Доклад «Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках окружающий мир»


Доклад «Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках окружающий мир»
Учитель: Лобкова Марина Александровна
Октябрь
2015 год
Значительно изменились требования к качеству образования и к результатам. Изменились и методы, формы и технологии, которые учитель использует в своей педагогической деятельности.
Часто можно услышать: «Все новое - хорошо забытое старое. Мы все это давно на уроках применяем и используем». Разрешите не согласиться и вот почему: раньше мы использовали эти методы, приемы с иными целями. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях. Цели изменились – изменилось содержание комплекса методов и технологий.
Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД (универсальных учебный действиях), составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Окружающий мир (природоведение) – особенный предмет в учебном плане начальной школы. На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с основными понятиями многих предметов средней и старшей школы: химии, биологии, истории, экономики, физики…
На материале предмета есть возможность использовать различные формы проведения уроков (экскурсии, уроки-прогулки, уроки-путешествия, уроки в музее, уроки-спектакли…), использовать различные методы и технологии. И еще, так как многие темы носят ознакомительный характер и не обязательны к оцениванию, то атмосфера урока - ситуация успеха.
Основными целями изучения предмета «Окружающий мир» являются формирование:
 исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
 практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
 метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию.
Работа над проектами, предусмотренная программой, они обязательны к выполнению и внесены в календарно-тематическое планирование, уроки-исследования, запланированные учителем, позволяют формировать и развивать данные УУД.
При работе над краткосрочным проектом «Родной город (село)» ребята провели сравнительную характеристику города и села, отметили отличительные черты и признаки. Результатом этой работы стал вывод о различном образе жизни горожанина и сельского труженика. При анкетировании дети отметили, что хотя жить на селе сложнее в плане того, что быт менее благоустроен, но многие стремятся уехать именно в сельскую местность, так как там более чистый воздух, меньше опасностей на дорогах и при общении с незнакомыми людьми.
Ребята очень любят творческие задания. При работе над этим же проектом обучающиеся подобрали стихотворения, высказывания известных людей о родном крае, родном городе, выполнили рисунки своих домов, сделали фотографии на тему «Осень в моем городе». Продуктом проекта стал фотоальбом
При работе над проектом «Что в имени моем?» ученики не только собрали информацию об истории происхождения, значение имен, они составили ребусы своих имен.
Любимые проекты те, результатами которых становятся представления – спектакли. Запомнился спектакль «Кошкин дом». Все виды УУД были сформированы и отработаны в ходе работы над проектом.
Работа над научным текстом – основное требование к методике проведения урока «Окружающий мир». Разнообразные приемы работы над текстом: выборочное чтение, пересказ отрывка текста, с приведением примеров, чтение с пометками (учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы) позволяет работать над формированием УУДИспользую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога), чаще всего при изучении новой темы.
Например, на уроке по теме «Природа», дети высказывают
предположения: Колобок – часть живой или неживой природы? По теме «Домашние опасности» рассуждают: ковер на полу опасен или не опасен, таблетки - это лекарства или яд? И так далее.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
1.При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны понимать границы своих знаний и незнаний.
Например, на уроке по теме «Невидимые нити» задаю вопросы:
- Подумайте, как связаны между собою осина, заяц и лиса?
- Как связаны между собою дуб, кабан, волк?
- Что произошло бы с лесом, если бы исчезли осины, волки?
- Предположите, о чем будем говорить на уроке.
- Прочитайте тему урока.
- Сформулируйте учебные задачи урока.
2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают
контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют либо дополняют план работы над темой и контролируют свою работу.
Например, на уроке по теме «Если хочешь быть здоров», обучающиеся дополняют пропущенные моменты режима дня и доказывают их необходимость.
3. Работа с тестами позволяет обучать самостоятельно находить решение данного задания, вопроса, проблемы и определять успешность его выполнения.
Авторами методических рекомендаций программы предмета «Окружающий мир» предлагаются различные тесты, но у меня составлено множество своих тестов для проверки знаний, как по разделам, так и по небольшим темам.
4. Развивая умение определять успешность своего задания, обучаю детей пользоваться шкалой оценивания. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль
– регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Учителю важно, проверяя работу, показать своѐ отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в
правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом.
5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку.
После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в еѐ выполнении: поставить на полях тетради знак «!» - я все понял и сделал все верно, «+» - еще ошибаюсь, «?» - мне нужна помощь.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребѐнок адекватно, правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи, его значок обводится кружком. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать еѐ, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими
действиями, я использую практически на каждом уроке. Например, при работе над темой «Если хочешь быть здоров», ребятам предложены фотографии здорового и больного мальчиков, рядом с которыми лежит пустая пачка сигарет и задан вопрос: «Кому принадлежала пачка?». Дети отвечают, аргументируя
выбор, и делают вывод о вреде курения. Часто дети получают задания подготовить сообщение о каком-либо растении, животном, предмете, явлении, используя дополнительный материал книг УМК «Школа России»: «От земли до неба». Атлас-определитель для начальной школы, «Зеленые страницы», «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики», другой художественной, научной литературы, справочников, энциклопедий,
источников Интернета.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнѐра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:
 возрастает объѐм и глубина понимания усваиваемого материала;
 на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
 возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
 возрастает сплочѐнность класса;
 ученик более точно оценивает свои возможности;
 дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт и так далее;
 формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Для данных видов работы существуют правила:
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3. Шум может быть только рабочим.
Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы. Обязанности каждого члена группы составлены таким образом:
координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы;
инструктор - оказывает помощь, направляет работу в соответствии с задачей (не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.);
секретарь - записывает идеи, ответы;
заводила - отмечает групповые свершения («молодцы», «дадим возможность ответить Данилу» и др.), воодушевляет членов группы («мы продвинулись вперѐд», «интересная идея» и прочее).
В конце урока обязательно проводится рефлексия:
Было трудно …,
Я понял …,
У меня получилось …,
Меня удивило… и другие.
Каждый ребѐнок даѐт итоговую оценку своей работы.
Я описала только небольшую часть приѐмов и методов работы над УУД.
Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещѐ раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.
Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом
направлении нужно с первого школьного дня ребѐнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.