Родительское собрание О родительской любви


Программа
воспитательной работы
в 1-4 классах
«Ступени совершенства»
Переваровой Натальи Александровны
Учителя начальных классов
МКОУ Новосельской СОШ
2012-2013год
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМС «Перспективная начальная школа», с учетом методических разработок издательства «Академкнига», и опыта реализации воспитательной работы школы.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Цели программы духовно-нравственного развития и воспитания:
организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка;
создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка.
Задачи программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно - историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы
Направления духовно-нравственного развития Базовые национальные ценности: Виды и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
1)Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества экскурсии, виртуальные путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры, фестивали, праздники;беседы и классные часы
участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями;просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– коллективно-творческие дела
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;
– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов .
– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.
2)Воспитание нравственных чувств и этического сознания справедливость; милосердие; честь; достоин-ство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, преставление о вере, духовной культуре и светской этике, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; - беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности, литературно-музыкальные композиции, виртуальные художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России;
- беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение поступков, поведения разных людей, участие в коллективных играх; работа в кружках
- участие в беседах о семье, о родителях и прародителях;
3)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. Экскурсии, спортивные мероприятия, внеурочная деятельность.
4)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. - экскурсии по поселку (знакомство с различными видами труда, различными профессиями, встречи с представителями разных профессий;
- проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы), презентации учебных и творческих достижений, трудовые акции;
- беседа, классные часы.
5)Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. - беседа, просмотр учебных фильмов, экскурсия, прогулка, однодневные туристические походы ;
- экологические акции, высадка растений на пришкольном участке, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора и т.д.
6)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. - знакомство с лучшими произведениями искусства по репродукциям; беседа,
участие вместе с родителями в проведении выставок, реализации культурно-досуговых программ.
Направление Мероприятия Месяц
1)Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Классный час «Бородинское сражение»
Неделя безопасности
Операция «Подросток»
Пара олимпийские игры Сентябрь
Президентские состязания (спортивные соревнования) Октябрь
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Декада права-кл час Ноябрь
Экскурсия в школьную библиотеку. Декабрь
Азбука дорожного движения-конкурс рисунков
Январь
ПДД «дорожная мозаика»
Кл час «Подвигу народа»
«Сталинградская битва» Февраль
Подвигу народа жить в веках- кл час Май
2)Воспитание нравственных чувств и этического сознания Кл час «Экскурсия по родному поселку»
Социаметрия. Выборы актива класса. Сентябрь
Акция «Добрых дел» Октябрь
Мой сосед по парте час откровенного разговора. Ноябрь
Утренник «Ваши права и обязанности дети»
Классный час «О мире профессий»
Операция «Каникулы» Январь
Кл час «Фотографии из семейного альбома» Февраль
Акция подари улыбку Весенняя неделя добра. Март
Утренник «Подвигу народа жить в веках. Май
3)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Игра веселые физминуткиСентябрь
Осенняя прогулка Октябрь
Витаминная тарелка на мкаждый день -Конкурс рисунков
Декада Здоровья.
Урок Здоровья. Ноябрь
Эстафета с Дедом Морозом. Декабрь
Соблюдаем мы режим быть здоровыми хотим
Участие в конкурсе «Зеркало природы»-изготовление поделок. Январь
Лыжная прогулка в лес на лыжах. Февраль
Моё настроение передай улыбку по кругу.
День здоровья. Апрель
Народные игры Май

4)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. В мире загадок. Кл. час Сентябрь
Игра соревнования м\у командами «В мире пословиц» Октябрь
Конкурс «Эму -Эрудит» Ноябрь
Конкурс -игра «Новогодние загадки» Декабрь
Викторина «Путешествие по сказкам» Февраль
Конкурс игра отгадываем ребусы Март
КВН игра м\у командами Апрель
5)Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Экскурсия по родному
посёлку. Сентябрь
В мире прекрасного. Экскурсия в лес. Выставка рисунков. Поделок из природных материалов «Природа и мы» Октябрь
Моя улица . Экскурсия Ноябрь
Помоги птицам. Экологическая акция. Январь
Кл час- «Правила Мойдодыра» Март
Кл час «Экология. Охрана природы» Май
6)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) День Знаний
Праздник здравствуй 1 класс
Золотая осень
П Посвящение в
в первоклассники, Сентябрь
Поздравляем осенних именинников
День Учителя Октябрь
День матери. Ноябрь
Новогодняя сказка
Операция зимние каникулы «Рождественский фестиваль» Декабрь
Конкурс «Стань звездой» Январь
КВН для мальчиков «Защитники Отечества»
Смотр «Строя и песни»
Урок «Мужества» Февраль
8 марта «Для милых дам»
Пасха- главный христианский праздник
П Прощание с букварем Март
Кл час «Школа вежливых наук»
Весенняя неделя добра Апрель
Прощание с 1 классом
Вахта памяти.
Митинг у монумента славы. Май
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы
и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Перспективная начальная школа» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. УМК «Перспективная начальная школа» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентироваться на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.
Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта:
- обучение способствует построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
- Обучение самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
-Обучение ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
- обучения детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, и внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Традиции школы
В школе существуют многолетние традиции, которые определяют основные направления воспитательной работы.
Приоритетными для школы являются патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Традиционно в школе проводятся следующие мероприятия:
День знаний
День учителя
Осенний бал
Посвящение в первоклассники,
Спортивные соревнования.
День матери
Предметные олимпиады
Новый год
Прощание с букварем
День защитников Отечества
8 марта – день особый
9 мая. День победы.
Последний звонок
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций .
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций .