Статья СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова
с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области
Тагильцева Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова
с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области
«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, и к каждой странице нашей отечественной истории», - пишет Президент РФ В.В.Путин в своем Послании к Федеральному собранию 2007 года. В России память о Победе в Великой Отечественной войне является краеугольным камнем социальной памяти, составляя основу национальной идентичности. Однако истинное осмысление этого великого события в полной мере возможно только в контексте всей истории нашей Родины и всего мирового исторического процесса в целом. Только в данном случае будет осуществляться тот подход к историческим фактам, который может быть назван системным подходом и который будет соответствовать потребностям и возможностям современной исторической науки.
Осуществление системного подхода в теории методики, а также в практике преподавания истории в средней школе – задача очень нелёгкая и еще далёкая от разрешения. Она предполагает, что историческая наука должна получить всю новую информацию об определённой эпохе или периоде развития общества, и переработать старую и новую информацию в глубокие исторические обобщения и описания. Пока всего этого нет. Это, конечно, вовсе не означает, что системное описание истории России ещё не начато. Неверно, будет также считать, что в силу изложенных выше причин системный подход в преподавании истории в средней школе будет малопродуктивным. Ведь история системного подхода в изучении истории началась задолго до вызревания самой идеи, которую мы теперь называем системным подходом. Великих русских историков, таких как В.О.Ключевский и С.М.Соловьев, больше, чем что-либо другое, интересовали диалектические связи и отношения между событиями различных эпох. Великие историографы прошлого заложили прочные основания системного описания и понимания истории нашего народа.
Теперь системный подход становится (пока не в полной мере!) принципом изучения истории в школе. Можно также надеяться на то, что с годами всё больше и больше будет появляться учебников, составленных в согласии с духом и смыслом системного подхода. И тогда окажется, что каждый отдельный факт, каждое событие или эпоха окажутся включенными в различные системные связи и отношения.
В прошлом столетии было модным создавать «простые» и «непротиворечивые», «удобные» подходы к изучению истории. При этом нередко забывалось, что система преподавания данного учебного предмета должна отвечать историческим реалиям, что её нельзя подгонять к искусственно сконструированным законам и правилам. Реальные исторические процессы и сложны, и противоречивы, и вариативны. Соответственно даже описание отдельно взятого исторического факта (не говоря уже об отдельных персоналиях) при условии соблюдениях хотя бы главных требований и задач системного подхода, становится сложным и многоаспектным. Так, например, в целом ряде зарубежных и отечественных публицистических книг, художественных фильмов последних десятилетий в качестве примера жестокости советского командования во время Великой Отечественной войны приводится Приказ Народного комиссара обороны №227 от 28 июля 1942 года, известный как «Ни шагу назад!» Однако, соблюдение принципа системности, помещение этого и других документов той эпохи в широкий исторический контекст позволяет показать учащимся тенденциозность подобной интерпретации. Очевидно, в любой армии оставление солдатом своего поста, части, своей позиции без приказа вышестоящего командира рассматривается как вопиющее нарушения устава и воинской дисциплины, а в условиях военного времени - как преступление. В России эта норма была закреплена в воинских уставах в период создания регулярной армии Петром Первым: «...Есть ли какою причиною или множеством назад пожмут, и тогда отнюдь не должен никто бегать назад, но стоять до последнего человека как доброму солдату надлежит под наказанием смерти, так же и во время бою приказано задним стрелять из пушек и из ружья по тем беглецам без всякого милосердия». Есть ли принципиальное отличие подхода к проблеме Петра Первого от содержания приказа «Ни шагу назад»? Что касается заградительных отрядов, то историкам неизвестны случаи (и подтверждающие их архивные документы), когда они стреляли бы по своим войскам.
В качестве некоторых приёмов реализации системного подхода назовём следующие:
проведение исторических параллелей. Например: установление обратных связей между событиями. Например: 22 июня 1815 года Наполеон Бонапарт в последний раз подписал отречение от престола вскоре после поражения при Ватерлоо. А до этого 23 июня 1812 года им был отдан приказ о нападении на Россию, вероломно нарушивший договор о «вечном мире» между двумя великими державами. 23 июня 1944 года началась операция «Багратион», известная как белорусская наступательная операция. Для немцев это было самое крупное поражение германской армии за всю ее предшествующую историю, именно в этой операции была фактически уничтожена группа армии «Центр», которая 22 июня 41-го перешла границу Советского Союза;
составление диахронических и синхронистических таблиц;
составление ассоциативных пар исторических событий. Например: 9 мая 1945 года – День Победы над фашистской Германией. Десять лет спустя в этот же день ФРГ была торжественно принята в НАТО.
включение события в широкий исторический контекст. Например:
День 22 июня в мировой истории
Год Событие
1815 Наполеон Бонапарт в последний раз подписал отречение от пре-стола вскоре после поражения при Ватерлоо.
1889 Германия первой в Европе вводит пенсии по старости.
1915 союзные войска Австрии и Германии войска заняли Львов.
1916 немецкие войска у Флери (Франция) впервые применили новый отравляющий газ фосген («Зелёный крест»).
1919 в связи с ультиматумом Антанты Веймарское учредительное собрание Германии проголосовало за подписание кабального для немцев мирного договора.
1940 в Компьене Франция подписала капитуляцию перед Германией (в том же самом вагоне, в котором в 1918 году подписывала капитуляцию Германия).
1941 Германией вероломно нарушен Пакт о ненападении, заключенный с СССР. Начало Великой Отечественной войны.
1994 В Брюсселе подписан Протокол об основах сотрудничества России и НАТО в рамках программы «Партнёрство во имя мира».
сопоставление дат с целью установления ментальных и культурно-исторических ассоциаций. Например: «9 мая 1945 на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе приземлился самолёт, доставивший в Москву акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Окончание войны с Германией (6 мая) совпало с празднованием Дня памяти св. великомученика Георгия Победоносца и Православной Пасхи. Под капитуляцией также стояла подпись советского полководца с имением Георгий (Жуков)».
Использование данных простых приёмов системного подхода позволяет учителю непредвзято описать и верно преподать учащимся исторические факты в их реальных, объективно присущих действительности связях и отношениях.
Библиографический список
План Президента Путина. Руководство для будущих Президентов России. Сборник / Сост.: Павловский Г.О. М.: Издательство «Европа», 2007. С. 268-269.
Преподавание новейшей истории России в школе.// Авторы-составители: Никифоров Ю.А., Вяземский Е.Е. и др.- М, 2012.