Методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 класса по географии


Конкурс на лучшую методическую разработку среди
педагогических работников Асбестовского городского округа

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №22
номинация: методические рекомендации










Методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 класса по географии



форма: пособие







Автор:
Фролова Лариса Сергеевна
учитель географии
II квалификационная категория
8-904-98-84-925


АГО, 2013г.
Пояснительная записка

В настоящем пособии представлены методические рекомендации для учителей географии по организации подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы.
Одной из актуальных задач, которые ставятся перед российским образованием в рамках концепции модернизации образования, является переход к новой форме проведения итоговой аттестации в 9-х классах. В 2014 году данная форма впервые проводится в штатном режиме.
В свете изменения формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов педагогам необходимо изменить подходы в подготовке к ГИА данной категории обучающихся.
Цель данного пособия помочь учителям в организации качественной подготовки выпускников к ГИА по географии.
Задачи, которые необходимо решить учителю, для успешной государственной итоговой аттестации выпускников:
-ознакомить выпускников с примерными контрольно-измерительными материалами;
- ознакомить с особенностями процедуры проведения ГИА, с правилами заполнения бланков;
- выявить область «знания/не знания» выпускника, определить разделы программы, которые требуют дополнительной подготовки;
-отработать алгоритм и модели поведения при подготовке и сдаче экзаменов.
Чтобы помочь выпускникам сдать итоговую аттестацию в новой форме успешно, учителям-предметникам необходимо использовать все имеющиеся ресурсы.
Исходя из поставленных задач, в пособии представлен примерный план работы учителя географии, образцы заполнения бланков, примеры КИМ, материал для организации консультаций (индивидуальных занятий) по подготовке к ГИА – 9 по географии, рекомендации для учащихся, характеристика содержания и анализ типичных ошибок, инструкция по выполнению экзаменационной работы и памятка для учащихся при подготовке к ГИА.
Данное пособие рекомендуется для учителей географии.
Планируемый результат применения пособия – наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену, успешная сдача экзамена всеми обучающимися, выбравшими предмет.






СОДЕРЖАНИЕ:

Мероприятия
Примечание

1
План работы по подготовке к ГИА учителя географии


2
План работы по подготовке учащихся 9 классов МБОУ СОШ № 22 АГО к ГИА по географии


3
График консультационных занятий


4
Ресурсы по подготовке к ГИА


5
Инструкция по выполнению экзаменационной работы по географии


6
Образцы заполнения бланков ГИА по географии


7
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2014 году


8
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации по географии


9
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации по географии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования


10
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации по географии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования


11
Планирование тем консультаций при подготовке к ГИА по географии, характеристика содержания и анализ типичных ошибок



12
Памятка учащимся при подготовке к ГИА







ПЛАН
работы по подготовке к ГИА учителя географии

Мероприятия
Сроки
Отметка о выполнении

1
Изучение нормативно-правовых документов по проведению ГИА в 2014 году.


в течение года


2
Разработка плана работы по подготовке учащихся к проведению ГИА.
сентябрь


3
Подготовка и проведение диагностических работ
Декабрь
апрель


4
Участие в родительских собраниях с вопросами:
- порядок проведения ГИА по географии;
- рекомендации по подготовке к ГИА по географии;
-информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, о ресурсах Интернет;

1 четверть


5
Создание банка тестовых заданий для диагностики знаний учащихся по географии.
в течение года


6
Включение тестовых заданий в учебный процесс. Отработка навыков самостоятельной работы.
в течение года


7
Индивидуальные консультации с учащимися по подготовке к ГИА.
в течение года


8
Подготовка справочных информационных материалов, оформление стенда в кабинете с рекомендациями для учащихся.
октябрь


9
Самостоятельная работа учащихся с электронными ресурсами, работа в системе дистанционной подготовки к ГИА.
в течение года


10
Проведение консультаций для родителей в период 2013-2014 учебного года.
в течение года







ПЛАН
работы по подготовке учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 22 АГО
к ГИА по географии
2013-2014 учебный год.
Цель: Подготовка учащихся к итоговой аттестации .
Список учащихся:
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________

График консультационных занятий:


День недели
Время занятий

пятница
14.00




Тема консультации
Дата


























.










































РЕСУРСЫ
по подготовке к ГИА
География. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012. Эртель А.Б.
Издание Ю.А. Соловьевой "Сборник заданий для подготовки к ГИА 2013г
Сборник "Типовые экзаменационные варианты ГИА по географии" Э.М. Амбарцумова
Сборник "Экзамен в новой форме : 9-й кл: Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к ГИА по географии" Э.М. Амбарцумова , С.Е. Дюкова
География. 9 класс: Тренажер для подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы. О.В.Крылова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Минобрнауки России, нормативно-правовая база
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Издание Ю.А. Соловьевой "Сборник заданий для подготовки к ГИА 2013" адресовано выпускникам 9-го класса и предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии.
В пособие включены:
задания всех уровней сложности, сгруппированные по темам;
краткий теоретический материал;
ответы ко всем заданиям.
Представлены все учебные темы, знание которых проверяется экзаменом.


Серия "ГИА-2012. ФИПИ - школе" подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов. В сборнике "Типовые экзаменационные варианты ГИА по географии" Э.М. Амбарцумовой представлены:
10 обновленных типовых экзаменационных вариантов для подготовки к экзамену 2012 года;
ответы ко всем вариантам;
критерии оценивания заданий.
Учащимся - для самостоятельной подготовки к ГИА при изучении и повторении тем школьного курса по предмету, проверки уровня подготовки к экзамену.


В сборнике "Экзамен в новой форме : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к ГИА 2012 по географии" Э.М. Амбарцумовой и С.Е. Дюковой даны:
10 вариантов ГИА по географии с ответами;
официальные документы и инструкции для участников ГИА;
образцы бланков, используемых на ГИА по географии для записи ответов и решений;
рекомендации по проведению ГИА по географии.
Авторы-составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова.


Пособие "Контрольные тренировочные материалы ГИА по географии для 9 класса с ответами и комментариями" Т.С. Кузнецовой предназначено для оценки учащимися степени подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА) по географии, а также для выявления пробелов в своих знаниях. Оно поможет познакомиться с требованиями, которые предъявляются в ходе ГИА к выполнению заданий разного типа, а также понять особенности оценки заданий с развёрнутым ответом и определить подходы к их выполнению с учётом критериев оценивания ответов.


Данное пособие может быть использовано для подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА-9 для оценки уровня подготовки учащихся по различным разделам и темам школьного курса географии. Пособие состоит из семи разделов, отражающих структуру государственного стандарта по географии и содержание кодификаторов экзаменационных работ для выпускников . В пособие включены различные типы заданий - с выбором ответа, с кратким либо развернутым ответом. Каждый раздел сопровожда-ется теоретическим материалом и методическими рекомендациями по решению заданий. Книга адресована учащимся 9-x классов и учителям. 2-е издание, исправленное и дополненное. Эртель А.Б.


Пособие адресовано выпускникам 9 класса и предназначено для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии. Содержание заданий тренажера позволяет проверить уровень усвоения теоретического и фактического материала. Большое внимание уделено вопросам изучения географической карты. При выполнении тестовых заданий можно отмечать правильные ответы в любой удобной форме.
Автор: Крылова О.В.


ИНСТРУКЦИЯ
по выполнению экзаменационной работы по географии
1. На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.
2. Работа содержит 17 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.
3. Работа содержит 10 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр). Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
4. Работа содержит 3 задания (14. 20 и 23). на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.
5. При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.
6. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
7. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
8. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!





РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2014 году

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2014 г. по 14 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.
Разработанные специалистами ФИЛИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. Факт изменения территориальной экзаменационной комиссией шкалы перевода баллов должен быть зафиксирован в отчете комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.
Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы и формирования профильных классов, а также для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.
Ниже приведены рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2014 году.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы по географии - 32 балла.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»

Общий балл
0-11
12- 19
20-26
27-32


Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам.


ПЛАНИРОВАНИЕ
тем консультаций при подготовке к ГИА по географии

Раздел
Количество часов

1
Глобус, географическая карта и план местности
3

2
«Земля как планета Солнечной системы»
3

3
« Литосфера»
2

4
«Гидросфера»
1

5
«Атмосфера»
1

6
«Биосфера. Географическая оболочка. Природные зоны»
2

7
«Географическое положение и рельеф материков»
3

8
«Климат материков»
3

9
«Рациональное природопользование»
2





10
«География населения России
2

11
« Общая характеристика хозяйства России»

6

12
Итоговый тест и анализ результатов выполнения
2

Итог

30










Характеристика содержания и анализ типичных ошибок
1 Тема: «Глобус, географическая карта и план местности
Основная часть ошибок при выполнении этих заданий связана с недостаточным усвоением знаний о масштабах карт, об элементах градусной сети на картах; с неумением применять эти знания. У части учащихся слабо сформировано знание о том, что на любой карте направление «север-юг» совпадает с направлением меридианов, а «запад-восток» - параллелей; происходит путаница параллелей и меридианов. Учащиеся ошибаются при определении значений широты и долготы точек, часто не обращается внимание на то, через какие интервалы они проведены.
С заданиями на определение азимута на плане местности учащиеся часто не обращают внимание на направление стрелки, указывающей на направление на север, и также с тем, что они не знают или забывают, что значение азимута может изменяться от 0 до 3600.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Нужно повторить и систематизировать знания об отличиях плана и карты, о способах изображения объектов и явлений на картах, о картографических проекциях. Данный материал кратко излагается учителем, а затем закрепляется в работе с картами атласов. Рекомендуется предложить учащимся выполнить задания и ответить на вопросы:
- определить средние температуры самого холодного (теплого) месяца на определенной территории;
- проследить, какую форму имеют изотермы горных территорий;
- как с помощью горизонталей изображается рельеф;
- на каких картах используется способ качественного фона;
- как искажаются объекты на картах разных проекций и пр.
2 Тема: «Земля как планета Солнечной системы»
Задания данного раздела направлены на проверку знаний о форме и размерах Земли, движениях Земли и их следствиях, о положении солнца над горизонтом на разных широтах в дни равноденствий и солнцестояний, границах распространения явлений полярного дня и ночи, а также умений применять эти знания для определения географических особенностей распределения тепла и света по поверхности Земли.
Причинами типичных ошибок учащихся являются ложные представления о том, что на экваторе Солнце всегда находится в зените, что в приэкваториальных районах наблюдается максимальная продолжительность дня и ночи.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Целесообразно выполнить на занятии тренировочные упражнения, в которых требуется применить знания по теме: например, на какой параллели в конкретный день высота Солнца над горизонтом максимальна и т.п. и разобрать их. Следует также рассмотреть вопрос о том, как вычислить высоту полуденного Солнца на разных параллелях (в конкретный день) и на меридианах (в конкретное время суток).
3 Тема: « Литосфера»
Типичные ошибки при выполнении заданий по этой теме связаны с незнанием отдельных фактов. Многие учащиеся не знают различий в строении земной коры по материками и океанами, не могут привести примеры различных по происхождению горных пород. Ряд ошибок вызван недостаточно глубоким усвоением знаний о процессах рельефообразования. Учащиеся ошибочно считают, что внутренние процессы рельефообразования создают только положительные формы рельефа (горы), а внешние – только отрицательные (речные долины, овраги).
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Учителю полезно обобщить и систематизировать знания учащихся о деятельности разных рельефообразующих сил и созданных ими формах рельефа. Важно уделить внимание существованию зональности в распространении форм рельефа, созданных экзогенными процессами. Также следует обобщить основные закономерности распространения сейсмических поясов, их связь с процессами взаимодействия литосферных плит. Рекомендуется дать тренировочные упражнения на сопоставление физической и тектонических карт с целью определения соответствия тектонических структур формам рельефа; а также местоположения действующих вулканов и сейсмических поясов. Следует остановиться на закономерностях распространения форм рельефа, созданных ветром и древними оледенениями. Целесообразно дать упражнение на сравнение площадей и широты южных границ территорий, подвергавшихся четвертичным оледенениям, по картам России и Северной Америки.
Для закрепления знаний номенклатуры полезно провести работу с контурными картами.
4 Тема: «Гидросфера»
Недостаточное усвоение многих понятий по теме, что приводит к их смешению: поверхностные знания о пространственных закономерностях гидросферы проявляются в неумении применять информацию для определения географических особенностей различных объектов гидросферы.
РЕКОМЕНДАЦИИ: На занятиях уделить особое внимание вопросам взаимосвязи гидросферы с другими оболочками Земли. Следует разобрать закономерности изменения солености и температуры воды Мирового океана. Необходимо разобрать схему образования поверхностных течений Мирового океана, причины их образования и их влияние на климат прибрежных территорий. Обязательно провести проверку понимания терминов и понятий.
5 Тема: «Атмосфера»
Типичные ошибки, в первую очередь, связаны с ошибочным механическим переносом знаний в измененных ситуациях.
Распространёнными заблуждениями учащихся являются представления о преобладании кислорода в атмосфере воздуха; о том, что самые низкие температуры на Земле наблюдаются на географических полюсах; о том, что на побережьях океанов всегда выпадает много осадков. Причиной этих заблуждений являются поверхностные знания о географических закономерностях распределения тепла и влаги на поверхности Земли.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Для успешного выполнения экзаменационной работы учащимся необходимо знать и уметь применять термины и понятия темы «Атмосфера», сравнивать свойства оболочек атмосферы, описывать процессы, происходящие в атмосфере, по их существенным признакам; показывать климатические пояса и области и уметь давать количественные характеристики типов климата; уметь применять знания о распределении тепла и влаги по поверхности Земли, для характеристики климата отдельных территорий и объяснения его особенностей.
6 Тема: «Биосфера. Географическая оболочка. Природные зоны»
Часты ошибки в указании ареалов распространения различных представителей растительного и животного мира. Не сформированы знания о зависимости почвенного плодородия от соотношения тепла и влаги.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Тема включает знания, без которых невозможно формирование представлений о географической оболочке и природных зонах Земли. Следует обратить внимание на усвоение фактов об уникальных представителях растительного и животного мира материков – эндемиках. Ученики должны знать типичных представителей растительного и животного мира, почв, характерных для природных зон.
Обязательно рассмотрение азональных факторов. Также необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что не везде в тропических широтах выпадает малое количество осадков.
Для лучшего усвоения пространственных представлений распространения представителей растительного и животного мира по территории планеты необходимо рекомендовать учащимся запоминать ареалы их распространения по картам «Природные зоны мира», «Растительность и животный мир».
7 Тема : «Географическое положение и рельеф материков»
Основное содержание по указанной теме – номенклатура, рельеф и климат материков. Необходимо остановиться на закономерностях залегания полезных ископаемых и обзорно рассмотреть наиболее крупные месторождения каждого материка в качестве пропедевтического материала.
8 Тема: «Климат материков»
Предложить учащимся сравнить материки по количеству формируемых на их территории климатических поясов и определить, какие климатические пояса и области занимают наибольшую и наименьшую площадь на каждом материке; уделить время формированию умения читать климатограммы и определять по ним тип климата и полушарие (Северное или Южное), в котором расположена территория, для которой составлена данная климатограмма.
9 Тема: «Рациональное природопользование»
Здесь необходимо учитывать, что содержание вопросов затрагивает многие темы школьного курса географии. Отдельно эта тема не изучается, поэтому представления о причинах возникновения негативных изменений в окружающей среде у учащихся носит эпизодический характер.
РЕКОМЕНДАЦИИ: При рассмотрении понятия о рациональном природопользовании необходимо обратить внимание учащихся на то, что не всякая рациональная хозяйственная деятельность человека дает положительные результаты для состояния окружающей среды. Зачастую наносится непоправимый вред природе. При рассмотрении вопросов темы проработать ряд заданий на проверку усвоения темы, с последующим обсуждением заданий и логических ходов их решения.
10 Тема: «География населения России»
Наибольшие трудности вызывают задания, проверяющие знание географических особенностей процесса урбанизации, миграций населения, демографической политики .
РЕКОМЕНДАЦИИ: Ознакомить учащихся с умениями, проверяемыми по данной теме:
- называть крупные народы и языковые семьи;
- сравнивать регионы России по численности населения, темпам воспроизводства, показателям естественного прироста населения;
- сравнивать особенности половозрастного состава населения;
- объяснять особенности половозрастного состава и воспроизводства населения;
- миграции, виды миграций, география миграций;
- размещение и плотность населения;
- географические особенности процесса урбанизации; крупнейшие города и городские агломерации;
- уровень и качество жизни населения и т. п.
11 Тема: « Общая характеристика хозяйства России» Затруднения вызывают задания, проверяющие знания современных факторов, влияющих на размещение производства таких отраслей, как черная и цветная металлургия, нефтепереработка, химическая промышленность.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Ознакомить учащихся с умениями, проверяемыми по этой теме:
- определять отраслевую структуру хозяйства;
- называть основные факторы размещения отраслей хозяйства;
- определять отрасли специализации;
- определять структуру ТЭК, называть основные нефтегазоносные провинции, угольные бассейны, крупнейшие месторождения угля, газа, нефти;
- называть районы по добыче нефти, природного газа, угля;
- сравнивать структуру электроэнергетики;
- объяснять особенности развития и размещения отраслей топливно-энергетического комплекса;
- определять основные черты географии черной и цветной металлургии;
- определять основные черты географии машиностроения;
- определять основные черты географии химической промышленности;
-называть факторы размещения указанных выше отраслей;
- основные черты географии растениеводства и животноводства;
- определять географические особенности функционирования главных видов транспорта;
- определять отличие понятия «экспорт» от понятия «импорт»;
- при повторении темы «География крупных регионов России» можно использовать следующий вид работы:

Регион
Особенности
ЭГП
Природные условия и ресурсы
Коренное население
Особенности размещения населения
Крупнейшие города
Главные отраслихозяйства

Европейский Север







Центральная Россия







Евр.Ю







Поволжье







Урал







Западная Сибирь







Восточная Сибирь







Дальний Восток








ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ – РЕШЕНИЕ ПРИМЕРНЫХ ВАРИАНТОВ.










ПАМЯТКА
учащимся при подготовке к ГИА-9
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.
Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.
Конечно, хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.
Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин. занятий, затем 10 мин.- перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

Полезные советы при подготовке к ГИА-9
При подготовке к ЕГЭ и ГИА-9 вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.
Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу - любому, кто захочет слушать.
Если в какой-то момент подготовки к экзамену вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее.
Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии, биологии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому языку) - в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

Накануне экзамена
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, можете не рассказывать - этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот получили пакет с заданиями ЕГЭ или ГИА, готовитесь, выполняете задания на черновике (кстати, его надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги; т.е. все, что можно, вычисляйте в уме - по математике, например), переписываете на чистовик, проверяете, сдаете. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешной сдаче экзамена.
Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.
Во время экзамена
После вскрытия пакета с экзаменационными заданиями, внимательно и аккуратно заполните регистрационный бланк во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу экспертов и операторов.
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны, так как они расположены по нарастанию трудности.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему; вернетесь к нему, если после выполнения всей работы у вас останется время.
Разумно используйте черновик.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, так как за выполнение различных по сложности заданий дается 1 или более баллов.
Все записи выполняйте аккуратно и разборчиво, соблюдайте требования к оформлению решения и записи ответа.

Список литературы

1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчество учителя школы Армавир.2002год.
2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии - методическое пособие для учителя. Москва. «5 за знания». 2006год.
3. Петрова Н.Н.. Единый государственный экзамен. География. Москва. Просвещение. Эксмо.2006-20011год.
4. Петрова Н.Н., Дюкова С.Е., Барабанов В.В. «Готовимся к экзамену по географии: Ч. 2: Анализ типичных ошибок учащихся;
4. Яковлева Н.В., Моргунова А.Б.и др. Уроки учительского мастерства. Из-во «Учитель». Волгоград. 2009год.
5. Аналитические отчеты ФИПИ 2013 г.г. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])




Рисунок 3Рисунок 9Рисунок 1015