Урок литературы в 9 классе по рассказу Т.Толстой Соня
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Осиковская основная общеобразовательная школа
__________Кантемировского муниципального района Воронежской области_______
396745, Воронежская область, Кантемировский район, с. Осиковка, ул. Центральная, 18
телефон 4-41-69, E – mail: osik-shkola@yandex.ruОГРН 1023600847357 ИНН 3612005762 ОКПО 51700395
Урок внеклассного чтения в 9 классе:
(По рассказу Татьяны Толстой «Соня»)
Подготовила: Локтева В.Д.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 1. Цели урока:
1.Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями «малой» прозы Т.Н. Толстой, понятием «постмодернизм» и его характерными признаками. совершенствовать литературоведческий анализ прозаического текста;
2.Воспитательная : работать над осознанием необходимости соблюдать законы Духовности.
3.Развивающая : работать над умением самостоятельно добывать знания из разных источников. Работать над умением организовать работу в группе, распределять полученную информацию на блоки, готовить компьютерные презентации по определенному содержательному аспекту.
Оформление: в центре доски - тема урока.
Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ Т. Толстой «Соня», готовят мини-проекты по группам
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок - исследование.
Оборудование: презентация к уроку, портрет Т.Толстой, план урока-исследования. аудиозапись фрагментов Седьмой симфонии Шостаковича
Ход урока
Слайд 2.I.Объявление темы и цели урока
Слайд 3.Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения Сарычевой Светланы
Что остаётся после человека?
Что остаётся после человека?
Нелепый памятник? Надгробная ль плита?
Ведь жизнь закончится мелькнувшею кометой…
А что останется на долгие года?
Возможно, вспомнит кто-то мимолётом
О том, что был Такой-то человек.
Возможно, взяв бумажный самолётик,
Расскажут внуку. Кем был его дед.
Что остаётся после человека?
Его поступки, мыслей череда?
И отзовётся ли какое эхо
На жизнь, что не вернётся никогда?..
Что остаётся после человека?
Его творения? деяния? мечты?
Зачем он жил? Зачем ломал запреты?
Чтоб кануть в мнимое безмолвье пустоты?
Зачем? Мы ищем множество ответов.
И не всегда способны отыскать.
Что остаётся после человека
Способны лишь душою осознать.
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: Что остаётся после человека? Человек живёт, умирает, остаётся ли после него какой-то след на Земле? И что это за след?
Мы сегодня познакомимся с произведением писательницы, которая тоже размышляет над этим вопросом. И начинается её произведение словами: «Жил человек…и нет его. Только имя осталось – Соня». А вот так ли это - об этом рассказ Татьяны Толстой «Соня» Но прежде о самой Татьяне Толстой.
Слайд 4. II.Реализация домашнего задания: Работа в группах.Защита творческих мини-проектов.
Комментарий
Задание к данному уроку учащиеся получили как перспективное за несколько уроков до него. Над ним работают учащиеся по группам.
Задание для 1 группы «Биографы»
Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути Т.Н.Толстой
Содержание сообщения
Татьяна Толстая в одном из интервью сказала: «Самое большое удовольствие- это хорошая семья, где все друг друга любят и помогают, где громоздить обиды – тупик, только любить надо другого, не себя». В этом - характер писательницы, ее жизненное кредо. Толстая Татьяна Никитична родилась в Ленинграде. Основы культуры - из семьи: дед по отцовской линии - А.Н.Толстой, бабушка - Н.В. Крандиевская-Толстая, поэтесса; дед по материнской линии -М.А.Лозинский, переводчик Данте, Шекспира, Мольера, Лопе де Вега.
В семье 7 детей ( «все писали, ставили спектакли»). Образование -Ленинградский университет, отделение классической филологии. Творческая деятельность: работа в издательстве, первый рассказ «На златом крыльце сидели» в 1983 году в журнале «Аврора»,
он сразу был замечен и читателями, и критикой, а дебют автора признан одним из лучших в 80-е гг.; 1986 год -2 подборки рассказов в «Новом мире», рассказы в «Неве» и «Октябре»; 1987 год- сборник рассказов «На златом крыльце сидели». Он был с восторгом принят критикой, которая отметила несомненную талантливость молодого прозаика, обладающего сложившейся манерой, уверенностью, художественным своеобразием.
10 лет жила в Америке, преподавала в различных университетах историю и теорию литературы, там сейчас живут и работают 2 ее сына. Главные черты «малой прозы» Татьяны Толстой - внимание к психологическому состоянию человека, контраст мечты и реальности, безобразного и прекрасного, лаконичность.. С 1974 г. живет в Москве. Писать, по собственному признанию, начала случайно.
Слайд 5.В настоящее время изданы и переиздаются сборники рассказов “День”, “Ночь”, “Круг”, “Изюм”. В 2007 году появился сборник “Река”. Проза Толстой открывала новую страницу русской прозы, которую окрестили “другой литературой” (Л.Петрушевская, С. Каледин,Е. Попов, Ерофеев, В. Нарбикова и др.)..
2. Задание для 2-й группы «Лингвисты»
Исследование имен главных героев рассказа. Рассуждение на тему: «Какое имя сохранится в вечности»
Учитель: А теперь перейдем к обсуждению рассказа, который вы все прочитали, который исследовала каждая группа со своей стороны. Первым мы предоставим слово лингвистам, которые занимались историей происхождения имен.
«…осталось только имя» - звучит в самом начале произведения. Проанализируем имена, которыми наделяет писательница своих героев.
Слайд 6. Лингвисты: Работая над темой, мы ставили задачу определить, как связаны имя и характер человека, и вот что дало нам наше исследование. Народ очень правильно оценивает имя человека: «Не смотри на кличку – смотри на птичку» - говорится в пословице. Не случайно Т.Толстой выбраны имена героинь: София” означает "премудрость”. Правда Толстая четырежды повторяет в рассказе, что Соня - "дура”. Премудрость – дурость? Можно ли назвать Соню дурой и кто её так называет? Конечно, не сам автор. Да и дурочкой ее нельзя назвать, мы узнаем, что она работает в музее, следовательно, у нее есть образование, она разбирается в искусстве, истории. Приговор «дура» ей выносят из-за того, что она не умеет лицемерить и подстраиваться под окружающих ее людей в угоду их «моральным нормам». Соня, с их точки зрения, – дура, потому что такого человека, неравнодушного, по-детски наивного, порядочного (она ничего не брала, а все отдавала бескорыстно и любя: «послала ему, …свое единственное украшение: белого эмалевого голубка») – встретишь крайне редко. Поэтому и глупость ее чиста .Автор даёт определение-«кристалл Сониной души». К тому же, Соня по своим моральным, личностным качествам выше окружающих ее людей: она умеет любить, бескорыстна, честна. Поэтому и имя у неё Соня, так как красота имени рождается из красоты души самого человека. Поэтому Т.Толстая и пишет в начале своего рассказа, что имя «Соня» осталось. А в той компании, куда попала Соня людям вообще не приходит в голову, что можно быть честным, искренним человеком, это не укладывается в их рамки «настоящей жизни». Но время все расставляет по местам. Где они, эти блестящие, остроумные интеллектуалы? Их нет... Канули в небытие… Смыты временем. А Соня-то есть.
Теперь об имени Ада Полное имя- Аделаида
Библейское имя Ада – второе после Евы женское имя, упоминаемое в Библии. Есть версия, что имя является краткой формой немецкого имени Адель. Есть также версия, говорящая о том, что имя пошло от имени Аделаида. Имя обозначает «нарядная»,( в переводе с еврейского) «украшение» То есть то, что не имеет глубины, а что-то поверхностное. В рассказе мы узнаем об Аде, что она была красивая, элегантная, фигурка прелестная - не более того. Ада Адольфовна никак не могла найти применение собственным способностям, но, наконец, нашла способ насолить Соне - придумала любовь «по переписке» Отчество её и брата тоже говорящее(Ада Адольфовна, Лев Адольфович) -намёк на фашистов, Гитлера , на мучителей. Именно этим они и занимаются.
Следовательно, можно сделать вывод, что писательница не случайно выбрала имена своим героям. Они тесно связаны с их характерами.
Учитель: Мы только из имен узнали так много о главных героинях рассказа. Но давайте подробнее с ними познакомимся. Узнаем, что же может остаться после них во времени. Имя Соня уже осталось, а что же ещё…. Поговорим о душевных качествах человека. Может ли быть некрасивый внешне человек красивым духовно и наоборот? И что ценится и остаётся во времени, что есть истинная красота? Об этом нам расскажут исследователи человеческой души –религиоведы.
Задание для 3-й группы «Религиоведы»
Проанализировать текс, выбрать цитаты для характеристики внешности и духовных качеств Сони и Ады.Рассуждение на тему: «Что осталось после каждой из героинь»
Слайд 5.Религиоведы:
Известно, что центральным догматом христианства является учение о Святой Троице, согласно которому единый Бог существует в трёх неслиянных и нераздельных лицах. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. При этом как бы в функцию Святого Духа входит руководство нравственно-духовной жизнью людей. По своему образу и подобию Бог сотворил человека. Он вложил в каждого частичку Святого Духа. изначально, при определённых условиях человек обретает возможность получения духовности, поэтому духовность есть сопричастность к святости. А Святость –это то, что недостаёт человеку в реальной жизни и без чего ему трудно в ней существовать.
Таким образом, духовность: сопричастность к святости; выполнение общечеловеческих нравственных норм; постоянное совершенствование себя
Есть ли антоним у понятия духовность?.Да - бездуховность, душевная нищета, воровство, ложь, ненависть и другие. Рассматривая героинь рассказа «Соня» с этой точки зрения мы пришли к таким выводам.
Слайд 7. Внешний облик
Соня Ада
«…истуканом сидела…», «…А как она одевалась? Безобразно, друзья мои. Безобразно! Что-то синее, полосатое, до такой степени к ней не идущее!»»…голова как у лошади Пржевальского, под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твёрдых створок костюма. И рукава слишком длинные. Грудь впалая. Ноги такие толстые - будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни.»»…длинные костяного цвета зубы…» «…острая, худая, по-змеиному элегантная…»
«…Ада была в своей лучшей форме -фигурка прелестная, лицо смуглое с тёмно-розовым румянцем,в теннис она первая, на байдарке первая, все смотрели ей в рот..»
«…у неё столько поклонников…»
Слайд 8. Духовные качества
Соня
Ада
«…чуткий инструмент Сонина душа…»
…любила детей»
«… была романтична и по-своему возвышенна…
«…сентиментальные стихи, не вовремя срывавшиеся с губ…»
«…в письмах горела неугасимым огнём высокого чувства, обещала Николаю вечную верность …», «»послала ему своё единственное украшение: белого эмалевого голубка…»
«…клялась непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним…на край света».
«…готовая испепелить себя ради спасения своего единственного, Соня взяла всё, что у неё было –баночку довоенного томатного сока…побрела через весь Ленинград в квартиру умирающего Николая. Сока там было ровно на одну жизнь»
«…благословила свою счастливую судьбу - мечтала наказать Соню;
--счастьем Соня обязана змее Аде Адольфовне;
-по её идее разработан «адский планчик»;
«…Ада собиралась умертвить…обременявшего её Николая…отложила убийство до лучших времён.»«…с ненавистью выпекая…горячие почтовые поцелуи…»
-со злобой строчила письма;
«было не до любви»…всех ненавидит»
«…будьте все прокляты…
Дальше жить не хотелось.» любовь
терпение
доброта
бескорыстие
искренность
вечная верность
самопожертвование
жестокость
ненависть
злоба
месть
жадность
Соня одарена духовными дарами, особенно главным духовным даром – любовью. Соня сопричастна святости. Недаром у неё брошь -голубок.
Слайд 9. Голубь-_ одна из древнейших «одомашненных» человеком птиц, наделяемая значимым символическим смыслом во все исторические периоды вплоть до сегодняшних дней.
Как всякая птица или иное крылатое животное выступает символом души и связи с миром божественного. Голубь, постепенно стал рассматриваться как символ доброй божественной вести и мира. Приписываемые птице (вопреки её природным качествам и поведению) миролюбие, безвластие и нежный характер прочно утвердились в массовом сознании.
В Ветхом Завете означает простоту, безобидность, невинность, кротость, бесхитростность .В Новом Завете в более широком смысле голубь представляет чистую душу.
В зависимости от деталей значение голубя как символа души может приобретать дополнительное значение: белая голубка — спасенная душа, прошедшая очищение.
Соне жить помогает её духовность (любовь, терпение, доброта).Поэтому она , несмотря на все трудности , счастлива. Ада лишена этих качеств, и мы видим, что это приводит её к нежеланию жить. У неё нет силы Духа, какой есть у Сони.
Если символ Сони –это голубок, то символ Ады-змея ( «…острая, худая, по-змеиному элегантная…», «…этой змее Аде…» ) Отождествление змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на змею как воплощение сатаны. По народным легендам, змеи попадали с небес при свержении в преисподнюю нечистой силы, произошли из крови Каина, из тела дьявола, из чрева убитого дракона, из пепла побежденного змея. За убийство змеи прощается несколько грехов
Духовные качества Ады –это служение не Духу, а плоти, потворствование низменным человеческим страстям, прихотям плоти.
У Ады тоже есть брошь – (камея м. иии камея ж. камень с выпуклою резьбою; слоистый, разноцветный агат или яшма, на которой выпуклая резьба одного цвета, а поле другого: древняя, античная резьба по камню. ...) Означает непоколебимость. «На камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг…».Непоколебимость хороша в том случае, если она служит хорошему делу.
В данном случае , мы узнаем, что со временем сообщникам Ады надоела затея с письмами, только Ада не бросала начатое. Началась война, но и это её не останавливает. После войны Ада такая же, как и была, ничего в ней не изменилось.Сони не стало, но осталась память - поступки. Они озарены её любовью, добротой, искренностью,самопожертвованием . Толстая говорит нам, что это есть истинная, вечная ценность человеческого существования. А что остаётся после Ады? Ада выжила. Сейчас она восьмидесятилетняя старуха, которая не хочет слышать слова «отдайте». Кому нужна ее жизнь? Она умрет, и никто не вспомнит о ней, не скажет доброго слова. Жена внука шипит раздражённо: «Слово «отдайте» она всегда плохо слышит».Явно, детям своим она сделала мало доброго , если о ней говорят с раздражением. Неслучайно Толстая описывает нам квартиру Ады: «…буфеты, буфеты, гардеробы, шкафы…Жадность, стяжательство. Буфеты Ады никак не останутся в вечности, а больше остаться после неё нечему.
Соню можно сравнить со святой Февроньей Муромской, которая тоже, как Соня спасала, терпела, любила и этим заслужила память о себе. Отдать положительную энергию самопожертвования, любви - вот, что надо, чтобы остаться человеку во времени и пространстве навеки. Кто из героинь способен на это, мы видим, сравнивая их. Внешне, конечно, красивее Ада, но она ничего после себя не может оставить, потому что её душевные качества не могут оставить память о ней. Парадоксально, но именно скучная, некрасивая, неинтересная Соня по прошествии времени признается самым счастливым человеком: «Уж что-что, а счастье у нее было». Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла умиротворенной.
Учитель: Именно в начале рассказа и в финале повторяется фраза: "Жил человек – и нет его”.Но тут из ваших наблюдений мы видим, что остается имя- «мудрость», дальше видим остаётся память -поступки. В рассказе Толстой затрагивается такая страница нашей истории, как блокада. Обе героини живут в блокадном Ленинграде. Интересно их поведение в эти страшные дни. Послушаем сообщение наших историков об этих трагических событиях.
Задание для 4 группы «Историки»
Подготовить сообщение о блокаде Ленинграда.Рассуждениие на тему: «Почему мы говорим «вечная память героям Ленинграда». Осталась ли память о наших героинях»
Слайд 10.Историки:
Блокада Ленинграда (звучит аудиозапись фрагментов Седьмой симфонии Шостаковича)
Эта симфония впервые прозвучала в Ленинграде 9 августа 1942 года. Именно в этот день Гитлер планировал войти в Ленинград. Но ему это не удалось. Блокада Ленинграда и то, как вели себя люди в ее нечеловеческих условиях, -это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить способы и силы для выживания там, где их, казалось бы, и быть не может. Это главное. В планах гитлеровского вермахта Ленинграду отводилось особое место. Согласно плану «Барбаросса» Ленинградское направление являлось одним из трех главных направлений, на котором, наряду с Московским и Киевским, началось вторжение немецко-фашистских войск. Гитлеровцы планировали, что они сначала захватят Ленинград, а затем двинут все войска на Москву.
Почему сначала именно Ленинград, а уж потом Москва? Кроме военных расчетов были также экономические и политические. Ленинград был вторым после Москвы промышленным центром с мощнейшим оборонным потенциалом (более 1000 гигантских предприятий индустрии), крупнейшим морским и речным портом и железнодорожным узлом. И, что было для Гитлера в политическом плане не менее важным, — колыбелью Октябрьской революции, оплотом и символом большевизма. Уничтожение такого города с полным истреблением почти четырехмиллионного населения было бы для СССР сокрушительным ударом.
Наступление немцев непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года с рубежа реки Великая.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом (Петрокрепость) и полностью отрезали Ленинград от всей страны с суши.Шел 79-й день войны… Началась блокада города, которая продолжалась 872 дня — до 27 января 1944 года.
Введенные по карточной системе нормы продовольствия стали быстро снижаться. 1 октября 1941 года хлебный паек для рабочих и инженерно-технических работников был снижен до 400 г в день, для служащих, иждивенцев и детей — до 200 г. Карточки на другие продукты почти не отоваривались. Хлеб стал практически единственной пищей. С 20 ноября по 25 декабря (пятое снижение) рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г. При этом «блокадный» хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки), был сырой. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низкопитательным. За этим жалким кусочком нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали дни, когда бомбежки срывали работу хлебозаводов, булочные так и не открывались. И матери возвращались домой с пустыми руками, где их ждали голодные дети. В такие дни люди не ели ничего. В качестве пищевых заменителей использовались целлюлоза, хлопковый и льняной жмых, технический альбумин; было налажено производство пищевых дрожжей из древесины, витамина С из лапок хвои. Варили и ели древесный клей. Разрезали на куски и варили «суп» из кожаных сапог и туфель. Начались цинга и дистрофия.
Иссякли запасы топлива. Остановился трамвай. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. 25 января 1942 года в Ленинграде перестала работать последняя водонапорная станция. Вышла из строя канализация.
В секретном «Сообщении о событиях в СССР» от 18 февраля 1942 года гитлеровцы констатировали: «Уже в декабре у большей части гражданского населения Ленинграда наблюдалось опухание от голода. Все чаще жители падают на улицах и остаются лежать мертвыми… Уже в конце января количество ежедневно умиравших от голода и холода составляло 2–3 тыс. человек. В большом числе жертвами голода могут стать дети, особенно — малыши, для которых нет питания5» .
За время блокады только от голода в Ленинграде умерли свыше 641 803 человек7 и еще более 17 тыс. человек погибли от бомб и снарядов. В 1943 году в городе оставались 887 тыс. жителей (до войны проживали 3421 тыс.)8.
Голодные, истощенные ленинградцы замерзали в своих неотапливаемых квартирах. Первыми умирали одинокие пенсионеры, которым некому было помочь. Находили иногда где-нибудь на чердаках «буржуйки» от первых лет революции, а потом наладили их производство. Топили мебелью, паркетом, тряпьем, старой обувью, матрацами. Спали не раздеваясь. Месяцами. Живые рядом с умершими. Те, у кого еще находились силы, старались отвезти своих покойных родственников на санках на кладбища, где были вырыты огромные братские могилы. По пути, выбившись из сил, умирали сами. ленинградцы вымирали целыми семьями и лежали какое-то время в холодных квартирах.
Слайд11. Вот известный всем «дневник» Тани Савичевой — листки из старой записной книжки, которые лежат ныне в Музее истории Ленинграда. На листках — короткие записи, сделанные детской рукой:
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня».
Через несколько дней Таню взяли в детский дом. Потом эвакуировали. 1 июля 1944 года Таня тоже умерла…
Слайд 12.Во второй половине ноября 1941 года по льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога («Дорога жизни»), по которой подвозились боеприпасы, вооружение, медикаменты, топливо и продовольствие. Это была именно «Дорога жизни», но сколько продуктов можно было провезти на автомашинах под непрерывной бомбежкой и артобстрелом?.. Дорога не была достаточно оборудована и освоена. Не имелось необходимого количества автомашин, не хватало горючего. Неокрепший тонкий лед часто не выдерживал тяжести машин и ломался. До 6 декабря на Ладоге затонуло 126 машин. Самой трагической страницей в летописи эвакуации стал этап с 22 января 1942 года, когда из города увозили крайне истощенных, чрезвычайно ослабленных людей, зачастую тяжело больных, которые не выдерживали трудностей. Многие тысячи из них умирали в пути следования. Только на Финляндском вокзале, в Борисовой Гриве, Кобоне, Лаврове и Жихареве, то есть еще в черте Ленинграда и области, скончались 2394 человека. Считается, например, что на одной Вологодской земле похоронено не менее 30 тыс. ленинградцев15.
Сохранились свидетельства, которые позволяют оценить трагическую картину в целом. Так, в докладной записке, направленной председателю Вологодского комитета обороны П. П. Комарову 22 февраля заместителем начальника УНКВД Вологодской области майором милиции Максимовым, сообщалось, что 27 января «было обнаружено большое количество сваленных в кучу человеческих трупов…», которые вывозят с вокзала ст. Вологда. «Вследствие того, — говорилось далее, — что людей несвоевременно хоронят, помещение морга, ограниченное по размерам, оказалось переполненным, и трупы начали сваливать в палисадник около дороги»16.
Почему мы говорим о блокаде Ленинграда как единственном, уникальном примере духовной стойкости во всей истории человечества? Ведь известно, что сухопутная блокада многократно использовалась в войнах. Блокада Трои в XIII веке до н. э., например, длилась более десяти лет. Однако она закончилась тем, что греки взяли город и разрушили его.
Ленинград выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада — это не только трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители — взрослые и дети — не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись.
Свыше 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные рубежи. 130 тыс. человек, примерно 10 дивизий, были в народном ополчении. Тот, кто мог, стоял у станка до последнего. Многие умирали на своих рабочих местах. В самые страшные дни блокады на работу не выходили от 30 до 50% обессилевших до конца рабочих и служащих.
И все-таки город жил! 12 августа 1941 года состоялась премьера сатирического обозрения, написанного М. Зощенко и Е. Шварцем. 10 декабря Эрмитаж отмечал 500-летний юбилей А. Навои. 19 января началась зимняя сессия в Ленинградском университете.
30 марта состоялась первая репетиция вновь собранного оркестра Ленинградского радио. 5 апреля в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина прошел концерт, посвященный 700-летию Ледового побоища. 6 мая на стадионе «Динамо» состоялся футбольный матч между динамовцами и армейцами. 8 мая возобновлена работа читального зала Публичной библиотеки. 15 мая открылся для посетителей зоосад. 17 мая возобновил работу Дворец пионеров. 9 августа в филармонии состоялась премьера Седьмой симфонии Д. Шостаковича «День победы среди войны». 20 сентября прошли соревнования на первенство города по велосипедному спорту. 18 октября открылся Городской театр (с 1959 года — Драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской)…
Социологическое исследование, проведенное с целью выяснить отношение людей, прошедших через страдания блокадного ада и потерявших в окруженном городе своих родных и близких, к возможной сдаче Ленинграда, показало, что никакие муки и жертвы не склонили ленинградцев к мысли о капитуляции. На вопрос: «Думали ли Вы о сдаче города, чтобы спасти свою жизнь?» — ответ был почти однозначным: 98,2% ответивших на него сказали, что никогда, ни при каких условиях не считали возможным сдать фашистам Ленинград; 1,2% заявили, что им было безразлично; 0,6%, что надо было сдать.
2. У Толстой пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда :"сварила кожаные туфли”, "пила горячий бульон из обоев - там всё-таки было немного клейстера», Николай …с чёрным страшным лицом, с запёкшимися губами…».Это всё об Аде. Ещё мы узнаем, что она копала окопы. «Было не до любви.» А что же Соня? Героиня самоотверженно пронесла любовь через всю войну и блокаду. «В блокадный зимний день она, несмотря на слабость и холод, побрела по адресу Николая (адресу отца Ады Адольфовны), принесла «ему» баночку довоенного томатного сока: «сока там было ровно на одну жизнь». Она спасла любимого человека (судьба распорядилась так, что Соня спасает не заслужившую баночку с томатным соком Аду), отдав ему последнее, что у нее было. Почему же Ада не заслужила. Не заслужила не потому, что когда-то в 33 году придумала в наказание Соне эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой 41 отреклась от нее: написала Соне, что “все ложь, что она всех ненавидит, что Соня – старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты”. И обвинять-то ее в этом тяжело – “было не до любви” в декабре 1941 года. Но вот Соне же было до любви.
Потому и рассказ о Соне, что осталась ею спасенная жизнь. Что случилось с Соней, не ясно: то ли попала под бомбёжку, то ли умерла от голода.
Учитель: Мы видим. что после Сони остаётся ещё спасённая ею человеческая жизнь. Пускай это Ада, но она тоже человек, да к тому же Соня-то спасала Николая. Кстати, обратим внимание ещё на такую строку «…письма согрели, хоть на краткий миг, её скрюченные, окоченевшие пальцы».Не только баночка сока, но и Сонины, брошенные в огонь, письма спасли жизнь Аде. Почему Ада остаётся жить? «…счастьем она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне». Но и Соня остаётся «Ведь голубков огонь не берёт». Вот таким афоризмом заканчивается рассказ.
Слайд 13. Голубь (белая голубка) — спасенная душа, прошедшая очищение
Огонь…– “испытания, несчастье”
Не берёт– “не уничтожает»
Вывод: Любовь вечна, истинные чувства нельзя уничтожить. Пройдя испытания, душа только становится чище. Именно такая душа у Сони. По законам Высшей Справедливости каждому воздаётся по его Вере, по его заслугам.
Слайд 14. Мы услышали о жителях Ленинграда, которые ценой своей жизни отстояли город. Почему их подвиг остался навечно в народной памяти?( Потому что любовь к своему городу, Родине, самопожертвование, терпение, верность были их оружием в борьбе с фашистами)
А теперь понаблюдаем, за языком произведения.
Какие стилистические фигуры, языковые тропы использует писательница. Вспоминаем.
Слайд 15 .Изобразительно-выразительныесредства языка
Тропы - использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.
Эпитет
Ирония Литота
Тропы
Сравнение Метафора
Перифраза Олицетворение Метонимия
Фигуры-
- особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи
Параллелизм
Градация Анафора
Фигуры
Инверсия Антитеза
Парцелляция Многосоюзие
Риторический вопрос
Задание для 5-й группы «Языковеды»
Исследовать текст, найти средства выразительности, которые использует писательница для характеристики героев.
Учитель: О своеобразии языка Толстой нам поведают языковеды.
Слайд 16.Языковеды:
Можно сразу обратить внимание на то, что язык рассказа насыщен тропами и фигурами речи:
Средства выразительности Примеры
Метафора «стыло бульонное озерцо», «черная пасть телефонной трубки”, “раскроется светлой фотографией солнечная комната”, “просвечивают марлей спины сидящих” -
сравнения «истуканом сидела в торце длинного накрахмаленного стола», «Влюбилась так, что только оттаскивай»,
необычные эпитеты
«лежала праздная ложка», «Сонины лошадиные черты», «нарядно бессмертная»,
инверсия «Было ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!»
синтаксические конструкции разговорного стиля
«Год шел что-нибудь тридцать третий», «И вот надо же — жизнь устраивает такие штуки!»
антитеза:
-пространственный уровень
- временной
небо – квартира
жизнь до войны противопоставляется жизни военной.
-внешность Сони
-внешность Сони противоречива: «Грудь впалая, ноги такие толстые — будто от другого человеческого комплекта»; тонкая натура, но одевается безвкусно: «огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные».
несоответствие облика и личностных качеств Сони
непривлекательная внешне, Соня наделена добрым и покладистым характером
героев из компании
привлекательные негодяи, способные на подлость, Соня противопоставляется всей компании.
оксюморон;
«адский планчик»; Соня-«премудрость»-дура
ирония помогает понять фальшивое прожигание жизни всего элитного общества («Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца»),Задание для 6-й группы «Литературоведы»
Сравнить повесть Ф.Достоевского «Белые ночи» и рассказ Т Толстой «Соня».Найти общие черты и различие
Учитель: На прошлом уроке мы с вами вели разговор о повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».Давайте сравним это произведение с рассказом Татьяны Толстой «Соня», найдем общие черты и различие. Слово нашим литературоведам.
Слайд 17. Литературоведы:
Сравнительный анализ рассказа Т.Толстой «Соня» и повести Ф.Достоевского «Белые ночи»
Общие черты Различие
1.Действие происходит в одном и том же городе;
2.Главные герои повести и героиня рассказа - мечтатели;
3.Звучит тема «маленького» человека
4.Похожие поступки(спасает девушку от развратного ловеласа; Соня спасает Николая;
5.Петербургский мечтатель благодарен Насте за то, что она подарила ему несколько минут счастья; Соня благословила судьбу;
6. В тексте повести очень много художественных приёмов, автор часто использует приём параллелизма; язык рассказа тоже насыщен тропами и фигурами речи: 1. Временное пространство в рассказе организовано точно и плотно, на четырех страницах Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин, повесть «Белые ночи» построена по главам, они называются: «Ночь первая», «Ночь вторая», такой плотности нет.
2.Текст рассказа разорван, разбит на цитаты, нет логики, причинно-следственных связей, в повести есть.
3. Повествование в повести ведется от первого лица, рассказ написан от третьего лица, человека, совершенно постороннего, наблюдателя, который смотрит со стороны на все происходящее, без оценивания, просто передает то, что услышал.
4..В повести нет резкого деления на отрицательных и положительных героев; в рассказе Толстой есть.
Слайд18. Учитель: Очевидна связь прозы Толстой с русской классической традицией, но видится и связь с модернистской традицией 1910-1920 годов. Критика зачисляет Толстую то в реалисты, то в постмодернисты. Так что же такое постмодернизм? Постмодернизм как явление мировой литературы и культуры последней трети 20 века возник в результате неудовлетворённости возможностями традиционного реалистического искусства, его чрезмерной ориентированностью на социальную действительность. Какие же характерные черты постмодернизма?
Слайд19. Характерные черты постмодернизма:
1.Отсутствие воспитательных целей и положительных героев.
2.Нет запретных тем. Всё имеет место быть описанным: ужасы, садизм, извращение, мистика. Нет запретных слов.
3.Отказ от событий, сюжета (нет логики., причинно-следственных связей).Характерен стиль рваной прозы. Важнейший знак – интертекстуальность, то есть цитатность. Мир воспринимается как текст.
4. Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, оксюморон. обилие иронии, пародийности
5.. Постмодернист уверен, что одна из задач его – интерпретация наследия классиков, и он вступает в игру с читателем, которому предлагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции
Реминисценция - особый вид ассоциаций, которые возникают из личных ощущений читателя, заставляют его вспомнить аналогичный образ, картину.
III.Подведение итогов урока. Мы сегодня с вами познакомились с произведением Т.Толстой «Соня». Какие черты постмодернизма вы увидели в нём?В чём заключается концепция человеческой личности в рассказе т.Толстой?
Слайд20.Вывод: Концепция человеческой личности в рассказах Т. Толстой, на наш взгляд, заключается в утверждении ценности и неповторимости любого, даже нелепого человека, так как он представляет собой маленькую вселенную, уникальный фантастический мир. Авторский девиз: каждый человек достоин остаться в нашей памяти, поэтому задача Толстой — бороться со временем, увековечивать след человека на земле, приучать читателя видеть ценность и уникальность жизни, отстаивать право человека на мечту, как жизненную энергию. В рассказах Толстой звучит пронзительная, щемящая гуманистическая нота любви к человеку и призыв попытаться понять, что любой человек - прекрасная вселенная, и жизнь вокруг прекрасна, если смотреть на все глазами ребенка.
«Реалисту интересна реальность и человек в ней… постмодернисту интересна не реальность, а её отражение в сознании».
IV. Рефлексия
В самом начале урока был задан вопрос: Что остаётся после человека? У вас на столах лежат листики с этим вопросом. Напишите ответ на него.
Слайд21. Вы правильно всё поняли.
А закончить урок я хочу стихотворением
Леонида Мартынова « СЛЕД»
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Слайд22.V.Домашнее задание:
Сочинение-рецензия на рассказ Т.Толстой «Соня»
Литература:
Прохорова Т.Г.Постмодернизм в русской прозе: учебное пособие.-Казань.2005.
Толстая Т.Сборник рассказов. Река «Оккервиль».-М,2002.
Ф.М.Достоевский.Белые ночи.-Москва.Дрофа.2002.
Литература в школе.-2003.-№8,.с.29
Литература в школе.-2005.-№2,.с.46
Литература в школе.-2003.-№1,.с.36
Литература в школе.-2001.-№2,.с.38
Русский язык и литература.-2011.-№5
Интернет ресурсы:
http://sumbolarium.ru/index.php/
http://vslovare.ru/slovo/kameij
.