Статья-выступление Использование образовательных ресурсов урока для формирования гражданско-патриотического сознания


Учитель русского языка и литературы Голубева Марина Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сусанинская средняя общеобразовательная школа
Использование образовательных ресурсов урока для формирования гражданско-патриотического сознания
( из опыта работы, анкетирования)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Д.С. Лихачев
Литература – один из ведущих гуманитарных учебных предметов, содействующий формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Русский человек – патриот с поэтической душой. Поэтому наша поэзия, да и литература в целом, испокон веков является источником формирования нравственных, патриотических и духовных качеств человека.
Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру – является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы, так как именно в школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны. Особое значение в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании ученика школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеет изучение литературных произведений. Общение с произведениями искусства – необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями других эпох), приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, обладающего национальной самобытностью.
Любая тема в литературе начинается с изучения биографии автора. Есть писатели, к творчеству которых мы обращаемся каждый учебный год – это представители классической русской литературы : А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.
Нельзя изучение биографии автора делать формальным, без соотнесения фактов его жизни с сюжетами произведений, ученик должен понимать, что побудило автора обратиться к этой теме. В старшей школе детям важно понимать не только эмоциональную и биографическую составляющую, но и общественную, гражданскую позицию писателя.
Все мы знаем, что Н.А. Некрасов – гражданин, потому что всем знакомо, что « поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Здесь все очевидно. Но мало кто из взрослых, не говоря уже о детях, ответит на вопрос, почему А.С.Пушкин - гражданин и патриот, вероятно, потому что воспевал русскую природу, писал свободолюбивые стихи и т.д. Важно уже на старшей ступени обучения говорить о Пушкине как о философе, исследователе, историке. Именно Пушкиным выведена иерархия нравственных ценностей, которая стала основой нравственности русской нации, именно Пушкин завершил создание национального языка, наличие которого является одним из требований не к народности, а к нации. Эти вопросы изучаются в 10 классе и воспринимаются учащимися с интересом, потому что им открывается другой Пушкин. Готовясь к педсовету, я провела анкетирование и попросила ответить на вопрос о системе нравственных ценностей в обществе: 9-классники называют милосердие, гуманизм, патриотизм и т. д., а вот уже почти все 10-классники начинают ответ с такого понятия, как совесть. Именно с него, по мнению Пушкина, начинается система нравственных ценностей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эта мысль легла на душу нашим ученикам и была ими воспринята положительно, они не только поняли его мир, но и приняли его в себя. Для меня важно, что после изучения темы они это не забыли и что теперь это и их иерархия ценностей.
Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ. К сожалению, современные дети мало читают. Одна из главных проблем – качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем школьников, какие ценности им прививаем и культивируем в них.
В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава Родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
Только что мы закончили с 7-классниками изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. В сочинениях ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Систематическая работа на основе литературных произведений позволяет повысить уровень нравственного развития школьников, сформировать и развить личность гражданина и защитника Отечества, возродить нравственно-этические традиции семьи. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
Важная роль в учебном процессе отводится интеграции искусств, позволяющей сформировать черты характера и общечеловеческие ценности. Уроки, проводимые в интегрированной форме с использованием музыки, изобразительной деятельности, вызывают наибольший интерес: изучая творчество А.С. Грибоедова, мы слушаем «Грибоедовский вальс» , говоря о Лермонтове, знакомимся с его живописью и т. д. Я всегда предлагаю творческие работы - иллюстрации к произведениям.
Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. «Книга, — по словам А.Герцена, — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает такой предмет как литература.