорки
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добро помни, а зло забывай.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Злой плачет от зависти, а добрый -  от радости. 
Плохо тому, кто добра не делает никому.
Анкетирование учащихся
Выберите правильный ответ и объясните свой выбор:
1. Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
2. Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
3. Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь;
б) насилие;
в) унижение;
г) обман.
5. Что является последствием злых дел?
а) вражда;
б) радость;
в) мирное сосуществование;
г) дружба.