Технологическая карта по биологии на тему «Водоросли, их разнообразие, строение и жизнедеятельность» составлена с требованием ФГООС


Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС Водоросли. 5 класс
Учитель биологии Захарова Вера Николаевна МБОУ»Лицей№9 имени А.С.Пушкина Зеленодольского муниципального района города Зеленодольска Республики Татарстан.»
Авторы, разработчики:
Захарова В.Н.
Предмет биология
Класс 5 класс
Тип урока Открытие новых знаний
Технология построения урока Технология развития критического мышления
Тема Водоросли, их разнообразие, строение и жизнедеятельность
Цель Расширить представление о многообразии живой природы. 2Формирование универсальных учебных действий.
Основные термины, понятия Водоросли, слоевище, талом, хлорофилл, хроматофор.
Информационно – методическое обеспечение урока 1.Биология. 5 – 6 класс. Учебник. Под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Линия жизни». 2012 год.
2. Биологический тренажёр. «Биология 5 –6 классы В.В. Пасечника
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/?interface=pupil&class[]=48&subject[]=29Технологическая карта. Урок биологии. Водоросли. 5 класс
Учитель биологии Захарова Вера Николаевна МБОУ»Лицей№9 имени А.С.Пушкина Зеленодольского муниципального района города Зеленодольска Республики Татарстан.»
Этапы урока
Вопросы плана изучения материала урока Цель этапа Технологии, методы и приемы (действия учителя) Универсальные учебные действия Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Мотивация  Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Подготовка к опросу домашнего задания Личностные
Понимание важности знаний
Проверка домашнего задания Парная работа по вопросам.
1.Какое строение имеет растительная клетка?
2.Что такое пластиды, какие пластиды вам известны?
3.Что такое пигменты?
4.Что называется растительной
клеткой?
5.На какие 2 группы делятся растения? Работа в парах, ответ – оценка знаний. Регулятивные УУД
В диалоге друг с другом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
Актуализация знаний
и проблемная ситуация
Этап построения и выхода из затруднений Организация, ,осознание и фиксирование индивидуальных затруднений, Выдвижение гипотез
Постановка проблемного вопроса?
Почему водоросли относят к растениям, ведь у них нет ни корней, ни побега ?Ответы учащихся ,что мы знаем о водорослях?
Выбор лучшей формулировки, фиксация на доске. Предметные
Формирование первоначальных систематизированных представлений
Регулятивные УУД
Работа по плану, сверять свои действия с целью
Личностные
формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение живой природы
Постановка цели учебной деятельности, сформировать тему урока «Водоросли»
Цель: Изучить особенности водорослей, их многообразие и значение в жизни человека и в природе.»Учитель сообщает тему план урока
Беседа по обсуждению плана, целей урока
План:
1.Водоросли _низшие растения ,их особенности
2.Размножение и классификация водорослей.
3 Многообразие водорослей
4. Значение и использование водорослей
5 Лабораторная работа «Изучение водорослей под микроскопом»
6. Обобщение и самооценка
7 Подведение итога урока. Записывают тему урока в тетради Этап реализации построенного проекта урока. Для выявления новых знаний,
продолжить формировать у учащихся умения использовать схемы модели, работать с текстом учебника
Демонстрация водоросли гербарного объекта и живого
* К какому царству живых организмов относится данный объект?
*Почему водоросли относятся к низшим растениям?
* Как размножаются водоросли?
*.Какие группы водорослей можно выделить.
2.Групповая работа
Изучить материал темы и найти ответы на поставленные вопросы по плану -
*Место обитания;
*Особенности строения
*Новые термины
3.Обсуждение в группах
4 Диалог учитель - ученик
*В чем преимущество водорослей прикрепляющихся к субстрату?
*Как водоросли получают питательные вещества ?*В чем сходство водорослей с высшими растениями
Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос
4.Установить соответствие о значимости водорослей для человека и природы, рассмотрев рисунок 64и проработав текст на странице 99
1. выделение кислорода
2 .удобрение
3.пища
4.йод, агар – агар5.лекарство
6.бумага
7.корм для рыб
8.калийные соли
9.очистка воды
10.лечебные грязи.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя
Работа с текстом учебника стр. 92
Проработать 2-3 абзац стр.92 выделить главное и найти ответ на вопрос.
Проработать, выделить главное ,найти ответы.
1 гр. Одноклеточные зеленые водоросли стр. 93 ,рис.58,59
2гр. Многоклеточные зеленые водоросли стр.95-96,рис.60-61.
3.гр. Бурые водоросли стр.98 рис.62.
4гр. Красные водоросли стр. 98-99 рис.62
Выступление учащихся по одному из группы.
В тетради письменно
А – природе:
В - жизни человека: Познавательные УУД
Умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
Умение находить ответ в другой области знания –география
Объяснять строение и жизнедеятельность организмов
Коммуникативные
результаты
Умение работать с разными источниками биологической информации (текст учебника)
Умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.
Предметные результаты
Объяснять строение и жизнедеятельность организма
Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Предметные результаты
Умение делать выводы и умозаключения
Личностные
Значимость водорослей в жизни человека, водоросли - основной поставщик йода. Значение йода для здоровья человека Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися работать в парах по плану. Работа в парах по закреплению материала «Одноклеточные зеленые водоросли» Проговорить друг другу особенности строения хламидомонады, дать понятие хроматофор.
Найти и выделить главные части клетки хламидомонады - ядро, оболочка ,хлоропласт (хроматофор) Предметные результаты
Объяснять строение и жизнедеятельность организма.
Коммуникативные
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, сравнивать и аргументировать
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Применение новых знаний при решении самостоятельной работы создать ситуацию успеха каждого ученика, предоставить возможность выявить ошибки.
Лабораторная работа
«Изучение строения одноклеточной водоросли хламидомонады» По плану на стр.95 выполнить задание.
Рассмотреть микропрепарат, найти хламидомонаду, зарисовать ,подписать главные части. Сверить с рисунком учебника. Предметные результаты
проводить биологические опыты ,наблюдение объяснять их результаты.
Этап повторения и закрепления по пройденной теме
Этап рефлексии учебной деятельности
Домашнее задание Повторить учебное содержание необходимое для обеспечения содержательной непрерывности в системе знаний.
Самооценка учащегося по достижению цели урока. Итоги урока
Сделать вывод, сформулировать главную мысль урока.
Оценки за устный ответ 5-6 чел.
За лабораторные работы по выбору т. есть выставить только положительные ( дать возможность доработать дома ) Показ учебного фильма «Многообразие морских водорослей»http://shishlena.ru/video/morskie-krasnye-i-burye-vodorosli-uchebnyi-rolik.html учитель знакомит с планом закрепления и проводит инструктаж по заполнению рабочих листов (Рабочие листы раздаются в начале урока.)
Задание 1.Ответить на вопросы
1.Количество видов водорослей-
2.Количество отделов-
3.Места обитания-
4.Какие пигменты у морских водорослей-
5. Особенности слоевища бурых водорослей-
6.Какая водоросль называется морская капуста-
Задание 2.Выбрать правильные утверждения.
1 водоросли – низшие растения.
2 ламинария - одноклеточная водоросль.
3 водоросли имеют корень
4 красные водоросли обитают в реках с пресной водой
5 водоросли в большинстве случаев обитатели воды
6 морские водоросли имеют красные и синие пигменты
7 зеленый пигмент называется хлорофилл
8 у водорослей имеется хроматофор
9 бурые водоросли обитают на поверхности водоемов
10 хлорелла многоклеточная
Задание 3. Соотнести правильные понятия.
1 Светочувствительное тельце красного цвета -
2 Хлорофилл , собранный в определенном порядке у водорослей образует
3.Хламидомонада передвигается с помощью
4.Улотрикс водоросль
5. Аквариумная водоросль
учитель просматривает лабораторные работы и корректирует оценки.
Работа в парах
Ответы
Задание 1
1-30 тыс.
2-3
3-моря , океаны, морская вода
4-красные , синие , бурые.
5-воздушные пузырьки
6-ламинария.
Задание 2—1 5 6 7 8
Задание 3
ОТВЕТЫ : а – многоклеточная, б – глазок, в – нителла, г – хроматофор,
д - жгутики
*Составить 10 вопросов биологического диктанта для своего партнера на отдельном листе по параграфу 18
*Выполнить задание в рабочей тетради к параграфу – всем. Читают вопросы перед просмотром фильма и после просмотра заполняют задания в рабочих листах.
Работа на рабочих листах - тест «Выбрать правильное суждение»
Выполнить тестовое задание.
Учащиеся проверяют ответы друг у друга, находят ошибки (,если есть )оценивают работы.
Информация для любознательных - стр.102
Ответить на вопрос подумайте. Предметные результаты
Умение делать выводы и умозаключения
Регулятивные УУД
Умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Личностные УУД
Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.
Личностные УУД
Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.
Предметные результаты
Моделирование понятия, умение выбрать правильное утверждение
Коммуникативные
результаты
Умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.
Предметные результаты
Выделение существенных признаков объектов
Личностные УУД
Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.
Подготовить сообщение:
Хлорелла –
космическая водоросль
Аквариумные водоросли