Технологическая карта урока Методы изучения биологии 5 класс ФГОС. Линия жизни. В.В.Пасечник.
Урок №2: «Методы изучения биологии»
5а,б классы (ФГОС)
Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ – филиал Карасульская СОШ
Дидактические цели:
Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить наблюдать, выделять главное, ставить эксперимент, измерять, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формирование УУД:
Предметные УУД: В познавательной (интеллектуальной) сфере: овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: овладение умением видеть проблему, ставить вопросы.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии.
Личностные: Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в тетрадях.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: лабораторное оборудование (пробирки, семена, штативы).
Модерация — это способ проведения учебных занятий или профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и длает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
Модерация — это структурированный по определенным правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения.
Технологическая карта урока: «Методы изучения биологии» 5 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Линия жизни»)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты: формирование УУД
Проверка домашнего задания. Организует работу в парах по взаимопроверке домашнего задания:
Какое значение имеет изучение биологии для человека? Работают в парах. Слушают и дополняют друг друга. Высказывают своё мнение, приходят к общему суждению. Представляют ответ классу (2-3 учащихся) – отвечают устно. Метапредметные:
Регулятивные: овладение умением видеть проблему, ставить вопросы.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии.
Мотивация познавательной деятельности:
поиск и формулировка темы урока. Организует беседу с учащимися по определению темы и познавательных задач урока.
Беседа:
-Как ученым - биологам найти ответы на вопросы:
-Как устроен внутренний мир организмов? Как это можно изучить?
-В какие сроки улетают перелетные птицы в тёплые страны? Каким образом это можно сделать?
-Как в Тюменской области
вырастить дыни? Что необходимо для этого?
-Можно ли шимпанзе научить говорить?
-С какой частотой бьётся сердце человека?
!!! Каким термином можно назвать способы изучения природы? При затруднении обратитесь к тексту §2
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Запишите тему урока в тетрадь. Предлагают варианты ответов. Слушают друг друга. Делают вывод об использовании учеными разных способов (методов) познания живой природы.
Высказывают предположения. Находят определение метода в учебнике. Определяют познавательные задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь. Метапредметные:
Регулятивные: овладение умением видеть проблему, ставить вопросы.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии.
Личностные: Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Организация познавательной деятельности Организует индивидуальную работу с учебником с понятиями «метод, классификация методов»
-Прочитайте §2 до статьи «Наблюдение» и дополните схему (см. на доску).
-Заполните на доске.
Методы
………………... Теоретические
Находят информацию в учебнике. Чертят и заполняют схему в тетради и на доске. Осуществляют самопроверку. Метапредметные:
Познавательные: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Динамическая пауза!!!
Организует работу в группах по ознакомлению с особенностями различных методов изучения биологии.
-Кто наблюдал за поведением кошек?
-Как вы думаете, какие методы изучения биологии использовали ученые, чтобы изучить поведение животных?
-Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника (чтение по цепочки).
-Какой метод называют наблюдением?
-С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений?
Работа в группе.
Задание №1:
-В пробирках находится сахар и крахмал. Определите, какое из веществ нерастворимо в воде?
-Как вы это сделаете? Проведите опыт.
Задание №2:
-Известно, что йод становится синим в присутствии крахмала.
-Определите, в каком из продуктов - яблоке или картофеле содержится крахмал.
-Как вы это сделаете? Проведите опыт
2) Какой метод изучения биологии вы использовали?
3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11.
4) Чем эксперимент отличается от наблюдения?
Фронтальная беседа:
-Назовите самого высокого ученика в вашем классе, самого низкого?
-Как это определить?
-Какие инструменты вам для этого нужны? -
Какой метод изучения биологии вы использовали?
-Прочитайте статью «Измерение» на стр.11 учебника.
-Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются? Работают индивидуально. Чтение вслух. Фронтальная беседа.
Работают в группе, проводят эксперимент, обсуждают результаты, делают выводы. Фронтальная беседа.
Фронтальная беседа. Предметные УУД: В познавательной (интеллектуальной) сфере: овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: овладение умением видеть проблему, ставить вопросы.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии.
Личностные: Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Динамическая пауза!!!
Подведение итогов.
Рефлексия учебной деятельности. Организует индивидуальную работу по закреплению изученного материала.
–На стр. 11 прочитайте вопросы и ответьте на них.
Организует рефлексию.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
-Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок?
-Достигли вы цели поставленной в начале урока?
Организуется индивидуальная работа по закреплению новых знаний.
Осуществляют рефлексию. Регулятивные: овладение умением видеть проблему, ставить вопросы.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии.
Личностные: Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Домашнее задание. Изучить §2, ответить на вопросы №1,3 на стр.11. выучить методы биологии. Записывают домашнее задание.