Программа по духовно-нравственному воспитанию для среднего школьного возраста Жить-добро творить!

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
п.Тума, Клепиковского района , Рязанской области



Программа
духовно-нравственного воспитания
детей среднего школьного возраста
«Жить - добро творить!»







Автор: Макарова Наталья Владимировна

Программа
духовно- нравственного воспитания детей среднего школьного возраста "Жить - добро творить!"

Основные идеи разработки программы
Обеспечение системного подхода в воспитательном процессе.
Достижение общей цели - воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.

Цель программы
Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.

Задачи программы
1. Развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время.
2. Содействовать самовыражению индивидуальности обучающегося в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом аспекте.
3. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно - эмоциональной благоприятной среды для развития учащихся.
4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

Условия достижения цели и задач программы.
Введение в программу учащихся через организацию различных форм работы; проведение консультаций, индивидуальных бесед, лекций, способствующих повышению психолого-педагогической и нравственной грамотности родителей; профессиональное мастерство классного руководителя;  наличия методических материалов; взаимодействие с учителями – предметниками (историком, географом, биологом, учителем обслуживающего труда) и психологом школы, со школьной социально-психологической службой. 


Срок действия.
2011 – 2016 учебные годы

Основные направления.
Духовно - нравственное воспитание осуществляется через:
- изучение и становление детского коллектива;
-обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений;
-использование технологии поэтапного формирования нравственной культуры;
-процесс общения и сотрудничества учителя и детей

Исполнители основных мероприятий программы
Классный руководитель, учащиеся, родители, педагоги.

Механизм реализации
Первый этап -5 класс (2011-2012)
«Этот удивительный, удивительный мир»
Второй этап -6 класс (2012-2013)
«дерево доброе приносит и плоды добрые»
Третий этап – 7 класс (2013-2014)
«О край родной, край, сердцу милый» 
Четвёртый этап - 8 класс (2014-2015)
«Семья – колыбель всех начинаний»
Пятый этап- 9 класс (2015-2016)
«Все профессии нужны - все профессии важны!»

Ожидаемые результаты
1. Развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышение уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
2. Улучшение социально-психологического климата в классном коллективе.
3. Повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества, навыков  общения   и толерантности.
4. Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры.
Реализация намеченных мероприятий программы предполагает: 
знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье; 
воспитание личности ребенка, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо Семьи, Общества, Государства; 
позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе; 
раскрытие и проявление индивидуальных способностей каждого ребенка.






































Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества.
Л.С. Выготский



ВВЕДЕНИЕ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», с общешкольной программой по гражданско-патриотическому воспитанию
на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития   школьников.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Актуальность проблемы воспитания школьников связана  с четырьмя положениями:
1.  Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. В  современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
3.  Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
У учителя, а тем более классного руководителя, очень важная роль в жизни. Именно мы, ежедневно общаясь с детьми, имеем возможность влиять на детское мировоззрение. А когда мы видим, что у детей не сформированы четкие нравственные ценности, мы просто обязаны показать всё самое главное, ценное, доброе, что есть у человечества.
Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей и, прежде всего, педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Все это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у обучающихся нравственных привычек и навыков, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
        Программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью программы является воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
Развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время.
Содействовать самовыражению индивидуальности школьника в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом аспекте.
Содействовать формированию классного коллектива и создания в нём нравственно - эмоциональной благоприятной среды для развития учащихся.
Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое;
- нравственно-правовое;
- трудовое;
- здоровый образ жизни;
- экологическое;
- эстетическое.





СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учащийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители (законные представители), также как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада школьной жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.
Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную.
 
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятия
Сроки реализации


Классные часы духовно-нравственной направленности
1 раз в месяц


Проведение православных праздников
По православному календарю


Встречи с интересными людьми (поэты, писатели, ветераны войн и т.п.)
1 раз в четверть


Экскурсионные поездки в музеи
2 раза в год


Паломнические поездки
2 раза в год


Участие в акциях нравственной направленности: «Примите наши поздравления», «Усынови дерево», «Неделя Рязанского леса», «Открытка ветерану», «Мы вместе» и др.
Постоянно


Индивидуальные беседы с учащимися
Постоянно


Родительские собрания по теме духовно-нравственного становления личности
1 раз в год


Консультации родителей
По необходимости


Проведение классных праздников светской направленности
По плану воспитательной работы


Знакомство с традициями людей разных национальностей на классных часах
По плану воспитательной работы


Форма реализации данной программы:
тематические классные часы;
беседы;
дискуссии;
праздничные конкурсные программы;
викторины;
конкурсы;
встречи;
спортивные мероприятия;
походы в театры;
экскурсии;
турпоходы.

Первый этап -5 класс (2011-2012)
«Этот удивительный, удивительный мир» - (этап формирования коллектива).
На первом этапе проводилось изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения; темперамент; самооценка; диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение; беседы
Второй этап - 6 класс ( 2012-2013) «дерево доброе приносит и плоды добрые» (этап развития внутриколлективных связей )
На втором этапе особое внимание уделяется апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива, способствующих духовно-нравственному развитию. Все мероприятия проводятся согласно плану учебно-воспитательной работы школы и плану воспитательной работы в классе.
Третий этап - 7класс (2013-2014)
«О край родной, край, сердцу милый» 
На этом этапе активно реализуется и функционирует воспитательная система класса по основным направлениям воспитательной работы классного коллектива.
В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих возможностей, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.
Для этого использую не только педагогические наблюдения, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка и социометрический статус учащегося, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.
В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.
Четвёртый этап - 8 класс (2014-2015)
«Семья – колыбель всех начинаний»
На этом этапе планирую уделить особое внимание сохранению духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям, возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Пятый этап- 9 класс (2015-2016)
«Все профессии нужны - все профессии важны!»
На этом этапе планирую определить уровень знаний обучающихся о профессиях, расширить знания детей и формировать интерес к профессиям.

Ожидаемые результаты:
1. Развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышение уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
2. Улучшение социально-психологического климата в классном коллективе.
3. Повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества, навыков  общения   и толерантности.
4. Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры.
Реализация намеченных мероприятий программы предполагает: 
знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье; 
воспитание личности ребенка, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо Семьи, Общества, Государства; 
позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе; 
раскрытие и проявление индивидуальных способностей каждого ребенка.
















АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПОВ ПРОГРАММЫ
Как часто еще в школе на вопрос «Кем быть?», мы, не задумываясь, отвечаем: «Учителем». А знаем ли мы, что учитель – прежде всего воспитатель, а уже потом преподаватель? Готовы ли мы день за днем отдавать всего себя, всю энергию тем, кто не столь уж охотно ее принимает? Человек становится учителем не после окончания пединститута, а в результате многолетнего общения с учениками.
Мой стаж работы в качестве классного руководителя: 22 года. С 2010-2011 уч. года я классный руководитель 7 - Б. В классе 16 человек: 10 девочек и 6 мальчиков. В целом класс организованный. Дети с уважением и заботой относятся друг к другу, готовы помочь в трудную минуту. Отношений эгоизма, вражды нет. Вся работа направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Мне до этого, конечно же, далеко, но я стараюсь придерживаться тех принципов в жизни и в педагогической деятельности, которые мне близки и подходят.
  Мой девиз в педагогической деятельности: «Твори, дерзай, созидай!»  Направления моей деятельности: самообразование, изучение методической  литературы, поиск и использование в работе новых педагогических технологий.
Мое жизненное кредо: «Если хочешь жить для себя, живи для других».  Девиз в работе с классом: "Быть для детей старшим помощником и наставником".
Учитель – непростая профессия. Труд классного руководителя особенно важен. Сколько труда и терпения нужно, чтобы воспитать достойного гражданина, вдумчивого человека, способного с честью и достоинством выйти из любой ситуации. 
Каждый ребенок – бесценен, его становление как личности невозможно вне коллективной деятельности. Поэтому цель воспитательной работы классного руководителя я вижу в том, чтобы сформировать у школьников системы качеств личности, взглядов, убеждений, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для их развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Как классный руководитель я ставлю перед собой задачи:  - приобщение учащихся к культуре, традициям, истории школы, села, Отечества, используя культурно – образовательную среду, как среду, питающую духовное и нравственное развитие. Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, формируя умение ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через вовлечение учащихся в различные виды деятельности, через систему по воспитанию человека культуры; 
- формирование у школьников понимания ценности природы для каждого человека;
-развитие навыков исследовательской деятельности в области экологии и охраны природы, а также познавательных интересов, творческую активность и самоуправление;
-расширение представлений учащихся о нормах культурной жизни и формирование образа жизни достойного человека; 
- вооружение учащихся основными трудовыми умениями и навыками, воспитание уважительного отношения к своему труду и труду других людей; оказание помощи ребёнку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства;  - оказание профессиональной помощи родителям и сотрудничество с ним в воспитании ребёнка, повышение их психолого-педагогических знаний.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребенка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным контролем. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей.
Методы воспитания должны быть выбраны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность
Работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей. Учитель и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.  Основная цель работы с родителями:
-взаимодействие семьи и классного руководителя в воспитании нравственной и творческой активной личности;  Задачи:  - повышение роли родителей как участников образовательного процесса - педагогизация родителей;  - изучение, обобщение и распространение семейного воспитания.
  Многие вопросы нравственного воспитания обсуждаем с родителями на собраниях и родительском лектории.
Формы проведения родительских собраний - это обмен мнениями, лекции, игровые тренинги, беседы, совместный концерт с детьми, ярмарки; походы, экскурсии, оформление и ремонт класса;  Таким образом, заинтересовывая родителей, мы приобретаем в их лице союзников и помощников в учебно-воспитательном процессе. Радует то, что родители не остаются в стороне, всегда принимают активное участие во всех делах класса и школы.
За три года работы по духовно-нравственному развитию школьников стала системной.
Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, в классе в течение года проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей: «День Знаний», «День именинников», « День Победы», «День славянской письменности и культуры», «День Матери» ,тематические классные часы по Государственной символике Российской федерации, «Я гражданин России», «С чего начинается Родина», систематически ведется поисково- исследовательская деятельность по сбору материала о поселке и его жителях, и другие мероприятия. В течение этого учебного года я работаю над темой «Новые формы работы в духовно-нравственном воспитании школьников».
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся систему ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся.
Основной формой работы является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе. Важнейшим требованием к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся
( темы классных часов: «Считай, смекай, отгадывай", «Семья. Семейные ценности», «Мы выбираем - нас выбирают»).
Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты, как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения. Обогащаются нравственные представления и понятия.
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. Я всегда стараюсь поддерживать увлечения детей и учить их тому, что сама умею.  Одной из форм работы по духовно - нравственному воспитанию является приобщение детей к миру прекрасного. В рамках программы «Дорога к Храму» дети вместе с родителями знакомятся со святыми местами нашего края. В ноябре месяце в нашем поселке проходил фестиваль православной культуры, посвященный 190- летию храма Пресвятой Троицы. Учащиеся моего класса приняли активное участие в конкурсах чтецов «Душа моя, наполнись светом», сочинений «Будущее-это мы» и заняли призовые места. Служители храма организовали для победителей фестиваля поездку в г. Муром. На классных часах провожу виртуальные экскурсии под названием «Духовные святыни России», где дети знакомятся с памятниками архитектуры, составившими золотой фонд русской культуры. Это «Троице-Сергиева Лавра», « Киево-Печерский монастырь» и др.
Мой класс активно принимает участие во всех мероприятиях, проводимых районом, школой, где учащиеся занимают призовые места.
Наименование конкурса
Результат

«Осенний калейдоскоп»
1 (общешкольное мероприятие)

  Игра «Зарница»
1

«В мире русского языка и литературы»
3

Конкурс социальной рекламы
2

Краеведческая конференция
1

Агитбригада
2

«Безопасное колесо»
2(район)

«Юный пожарник»
2(район)

Спортивные соревнования
2(область)


Деятельность класса отражена в приложении: «Мой самый классный», « Мы живем и творим!», «Мой 7-Б»
В своей педагогической деятельности я, как классный руководитель, исхожу из следующего определения воспитания: «Воспитание - это чувство, голос души и сердца ».
В своей педагогической деятельности я стараюсь организовать работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слышали друг друга. Стараюсь не гнаться за любовью детей, ведь ее надо заслужить, стараюсь придерживаться следующих принципов: 
- помни принцип трех «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчетах и ошибках; 
- любое дело делай так, словно это твоя «лебединая песня». Не повторяйся, имей свой почерк, уходи от шаблонов, никогда не копируй, ищи свой ключ;  - помни, что успех воспитания зависит не только от методов работы, но и от личности учителя: его культуры, общих знаний, обаяния, доброты и искренности, умения подойти к ребенку, терпения; - почаще прислушивайся к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическая интуиция; 
- чтобы учить и воспитывать детей, их надо любить, любить беззаветно и преданно.
Кроме того, что я являюсь классным руководителем, я преподаю предмет,
который, на мой взгляд, больше других способствует духовно-нравственному
становлению ребенка. Умело подобранные тексты, художественные отрывки
помогают не назидательно, а как бы невзначай делать выводы, формировать
четкое представление о правилах поведения, моральных ценностях.
Ясно одно, что, работая в этом направлении, следует четко понимать, что это
не периодическая работа, а система, в которой должны быть задействованы
все структуры школы: кружки, секции, психолог, социальный педагог,
учителя предметники и, конечно, родители. Только тогда можно
рассчитывать на успешный результат - воспитание гармонично развитой
личности со стойкими моральными принципами.
Учитель ХХI века обязан быть творческой личностью, чтобы реализовать себя.  Я считаю, что у каждого учителя должен быть свой ключ в педагогической деятельности.  Увлеченность педагога ведёт ребят к вершинам творчества и самосовершенствования. Нравственная культура является примером для подражания в поступках, делах. 
Творческий подход к решению сложных педагогических задач позволяет успешно реализовать новые технологии воспитания, использовать оптимальные методы, средства, формы работы, применять исследовательские приемы. 
Литература:
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1, с. 37.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.
Рухиенко Н.М. Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципальной Орликовской средней общеобразовательной школы» // «Практика административной работы в школе», 2004, № 1, с. 50.
Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006, № 5, с. 27.
Сазонов В. Воспитательное пространство лицея. // «Народное образование», 2000, № 8, с. 203.
Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2003, № 2, с. 69.






ђ Заголовок 115