Технологическая карта по литературному чтению на тему «Русские народные пословицы и поговорки» (2 класс)
Макет технологической карты
1. Ф.И.О. учителя: Старцева Ксения Андреевна
2. Класс: 2 Предмет: Литературное чтение Программа: - Авторы учебника: -
Тема урока:
Тип урока:
«Русские народные пословицы и поговорки»
Изучение нового материала
Основное содержание темы:
Термины и понятия:
Знакомство с устным народным творчеством
Пословица, поговорка
Цель урока:
Научить детей работать с пластилином
Планируемые результаты
Личностные
Развитие мышления
Метапредметные
Регулятивные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Познавательные – умение обобщать, классифицировать, сравнивать.
Предметные
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции
Организация образовательного пространства
Ресурсы:
- информационный материал
- интерактивный материал
Формы работы:
Фронтальная, работав группах
Технология изучения темы
Название
этапа
Содержание деятельности
Планируемые результаты:
- предметные
- Метапредметные
- личностные
I. Самоопределение деятельности
Организация учащихся
Приветствие учащихся.
Актуализация знаний
Учитель. Наш урок посвящен устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.) Что относится к нему? Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былины.
Восстановите исходный текст на доске:
Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
Не изба, а красна углами, красна пирогами.
Не пирогами изба красна, а углами.
Не красна изба углами, а красна пирогами.. это что? Это пословица
Как вы понимаете слово «красна»? ( Это значит красивая. Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то как тебя встретят.)
- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за стол, поставить угощение).
- Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек, который любит принимать у себя своих друзей, знакомых, всегда рад приходу гостей).
Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение.
Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Предметные
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции
метапредметные
Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Формулирование учебной задачи
О чем мы свами сегодня будем говорить?
II. Учебно-познавательная деятельность
Восприятие учебного материала
Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень, и плут до добра не доведут.
Сколько пословиц вы насчитали? Назовите те, которые вы запомнили. Каков их смысл?
Предметные
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
метапредметные
Познавательные – умение обобщать, классифицировать, сравнивать.
Внедрение знаний в практику
Работа с тетрадью.
На стр.37, задание1.написаны пословицы и поговорки.
Прочитайте задание и подумайте, в какие группы можно их объединить?
- О дружбе;
- о труде.
Как вы думаете, на какие группы ещё можно поделить пословицы? - о труде; о природе; о добре; о семье; о жизни; о любви; об учении; о хлебе.
Кто может вспомнить их?
Личностные
Развитие мышления
Метапредметные
Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
III. Диагностика качества освоения темы
Самостоятельная
И творческая работа
Работа вгруппах.
составить рассказ, в котором нужно употребить определённую пословицу:
1гр: Всему своё время.
2гр: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
3гр: Глаза страшатся, а руки делают.
4гр: Семеро одного не ждут.
5гр: Старый друг лучше новых двух.
Личностные
Развитие самостоятельности
IV.Рефлексивная деятельность
Самоанализ
(текущий и итоговый)
Пословицы и поговорки это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом.
Какие пословицы вы вспомнили и запомнили?
Метапредметные
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Самооценка
(текущая и итоговая)
Поставьте шкалу и оцените свою работу.
Личностные
развитие внимания, самоконтроль
15