Разработка урока 6 класс Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Дата:
Класс: 6
Тема: Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Цель: 1. изучить особенности организации водорослей; познакомить с представителями одноклеточных и многоклеточных водорослей и их условиями обитания;
2. выявить характерные особенности внешнего и внутреннего строения водорослей;
3. воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Оборудование: учебник, дополнительная информация.
Ход урока
Организационный момент: приветствие учащихся, настрой на урок.
Актуализация знаний:
- Что такое систематика?
- Кто был автором систематики?
- Что такое бинарная номеклатура?
- Назовите наивысшую и наименьшую группу в систематике.
3. Мотивация.
Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые,
А капитану в море
От них большое горе. (Водоросли)
На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. На Камчатке и на острове Новая Земля обычен “красный снег” из-за водоросли с красным пигментом.
Озвучивание темы и целей урока.
3. Изучение нового материала.
– Что такое водоросли?– Составьте синквейн слова “водоросли”. Правила составления синквейна.
В синквейне 5 строк:
1 – понятие (слово);2 – прилагательные (два слова);3 – глаголы (три слова);4 – предложение (из четырех слов).
Водоросли – наиболее древняя и сравнительно просто устроенная группа растений. Они самые многочисленные, самые важные для планеты. Они являются биоиндикаторами и начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.
Беседа по вопросам (записаны на доске):
– Согласны ли вы с утверждением, что водоросли растут только в воде?– Как водоросли живут на глубине, там же мало света?– Могут ли водоросли передвигаться?– Как вы думаете, почему водоросли относят к низшим растения?
Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" – результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет. Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется "ржавчиной". В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.
Водоросли относятся к низшим растениям. Их вегетативное тело (таллом, или слоевище) не расчленено на стебель, листья и корни, как у высших растений. Лишь у некоторых морских водорослей есть органы, внешне напоминающие стебель и листья, однако по своей внутренней организации эти низшие растения не имеют ничего общего с высшими сосудистыми растениями, так как лишены сложного анатомического строения присущего последним. Приуроченность к водной среде выработала у водорослей особые черты физиологии. Так, поглощение необходимых питательных веществ осуществляется всей поверхностью их тела.
Хорошо поработали молодцы! Теперь давайте отдохнем и проведем физкультминутку:
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Мы немного отдохнули и готовы приступить к работе.
Следующий этап – работа с дополнительной информацией.
Работа в группах: 1.- зеленые водоросли, 2 – бурые водоросли, 3 – красные водоросли.
С каждой группы рассказать о строении, распространении и значении.
Вопросы от каждой команды противоположной.
4. Итог урока: отметить верные утверждения:
Водоросли только многоклеточные
Саргассово море получило свое название благодаря присутствию в нем большого количества водорослей – саргассумВодоросли сильно отличаются от первоначальных форм, существовавших в древности.
Многоклеточные водоросли не имеют корней.
Существуют водоросли, утратившие хлорофилл и питающиеся гетеротрофно.
Водоросли вызывают “цветение” водоемов.
Вывод:
Водоросли – низшие растения;
Водоросли не имеют оформленных органов, их тело называется – таллом (слоевище);
Ризоиды – нитевидные образования, выросты нижней части, служащие для закрепления таллома на субстрате;
Водоросли не только автотрофы, но и гетеротрофы
Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.
Оценки за урок.
6. Домашнее задание: § 32-33, задания в рабочих тетрадях.
Отдел Зеленые водоросли. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. К ним относят хлореллу, ульву, спирогиру, хламидомонаду, улотрикс. В роде хламидомонада — более 500 видов. Почти все они обитатели мелких, хорошо прогреваемых и сильно загрязненных водоемов. Наряду с автотрофным способом питания все хламидомонады способны и к гетеротрофному питанию. При этом они всасывают всей поверхностью растворенные в воде органические вещества, способствуя очищению загрязненных вод. Такая способность этих водорослей позволяет использовать их в очистных сооружениях.
В прудах, озерах, заводях рек часто можно увидеть плавающую на поверхности воды скользкую зеленую тину. Если рассмотреть тину под микроскопом, то можно увидеть, что она образована большим скоплением тончайших зеленых нитей. Это — многоклеточная нитчатая водоросль спирогира. В слегка загрязненных водах морских побережий, например Черного моря, произрастает ярко-зеленая водоросль ульва, плоский волнистый таллом которой в ширину достигает 20 см. Многие народы используют ульву в пищу под названием "морской салат". Преимущественно в пресных водах часто встречаются колониальные формы зеленых водорослей — вольвокс и пандорина.
Отдел Бурые водоросли. К этой группе относятся крупные многоклеточные растения. Свое название они получили из-за окраски таллома. В клетках этих водорослей помимо хлорофилла присутствуют и другие пигменты.
Они обитают во всех морях с теплыми и холодными водами, образуя там большие заросли, подобные подводному лесу. Среди бурых водорослей есть гиганты (макроцистис грушевидный может достигать 60 м в длину) и есть микроскопически малые — до 1 мм (среблонема). В наших северных и дальневосточных холодных морях произрастает много разных видов рода ламинария, имеющих слоевище в виде длинной ленты, растущей на коротком стволике. Большинство видов ламинарии имеют таллом длиной 2-6 м, а у ламинарии японской он вырастает до 12 м. Произрастает ламинария на глубине 10-80 м. Она употребляется человеком в пищу под названием "морская капуста".
В большинстве своем бурые водоросли прикреплены к твердому грунту или к другим водорослям, отличаясь этим от других водорослей. Для прикрепления к грунту им служат особые выросты слоевища — ризоиды, представляющие собой длинные корнеподобные разрастания. Бурые водоросли бывают однолетними и многолетними. Например, у ламинарии многолетними являются ризоиды и стволик, а длинная лентовидная (пластинчатая) часть таллома — однолетняя. Она ежегодно отрастает вновь от стволика.
Бурые водоросли — один из основных источников органических веществ в прибрежной зоне океанов и морей.
В их зарослях, подобных подводному лесу, укрываются, находят пищу и кислород многочисленные животные. Многие бурые водоросли идут в пищу человеку, используются в промышленности, применяются на корм скоту и как удобрение.
Отдел Красные водоросли (Багрянки). Набор разных пигментов в сочетании с хлорофиллом определяет окраску багрянок — от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой
Это очень древняя группа водорослей. Преобладающее большинство красных водорослей — крупные растения, достигающие в длину одного метра. Но есть и очень мелкие багрянки. Таллом багрянок растет много лет. Он имеет различные формы: от сильно разветвленных, кустистых до тонких полосовидных и широких пластинчатых. Багрянки — обитатели всех океанов планеты. Некоторые из них обитают в пресных водах и на почве.
В морях красные водоросли обитают на самых больших глубинах (до 200 м), куда проникает свет. Красные водоросли (порфиру, грациллярию) люди употребляют в пищу. Из многих видов багрянок добывают ценное гелеобразующее вещество агар-агар, используемое в кондитерской промышленности.