Технологическая карта урока биологии ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБОВ. 5 класс. ФГОС ООО.УМК: Биология 5 класс, В.В. Пасечник.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Новоусманская средняя общеобразовательная школа № 3»
Тема урока
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА ГРИБОВ
Мешалкина Оксана Александровна,
учитель биологии
с. Новая Усмань
2017 г.
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5 (ФГОС)
Учитель: Мешалкина Оксана Александровна
Место работы: МКОУ «Новоусманская СОШ № 3»
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока Общая характеристика грибов
Цель урока Сформировать у учащихся знания о царстве Грибов
Задачи урока Познавательные:
Изучить признаки царства Грибов, отличающих их от растений и животных.
Регулятивные:
Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию.
Контролировать действие партнера.
Личностные:
Формировать экологическое мировоззрение, любовь к родной природе
Планируемые результаты
Предметные
1. Знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов.
2. Отличать грибы от других живых организмов.
Личностные УУД
1. Формировать мотивацию к обучению.
2. Формировать готовность к саморазвитию.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
1. Умение ставить цели урока.
2. Планировать ход своей деятельности по достижению результата.
3. Развить навыки самоконтроля, самооценки, самоанализа.
Познавательные УУД:
1. Поиск и выделение необходимой информации.
2. Структурирование знаний.
3. Смысловое чтение.
4. Логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД:
1. Работать в составе творческих групп.
2. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Основные
понятия Царство Грибы, эукариоты, грибница - гифы - мицелий , плодовое тело, сапротрофы, паразиты, симбионты, микология.
Ресурсы УМК: Биология 5 класс, В.В. Пасечник; презентация учителя; раздаточный материал (муляжи шляпочных грибов, дрожжи, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба), видео материал в ноутбуках.
Формы урока Фронтальная, групповая работа, индивидуально.
Методы Эвристический, объяснительно - иллюстративный, словесный, наглядный, проблемного обучения.

Ход урока
Этап
урока
Деятельность Формируемые
УУД
учителя учащихся 1.
Организацион
ный
момент Добрый день, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
Настраиваемся на урок и начинаем работу. Готовятся к уроку,
Приветствие учителя.
Настраивают себя на работу.
Регулятивные
Волевая саморегуляция,
целеполагание.
Личностные
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
2.Актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса Я пришла к вам на урок с корзинкой. Чтобы узнать, что в ней лежит, необходимо отгадать загадку. О каком представителе идет речь в следующих строках (загадка)?
И на горке, и под горкой
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят
Вырос он в березняке
Носит шляпку на ноге
Сверху лист к нему прилип
Вы узнали?
Это...
Совершенно верно это гриб.
Итак, тема нашего урока ? (обращение к учащимся)"Грибы".
Открываем рабочие тетради записываем тему урока.
Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, но сначала предлагаю посмотреть видео ролик. Внимание на экран.
Что вы знаете о них? Где вы с ними встречались? Перечислите названия грибов, которые вы знаете?
А теперь мы с вами выполним практическую работу. У вас в лотке лежат организмы
Отберите из них тех, которые вы считаете
грибами (муляжи различных шляпочных грибов, дрожжи, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба). Вызвать ученика с лотком и проверить.
Вывод:
Эти предметы все грибы.
Изучением грибов занимается особая наука - микология, Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС(гриб). Наука возникла в конце 19 века.
Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский.Мир грибов интересен и очень разнообразен.Ученым
известно около 100 тыс. видов грибов (демонстрация атласа грибов).
Микологи выделяют группы:
-ШЛЯПОЧНЫЕ
- ПЛЕСНЕВЫЕ
- ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ
- ДРОЖЖИ
Рассматриваются при помощи презентации разные грибы даются им названия.
Учитель формулирует проблемный вопрос о том
Почему такие разные грибы относятся к одному царству? Слушают учителя.
Отгадывают загадку.
Находят ключевое слово "Грибы".
Отвечают на вопросы.
Узнают предмет изучения науки микология.
Воспроизводят имеющиеся знания о растениях, животных.
Синтезируют
имеющиеся знания и применяют их для сравнения. Познавательные
Уметь приводить доказательства фактов.
Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
3. Изучение нового материала
А помогут нам найти ответ на данный вопрос 4 исследовательские группы. И у нас присутствуют группы наблюдателей и уточняющих, которые будут участвовать в работе..
У каждой группы имеется карточка с заданием которую вы должны будете выполнить. И так приступаем к работе.
Учитель организует групповую работу с учебником по составлению общей характеристики грибов, консультирует учащихся. Подводит итоги работы, корректирует работу.Предлагает найти ответ на проблемный вопрос.
Выступление групп. Учащиеся
работают в группах по плану, данному учителем, заносят в таблицу Приложение 1. Познавательные
Умение работать с информацией, смысловое чтение.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные
Умение организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по
результатам работы.
Личностные
Осознание ответственности за общее дело.
Коммуникативные
Умение работы в группе.
4.Закрепление изученного материала Учитель предлагает выполнить тестовую работу.(На специальных бланках)
По заданным критериям просит оценить работу. (По кругу передать работы учащихся , взять в руки красную ручку),

Учащиеся отвечают в рабочей тетради Познавательные
Анализ, синтез,
сравнение.
Структуирование знаний.
Коммуникативные
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументация своего мнения и позиции.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
5.Рефлексия
Учитель предлагает слепить снежный ком из знаний, полученных в ходе урока.
Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке.
Выяснить причины затруднений. Личностные
Способность
адекватно судить о причинах своего успеха в изучении биологии.
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарищей.
6. Домашнее задание
Формулирует и поясняет выполнение домашнего
1) параграф 13 вопросы 1-4
2)Подготовить презентацию "Грибы
3) Устное сообщение "Грибы рекордсмены"
( необычные грибы).
4) Сочинить сказку с участием грибов.
5)Выписать термины в тетрадь. Записывают , обсуждают и выбирают домашнее задание.
Приложение 1

.