Разработка урока по рассказу А.Платонова Юшка
Организационная информация
Тема урока «А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка».
Предмет Литература
Класс 7
Методическая информация
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока
Продолжить изучение творчества писателя А.Платонова; провести глубокий анализ рассказа «Юшка»;
Задачи урока
учиться читать платоновские рассказы, воспринимать чувства, передаваемые автором.
совершенствовать умение анализировать литературный текст;
выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока Развивать навыки выразительного чтения, умения подбирать материал, пользуясь текстом;
Необходимое оборудование и материалы Портрет писателя
Презентация, видеозапись , раздаточный материал
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Формулировка темы и цели урока обучающимися.
- Добрый день, дорогие друзья, гости. Скажите, что вы считаете самой большой ценностью на земле?
- Ответы учащихся. (каждый объясняет свое мнение)
- Я согласна с некоторыми из вас. Самое ценное на земле – это человек. Еще в 19 веке известный английский писатель Карлейль сказал, что всякий человек есть историческая ценность, не похожая ни на какую другую.
- Можете ли вы сейчас определить, о ком или о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Ответы учащихся.
- Правильно, человек, вот о ком мы сегодня будем размышлять.
- Совместно с учителем обучающиеся создают кластер ЧЕЛОВЕК, размещая слева от слова - характеристики человека, а справа- то, в чем каждый человек нуждается.
- Учитывая то, что дома вы читали рассказ А. Платоноваа «Юшка» и наш небольшой разговор, попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.
-Ответы учащихся.
- Учитель подводит итог. Тема нашего урока звучит так:: «А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка». Цели:
- познакомиться с биографией А. Платонова;
- проанализировать образ главного героя рассказа «Юшка » Ефима Дмитриевича.
- «Найти» образ человека в рассказе.
Ход и содержание урока
1. Знакомство с биографией А. Платонова.
- Итак, прежде, чем мы будем говорить о произведении, нужно познакомиться с биографией самого писателя.
На доске- портрет Андрея Платонова, у каждого учащегося - таблица
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
– Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в первую колонку таблицы.)
–.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы.)
Учитель предлагает информацию об авторе (учебный фильм). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.
2. Анализ произведения
- О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой?
- Каков Юшка в начале рассказа? (чтение описания внешности героя)
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Почему автор особо выделяет глаза Юшки?
- Ответы учащихся.
- Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом.
- Ответы учащихся. (На доске записываются слова- характеристики, предлагаемые учащимися.
- Принято считать, что такие люди, как Юшка, не вызывают сочувствия у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Учащиеся под руководством учителя заполняют концептуальную таблицу.
Люди - он Он - люди
Дети
ЮШК
А Взрослые
Даша
Для заполнения таблицы используется материал, который учащиеся приготовили дома. (дано опережающее задание по группам). Каждая группа выступает, параллельно учащиеся заполняют таблицы в тетрадях.
- Заполнив таблицу, учащиеся отвечают на вопрос:
- Какими словами сейчас мы можем охарактеризовать главного героя?
- Сравниваем, ту характеристику, которую мы дали герою в начале разговора, и ту, которую дали сейчас. Что в них общего и чем они отличаются? (мы видим , что в характеристике героя появляются слова, описывающие не физическое состояние, а душевное состояние героя )
- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)
- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ)
- Обратите внимание на таблицу, осталась еще одна не заполненная нами часть. Чего не хватает?(Отношения к Юшке прохожего, который его убил. )
- Пересказ эпизода встречи Юшки с прохожим, заполнение таблицы.
- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим? (чтение отрывка о похоронах)
- Раскаялись ли люди? Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни? (им стало грустно)
- Выходит, что смысл жизни Юшки в том, что всю злобу и глумление он принимал на себя?
- Кто и когда (почему) вспоминает о Юшке? (рассказать о девушке, ищущей Юшку)
- Найдите в тексте описание девушки. Вспомните, внешность Юшки, какой можно сделать вывод? Как она его называет?
- Энергия добра Юшки переходит к девочке. Юшки не стало, но осталась новая жизнь. В чём видит своё предназначение эта девушка? (она врач)
- Так выполнил ли Юшка своё предназначение? («я тоже всему свету нужен», его душа перенеслась в девушку)
Обобщение
- Давайте вспомним, какова была цель нашего урока, достигли ли мы ее?
- Ответы учащихся.
- В ходе анализа рассказа мы с вами должны были «отыскать», образ человека в рассказе Платонова. Как вам кажется, кого можно назвать человеком в этом рассказе? Почему? - Ответы учащихся.
Домашнее задание - Домашнее задание : написать мини-сочинение по теме «Настоящий человек – это….». В текст сочинения включить аргументы из художественных произведений русских писателей.
Рефлексия - Подводя итог нашему разговору, я предлагаю вам посвятить Юшке, настоящему человеку, небольшое стихотворение- синквейн.
- Изменилось ли ваше представление о человеке? Почему?
- Полезен ли был наш разговор для вас?