Методическая разработка урока по рассказу А.П. Платонова Юшка


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №4»
Автор методической разработки
Богданова Олеся Ивановна
«Сердце в людях бывает слепое…»
(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Цели урока, задачи:
Учебные: формирование умений определять тему, идею рассказа; характеризовать героев; кратко пересказывать эпизоды;
выполнение словарной работы, расширение кругозора обучающихся.
Развивающие: развитие мыслительной деятельности семиклассников, умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные способности.
Воспитательные: обогащение нравственного опыта подростков, воспитание гуманного, толерантного отношения к людям; побуждение детей к милосердию и состраданию.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- раскрыть понятия: «добро», «зло», «нравственный человек», «толерантность»;
-формировать уважительное отношение к людям, их мнению, действиям;
- развивать навыки общения со взрослыми и детьми;
- учить быть добрыми, милосердными, отзывчивыми.
Метапредметные:
- освоить способы решения проблем поискового характера;
- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения.
Предметные:
- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;
- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,
любовь и уважение к человеку.
Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи: русский язык, психология.
Оснащение урока: портрет писателя, художественный текст, толковый словарь, рабочие тетради по литературе, карточки с заданиями, презентация, проектор.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с психологического настроя. (Слайд №2) Поэтому:
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть бодрого утра, тепло солнечных лучей, чистоту воздуха, позитивное настроение и доброжелательность. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать то, что происходит в нём.
Вступительное слово.
Психолог. В начале нашего урока проведём небольшой опрос.
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на простые вопросы ( к каждому вопросу всего два варианта ответа):
С кем легче найти общий язык?
С кем приятнее общаться, дружить?
Ты чаще всего, какой человек? (слайд №3 )Ответы:
Вариант 1-злой; вариант №2-добрый.
-Какой тип человека вам ближе? Почему?
-Легко ли контролировать себя, свои эмоции? Почему?
Ученик 1. Ни для кого не секрет, что наша жизнь сложна, трудна. Может поэтому люди (взрослые и дети) ведут себя не так, как хочется нам, как требуют законы нравственности и совести. Очень часто по телевидению мы видим программы о негативных событиях (в семье, на улице, на работе, в школе). Люди ругаются, выясняют отношения, дерутся. (Слайд №4)
Психолог.
-Какие вы испытываете эмоции? Что вам хочется сделать в этот момент? Задумывались ли вы над вопросом: почему это происходит? Кто в этом виноват? И где можно найти ответы на наши вопросы? (Слайд №5)
Учитель литературы. Конечно, множество примеров конфликтов найдёте и в русской литературе. Можно посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны и поискать выход из неё.
-Как вы думаете, может ли небольшой рассказ заставить читателей стать добрей, милосердней, терпимей по отношению к окружающим?
- Вспомните, какие произведения и герои пробуждают в вас гуманные чувства? ( И.С. Тургенев «Муму», Короленко «В дурном обществе», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», В.Г. Распутин «Уроки французского» . (Слайд №6 )
3. Актуализация темы.
Учитель литературы. Дома вы прочитали рассказ А.П. Платонова «Юшка». (Слайд №7)
- На что вы обратили особое внимание? – Почему рассказ назван «Юшка»?
-Как вы считаете, какова основная тема, идея, проблема рассказа?– Нужно ли нам читать такие произведения? Почему? 
4. Определение темы. Целеполагание (совместно с обучающимися).
Учитель. Для того чтобы нам определиться с темой урока, давайте внимательно прочитаем фрагмент из рассказа.
Два семиклассника читают по ролям. (Слайд № 8)
Даша смеялась.      - У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..      - Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.      - Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.
Учитель. Как вы считаете, какая цитата наиболее точно выражает основную мысль рассказа? Обоснуйте свой ответ. (Слайд № 9 )«Ты говоришь - народ тебя любит!..»
«Он меня без понятия любит…»
«Сердце в людях бывает слепое»
«Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету».
Психолог. Как вы понимаете выражение «Сердце в людях бывает слепое»? Как понять «слепое» или «неслепое» у человека сердце?
Учитель. Запишите, пожалуйста, тему урока и ту цитату, которую мы с вами выбрали и прокомментировали.
Формулировка семиклассниками цели урока.
Цель урока: выявить нравственную основу платоновских героев. (Слайд № 10 )Психолог. Каждый из нас не раз задумывался над вопросом: зачем рождается на земле человек? И каким он должен быть?
Учитель. В рассказе «Юшка» тоже есть ответ на этот вопрос. Найдите отрывок и прочитайте.
Ученики читают по ролям. (Слайд № 11 )- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?      Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.      - Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузнеце помогаю.      - Другой бы на твое место нашелся, помошник какой!
Учитель. Можно ли по прочтённым диалогам охарактеризовать героев?
Задание 1. Распределение по рядам (Слайд 12):
1 ряд. Характеристика Юшки по плану:
- Описание внешности (портрет*).
-Поведение, поступки героя.
-Чувства, переживания, мысли.
- Речь – о чем и как говорит герой.
- Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.
-Отношение к герою других действующих лиц. ( Слайд №13)
2 ряд. Отношение Даши, кузнеца, детей и взрослых к Юшке.(Слайд №14)
3 ряд. Ответить на вопрос: какую роль играет в рассказе девушка-врач? (Слайд № 15 ).
Проверка выполненных заданий.
Задание 2. Кому принадлежат слова (работа в парах с взаимопроверкой по шаблону). (Слайд № 16-17 ) :
«Юшка! — кричали ... — Ты правда Юшка? (Дети)
«Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу» (Юшка)
«Да что ты такой блажно́й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?.. Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!» (Взрослый человек)
«Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету». (Даша)
«Помер, — вздохнул ... — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» (Столяр)
«Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать» (Девушка-врач)
Замечательно, мы заслушали ответы. А теперь давайте обобщим вышесказанное и изобразим взаимоотношения героев при помощи схемы. Покажем отношение автора и читателей к героям рассказа. (Слайд № 18 )14154151644650021774152406650
20821657874002129790164465274891578740Юшка
00Юшка

208216510668000
239649096520004082415965200399669016319574866596520004730115163195Девушка-врач
00Девушка-врач
63436516446563436597790
192024096520181546517272039300159652000671830240030691515173355
4501515229235026727151816102548890229235141541522923574866510795Автор
4396740666750012915906667506915156667500
1815465133350172974018097580581538735
Читатель
Давайте уточним, почему у нас получилось два круга больших и одно маленькое( цвета тоже различны!) (Слайд № 18 )Маленький чёрный круг-это герои со «слепыми сердцами». Их должно быть меньше в нашей жизни.
Большой красный круг- главный герой с большим добрым сердцем.
Большой зелёный круг- девушка-сирота . У этого человека большое светлое будущее, потому что она любит людей, не разделяя их на бедных и богатых, добрых и злых. Таких людей должно быть больше в нашем мире. И мы должны к этому стремиться.
Учитель. Мы на уроках русского языка и литературы обращаемся к мудрости нашего народа. Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о добре и зле.
Задание 3. Перепутаны части пословиц, необходимо соединить их и записать в тетрадь по литературе. Самостоятельная работа обучающихся. (Слайд № 19 )Большая душа,
Доброе слово
Лучше самому терпеть,
Плох тот ветер,
Худо тому,
Язык держи, доходит до сердца
как большой костер, — издалека видна.
кто добра не делает никому.
чем других обижать.
а сердце в кулак сожми.
который не приносит добра.
Проверка по слайду № 20. Выводы семиклассников.
Ученики. Инсценировка притчи (подготовленной заранее). (Слайд № 21,22 )Однажды один старый мудрый индеец, вождь племени, разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
5.Рефлексия.
Психолог. Теперь вам не будет сложно выполнить задание на карточках (работа в парах). (Слайд № 23 )Закончи предложения:
Добро-это…
Зло-это…
Нравственный человек-это…
Сострадание –это..
Давайте проверим: обратите внимание на слайд (№24)
Подберите синонимы к слову ТОЛЕРАНТНЫЙ. (варианты ответов: мягкий, изысканный, невзыскательный, нетребовательный, нарядный, красивый, снисходительный, терпимый, хитрый) (Слайд №25)
Учитель.
-Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы:- Почему рассказ назван «Юшка»?
-Какова основная тема, идея, проблема рассказа?
-Почему «сердце в людях бывает слепое»?
-В чем же заключается нравственная основа героев?- Нужно ли нам читать подобные произведения? Почему? 
Хотелось бы закончить наш урок замечательным стихотворением.
Добро и Зло идут по жизни рядом. Известно, что нет худа без добра. Как хорошо, когда на смену злобе Приходят к нам улыбка, доброта. Когда в глазах людей, в их добром слове Почувствуешь божественный тот свет, То наполняешься огромным счастьем, Способным оградить от разных бед. О люди, улыбайтесь чаще!Тепло души дарите каждый миг И никогда не осушайте Тот чистый, сказочный родник!
6.Домашнее задание (по выбору обучающихся).
1.Сочинение-рассуждение по теме «Нравственный человек».
2. Подобрать и выучить стихотворение по теме «Взаимопонимание и доброта».