Технологические карты уроков по темам Водоросли. Общая характеристика, Многообразие водорослей, их значение
Ф. И. О. учителя: Хромова Татьяна Михайловна.
Должность: учитель биологии.
Образовательная организация: МБОУ – лицей №28 г. Орла им. дважды Героя Советского Союза Г. М. Паршина.
Технологическая карта урока
Тема: «Водоросли. Общая характеристика»
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
обучающие: формирование представлений о водорослях как наиболее просто организованных представителей царства Растения;
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, действовать по образцу, ставить вопросы и выдвигать гипотезы, объяснять различные явления, структурировать материал, делать выводы и защищать свои идеи.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
предметные:
знать – особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей как представителей царства Растения.
уметь – различать водоросли на рисунках и таблицах, приводить доказательства древнего происхождения водорослей.
метапредметные:
регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.
коммуникативные: умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, характеризовать объекты, приводить доказательства утверждениям, готовить сообщения и презентации.
личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный этап (1-2 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку.
Приветствие учителя.
личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3-5 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Постановка проблемы в виде показа презентации о различных водорослях, или работа с микропрепаратами или таблицами водорослей, или демонстрация живых образцов
Просмотр презентации, работа с микроскопами, таблицами.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Этап целеполагания (1-2 мин)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.
Формулирование темы и целей урока, планирование работы.
Личностные УУД:
умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель, планировать деятельность
Этап актуализации и пробного учебного действия (3-5 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий
Учитель задаёт вопросы учащимся: «О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Как вы думаете, в какой среде возникли первые растения на Земле и какие особенности строения они имели?».
Воспроизведение имеющихся знаний об особенностях водной среды обитания, о происхождении первых организмов, в частности растений, об особенностях водорослей.
Познавательные УУД: умение приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Этап первичного усвоения новых знаний (10 мин)
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Организация деятельности учащихся:
изучение материала в учебнике.
Ответы на вопросы учащихся во время работы.
Работа с текстом, иллюстрациями в учебнике, выделение основных понятий, работа с терминами.
Основные термины: Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Слоевище (таллом). Хроматофор. Спора. Ризоиды. Автотрофные организмы
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; выполнение учебно-практической задачи; работа по алгоритму
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
Ответы на вопросы учащихся.
Работа с текстом, иллюстрациями в учебнике, установление соответствия между текстом и иллюстрациями.
Ответы на вопросы в конце параграфа.
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов; умение работы в паре (общение).
Этап самостоятельной работы с самопроверкой (5 мин)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Контроль Самостоятельной работы учащихся
Ответ на вопросы рубрики «Подумайте», обобщение материала в виде мини-дискуссии: древние и прогрессивные черты водорослей: что преобладает».
Познавательные УУД: умение анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
Коммуникативное УУД: умение работы в паре (общение).
Этап включения в систему знаний и повторения (2-4 мин)
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Коррекция ошибок, допущенных в предыдущем этапе.
Осуществление самопроверки
Познавательные УУД: умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
Коммуникативные УУД: умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью.
Информация о домашнем задании (1-2 мин)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание учащимся: подготовить параграф, выучить термины из словаря; подготовить краткие сообщения или проекты.
Д/з: §34
Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2-4 мин)
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Организация рефлексии.
Обсуждение с учащимися выставленных ими оценок и коррекция оценок учащихся.
Объявление выставленной ими оценки, вопросы учителю.
Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Технологическая карта урока
Тема: «Многообразие водорослей, их значение» (2 часа)
Тип урока:комбинированный
Цели: формирование представлений о многообразии водорослей.
обучающие: знание основных таксонов водорослей; различение на рисунках и таблицах представителей различных отделов водорослей; сравнение особенностей строения водорослей различных отделов; представление о значении водорослей в природе и жизни человека;
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, действовать по образцу, ставить вопросы и выдвигать гипотезы, объяснять различные явления, структурировать материал, делать выводы и защищать свои идеи.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
предметные:
знать – основные таксоны водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей как представителей царства Растения.
уметь – различать на рисунках и таблицах представителей различных отделов водорослей, сравнивать особенности строения водорослей различных отделов.
метапредметные:
регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, и умение представлять результаты работы;
коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы;
познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.
личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности, эстетическое восприятие объектов природы.
1 вариант (рассчитан на 1 академический час, используется в случае корректировки календарно-тематического плана)
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный этап (1-2 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, проверка домашнего задания.
Приветствие учителя.
личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Постановка проблемы в виде работы с микропрепаратами или демонстрация живых образцов водорослей
Работа с микроскопами, таблицами, рассмотрение живых образцов.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Этап целеполагания (1-2 мин)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.
Формулирование темы и целей урока, планирование работы.
Личностные УУД:
умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель, планировать деятельность
Этап актуализации знаний (3 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий
Учитель задаёт вопросы учащимся: «Каково строение одноклеточных водорослей?».
Воспроизведение знаний об особенностях строения зелёных водорослей.
Познавательные УУД: умение приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД: умение оформлять мысли в устной форме.
Этап первичного усвоения новых знаний (5 мин)
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Организация деятельности учащихся:
изучение материала в учебнике.
Ответы на вопросы учащихся во время работы.
Работа с текстом, иллюстрациями в учебнике, выделение основных понятий, работа с терминами.
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; выполнение учебно-практической задачи; работа по алгоритму
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.
Этап первичного закрепления знаний (5 мин)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
Ответы на вопросы учащихся.
Работа с текстом.
Основные термины: отдел Зеленые водоросли. Отдел Красные водоросли (Багрянки). Отдел Бурые водоросли
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли.
Этап включения в систему знаний и самостоятельной работы с самопроверкой (20 мин)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Контроль самостоятельной работы учащихся
1. Выполнение лабораторной работы «Строение зелёных водорослей». При этом учащиеся самостоятельно формулируют цель работы. Работа включает в себя рассмотрение строения одноклеточной водоросли хламидомонады и многоклеточной водоросли спирогиры. В ходе работы учащиеся выполняют рисунки, делают соответствующие подписи. В выводе работы формулируют обобщение об особенностях строения зелёных водорослей.
2. Заполнение таблицы «Отделы водорослей»
Познавательные УУД: умение анализировать полученную информацию, подводить итоги, работать с увеличительными приборами, иллюстрациями.
Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
Коммуникативное УУД: умение работы в паре (общение).
Информация о домашнем задании (1-2 мин)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание учащимся: подготовить параграф, выучить термины из словаря; заполнить таблицу.
Д/з: §35, таблица
Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1-2мин)
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Организация рефлексии.
Обсуждение с учащимися выставленных ими оценок
Вопросы учителю.
Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
2 вариант (рассчитан на 2 академических часа в соответствии с календарно-тематическим планом)
1 урок
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный этап (1-2 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, проверка домашнего задания.
Приветствие учителя.
личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Постановка проблемы в виде работы с микропрепаратами или демонстрация живых образцов водорослей
Работа с микроскопами, таблицами, рассмотрение живых образцов.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Этап целеполагания (1-2 мин)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.
Формулирование темы и целей урока, планирование работы.
Личностные УУД:
умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель, планировать деятельность
Этап актуализации знаний (3 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий
Учитель задаёт вопросы учащимся: «Каково строение одноклеточных водорослей?».
Воспроизведение знаний об особенностях строения зелёных водорослей.
Познавательные УУД: умение приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД: умение оформлять мысли в устной форме.
Этап первичного усвоения новых знаний (5 мин)
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Организация деятельности учащихся:
изучение материала в учебнике.
Ответы на вопросы учащихся во время работы.
Работа с текстом, иллюстрациями в учебнике, выделение основных понятий, работа с терминами.
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; выполнение учебно-практической задачи; работа по алгоритму
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.
Этап первичного закрепления знаний (5 мин)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
Ответы на вопросы учащихся.
Работа с текстом.
Основные термины: отдел Зеленые водоросли. Отдел Красные водоросли (Багрянки). Отдел Бурые водоросли
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли.
Этап включения в систему знаний и самостоятельной работы с самопроверкой (20 мин)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Контроль самостоятельной работы учащихся
Заполнение таблицы или схемы «Основные отделы водорослей»
Отделы
Особенности строения
Значение
Примеры
Познавательные УУД: умение анализировать полученную информацию, подводить итоги, работать с иллюстрациями.
Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
Коммуникативное УУД: умение работы в паре (общение).
Информация о домашнем задании (1-2 мин)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание учащимся: подготовить параграф, выучить термины из словаря; заполнить таблицу.
Д/з: §35, таблица
Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1-2мин)
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Организация рефлексии.
Вопросы учителю.
Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
2 урок (продолжение)
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный этап (1-2 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, проверка домашнего задания.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку и домашнего задания
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1-2 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Работа с наглядным материалом
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Этап целеполагания (1-2 мин)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке.
Формулирование темы и целей урока, планирование работы.
Личностные УУД:
умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель, планировать деятельность
Этап актуализации знаний (5 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий
Учитель задаёт вопросы учащимся: «Назовите особенности строения каждого отдела водорослей». «Каково строение зелёных водорослей?».
Воспроизведение имеющихся знаний.
Познавательные УУД: умение приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД: умение оформлять мысли в устной форме.
Включения в систему знаний и самостоятельная работа с самопроверкой (30 мин)
Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми изучаемой темы
Организация деятельности учащихся:
подготовка к выполнению лабораторной работы.
Ответы на вопросы учащихся во время работы.
1. Работа с текстом и иллюстрациями.
2. Выполнение лабораторной работы «Строение зелёных водорослей». При этом учащиеся самостоятельно формулирую цель работы. Работа включает в себя рассмотрение строения одноклеточной водоросли хламидомонады и многоклеточной водоросли спирогиры. В ходе работы учащиеся выполняют рисунки, делают соответствующие подписи. В выводе работы формулируют обобщение об особенностях строения зелёных водорослей.
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; выполнение учебно-практической задачи; работа по алгоритму
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Информация о домашнем задании (1-2 мин)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание учащимся: подготовить параграф.
Д/з: §35
Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1-2мин)
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Организация рефлексии.
Вопросы учителю.
Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
13 PAGE 14- 13 -15
Учитель: Хромова Т.М.
15