Урок-размышление в 7 классе по рассказу А.Платонова «Юшка» по теме: «Я тоже всему свету нужен»
Урок-размышление в 7 классе по рассказу А.Платонова «Юшка» по теме: «Я тоже всему свету нужен».
Цели по содержанию:
Образовательные: способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе А.Платонова «Юшка».
Развивающие: способствовать освоению специальных умений анализировать литературное произведение, давать индивидуальную характеристику героям, уметь работать с текстом, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим их людям.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Вступительное слово учителя:
Сегодняшний урок посвящен творчеству А.Платонова, его рассказу «Юшка», в котором писатель побуждает читателя задуматься над серьезнейшим вопросом о ценности жизни человека, о добре и зле, о милосердии и жестокости.
Мы знаем, что писатель не был верующим человеком. Он в этом вполне сын своей эпохи. Но это был человек высокой нравственности, честный, благородный. Его душевные качества нашли отражение в его произведениях. В своем рассказе А.Платонов показал человека, резко отличающегося от других, почти юродивого. А на Руси исстари к юродивым было особенное отношение. Их считали более близкими к богу, то есть святыми. И в рассказе «Юшка» нашло отражение именно эта христианская традиция.
При видимой простоте сюжета рассказ сложен в понимании. Сложен теми нравственными проблемами, которые поднимает автор, а именно: 1) Какое место занимает в обществе такой человек, как Юшка? 2) Нужен ли такой человек или нет?
Но прежде чем перейдем к обсуждению вопросов по рассказу «Юшка», мы должны вспомнить сюжет.
(Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Юшка был мал ростом и худ, глаза были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду. И стол его более чем скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он первым поутру идет в кузницу и последним покидает, уходя на ночлег, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, браня детей: вероятность стать таким, как Юшка, звучит в их словах как укор, возмездие за шалости и прегрешения. Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Но вдруг в одно лето он никуда не пошел. Затем встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Впервые на слова веселого прохожего: «Хоть бы ты помер, может веселее бы стало без тебя…», Юшка осерчал: «Чем я вам мешаю! Я жить родителями поставлен, я тоже всему свету нужен…». Веселый прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, тот упал и более не поднялся). Всякий считает себя вправе кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом. «Урод негодный», «божье чучело», «блажной непохожий», - слышит он от тех, с кем живет на одной улице. А Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: «Меня, Даша, народ любит!».
Любит ли народ Юшку? А если любили, то почему убили?
(Встреча Юшки с детьми. Что влечет детей к Юшке? Дети не дают тихо бредущему Юшке проходу, донимают его криками, ударами, бросают в него камни, сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети живут естественной «нормальной» в подобной ситуации реакции – зла в ответ на зло. Ответное зло Юшки было бы ни чем иным, как доказательством того, что он живой. Потому-то дети удивляются, что Юшка «живой, а сам не серчает на них» - пусть он лучше злится, раз он и вправду живет на свете).
Встреча Юшки со взрослыми. Почему и взрослые обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?
(Взрослые, видя в Юшке человека «блажного, непохожего» вымещают на нем «злое горе и обиду», лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке молчаливой кротости, непохожести: «Что ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай». Юшка молча сносит удары. И более того – утверждает, в разговоре с Дашей, что его народ любит).Закономерно или случайно погиб Юшка?
(Погиб закономерно, то есть вполне понятно и допустимо. Почему люди изгоняют его? Потому что Юшка выступает как человеческая совесть. Встреча с веселым прохожим обрывается трагически. Веселый прохожий по собственному произволу решил рассудить, кто в этой жизни «годный», а кто «негодный». Впервые Юшка не молчит, а возражает: «Я жить родителями поставлен, я тоже всему свету нужен…». А.Платонов вслед за Достоевским говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни и неповторимости всякого человека.
Почему автор особо выделяет его глаза?
(Глаза – зеркало души, плачет душа).
Чтобы понять Юшку, нужно обратиться к вопросу: Случайно ли в литературе такой герой?
Испокон веков писатели пытались изобразить положительно-прекрасного человека и попытки эти делались. Так, величайший испанс кий писатель Мигель де Сервантес в своем произведении «Дон Кихот» изобразил такого человека, который хотел приносить только добро, был с наивной детской душой. Его опыт продолжил Достоевский. В своем романе «Идиот» он изобразил князя Мышкина, который не может лицемерить, врать, не может противостоять злу и кончает тем, что окончательно сходит с ума. Может, Юшка из категории этих людей? Он беззащитен, как ребенок, и в мире зла, который его окружает, он не находит себе места, он терпит обиды, потому что не может злу противостоять. Он хочет всех людей поразить добром, однако, люди его не понимают, потому что в мире зла больше, чем добра. Юшка умирает как святой.
Почему Юшка в городе был одним, а когда уходил из города, становился другим?
(Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Мы видим Юшку веселым и счастливым. Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.
В городе его окружают злые люди, жестокие и равнодушные. Он задыхается в этом мире. Он чувствовал себя сиротой, а там, на природе он чувствовал себя братом всей твари. Он как бы помнит первоначальное всеобщее единство, совместное происхождение из единого источника, от всемогущего Господа.
Какие черты характера Юшки вы считаете положительными, а с чем вы не согласны?
(Смирение, терпение, любовь к ближнему, готовность ради ближнего жертвовать собой, душевная чистота, скромность.Юшка пассивно относится к жизни. Он не стремится научить людей любить так, как любит он.
Почему, когда Юшки не стало, люди поняли, что он был необходим?
(С гибелью Юшки «вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними».Смертен ли Юшка или такие люди, как Юшка, бессмертны?
(Добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро произрастает и дает свои плоды. Прошли годы. В городе давно позабыли Юшку, но все знают добрую докторшу. Ее, сироту, Юшка взрастил и выучил, любил больше всего на свете. Докторшу называют дочерью доброго Юшки. Именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, - Ефим Дмитриевич.
Способен изменить мир Юшка? Нужен ли Юшка всему свету?
(После смерти Юшки люди прозрели. Наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: «Прощай Юшка, и нас всех прости». К телу умершего пришли проститься все люди, старые и малые, которые знали Юшку и потешались над ним. Юшка – воплощенное добро, а утрата добра губительна для людей.
По Платонову, именно любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.