Цикл развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста Скоро в школу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад № 33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития воспитанников
«Скоро в школу»
Цикл развивающих занятий с детьми
старшего дошкольного возраста
Рассмотрен Составитель:
на методическом Моргунова И.В.
объединении педагог-психолог
педагогов-психологов детский сад №33
Протокол №1
от 29.08.2014 г.
Принято
на педагогическом совете
Протокол ____
от ______________
2014 год
Скоро в школу: Цикл развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Составитель: Моргунова Ирина Валерьевна, педагог-психолог
Содержание данного цикла занятий, направленно на интеллектуальное
развитие ребенка, формирование психологических основ школьной мотивации, развитие коммуникативных навыков.
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. От того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнётся для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем в обучении.
Традиционно выделяют несколько компонентов школьной зрелости. В её состав включены интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых рассматривается в качестве общего показателя школьной готовности. Следует отметить, что большинство отечественных исследователей, занимающихся проблемой готовности к обучению в школе, уделяют большое значение произвольному поведению ребёнка.
Поэтому, в системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе. Именно с этой целью был составлен данный цикл, состоящий из 20 занятий.
Цель: оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми, т.е. формирование готовности к школьному обучению.
Задачи:
Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух.
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Развитие произвольности поведения, умения считаться с мнением других и вести продуктивный диалог.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы, состоит из 20 занятий, которые начинаются в октябре, заканчиваются в апреле.
Продолжительность занятия 25-30 мин, проводятся один раз в неделю с подгруппой 10-12 человек.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие познавательных психических процессов, задания на развитие мелкой моторики.
Структура занятий:
1. Приветствие
2. Основная часть занятия
3. Прощание
Ожидаемый результат:
Развитие школьно-значимых навыков и умений у воспитанников, предотвращение возможные трудности в общении с другими детьми.
Механизм оценивания результатов:
Методика «Лесенка»
Социометрия
Графический диктант
Определение мотивов учения по методике Т. А. Нежновой
Оценка готовности к школе по Семаго
Методика «Шифровка»
Тематическое планирование цикла развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу»
№
Занятие
Кол – во часов
1
«Дружба начинается с улыбки»
0,5 часа
2
«Волшебное слово»
0,5 часа
3
«Учимся думать»
0,5 часа
4
«В стране геометрических фигур»
0,5 часа
5
«Слушай команду»
0,5 часа
6
«Раз, два, три настроение замри»
0,5 часа
7
«Тренируй внимание»
0,5 часа
8
«Слово за слово»
0,5 часа
9
«Попробуй, разберись»
0,5 часа
10
«Продолжи узор»
0,5 часа
11
«Что на что похоже»
0,5 часа
12
«Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем»
0,5 часа
13
«Попробуй, повтори»
0,5 часа
14
«Найди закономерность»
0,5 часа
15
«Заколдованный сказочный герой»
0,5 часа
16
«Учимся думать»
0,5 часа
17
«Заколдованные слова»
0,5 часа
18
«Геометрические фигуры»
0,5 часа
19
«Волшебный лес»
0,5 часа
20
«Умники и умницы»
0,5 часа
ИТОГО:
20 занятий
Содержание цикла развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу»
№
Занятие
Цель
Краткое содержание
1
«Дружба начинается с улыбки»
Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями, контролировать свое поведение.
1.Упр. «Дружба начинается с улыбки».
2.Пальчиковая игра «Шарик».
3.Упр. на развитие логического мышления.
4.Упр. «Колпак мой треугольный».
5.Упр. «Мы».
2
«Волшебное слово»
Развитие внимания, логического мышления
1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
2.Игра «Волшебное слово».
3.Упражнение «Менялки».
3
«Учимся думать»
Развитие мышления, коммуникативных навыков.
1.Задание на развитие мышления.
2.Логические задачи.
3.Игра «Подснежник».
4
«В стране геометрических фигур»
Развитие мелкой моторики, мышления
1.Упр.Выложить фигурки из палочек.
2.Логические задачи.
3.Игра «Помощники».
5
«Слушай команду»
Развитие внимания, логического мышления, произвольности поведения, навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
1.Упр.«Слушай команду».
2.Игра «Расставь посты».
3. Логические задачи
6
«Раз, два, три настроение замри»
Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
1.Пальчиковая гимнастика «Щели».
2.Игра «Король сказал»
3.Упр.на развитие мышления
7
«Тренируй внимание»
Тренировка внимания и контроль двигательной активности
1.Игра «Летает – не летает».
2. Упр. «Найди отличия»
3.Упр. «Волна»
8
«Слово за слово»
Развитие воображения и детского словотворчества;
совершенствование коммуникативных умений и навыков.
1. Игра «Тропинка»
2. Игра «Слово за слово»
3. Графический диктант «дерево»
9
«Попробуй, разберись»
Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.
1.Упр. «Лабиринт».
2. Упр. «Узнай по контуру».
3. Упр. «Слушай хлопки»
10
«Продолжи узор»
Формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.
1. Упр. «Продолжи узор».
2. Упр. «Игра с обручами».
11
«Что на что похоже»
Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.
1.Упр. «Что на что похоже?».
2. Упр. «Повтори рисунок».
3. Активная игра «Ой, ой, ой».
12
«Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем»
Развитие мышления и речи, воображения,
произвольного внимания, мелкой моторики руки, умение ориентироваться на листе бумаги.
1. Упр.«Один – много».
2. Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем».
3. Графический диктант.
13
«Попробуй, повтори»
Развитие мышления, речи, воображения, развитие памяти и глазомера.
1. «Попробуй, повтори».
2. Веселые задачки на сообразительность от греки.
3. Графический диктант. «Поезд»
4. Игра «Хорошо и плохо».
14
«Найди закономерность»
Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.
1. Упр. «Найди закономерность».
2. Упр. «Дорисуй картинку».
3. Упр. «Место рядом со мной свободно...».
15
«Заколдованный сказочный герой»
Развитие когнитивной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.
1. Упр. «Заколдованный сказочный герой».
2.Упражнение «Сломанные сказки».
3. Активная игра «Пары слов».
16
«Учимся думать»
Развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.
1.Упр. «Назови одним словом».
2. Решение логических задач
3. Игра «Войди в круг - выйди из круга».
17
«Заколдованные слова»
Развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.
1.Анаграммы.
2. Игра «Угадай животное».
3. Упр. «Повтори рисунок».
18
«Геометрические фигуры»
Развитие когнитивной сферы, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
1.Упр. «Повтори рисунок».
2. Игра «Геометрические фигуры».
3. Упр. «Найди закономерность и заверши чертеж»
19
«Волшебный лес»
Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки.
1.Логические задачи.
2.Упр. «Повтори рисунок».
20
«Умники и умницы»
Развитие когнитивной сферы и внимания.
1.Упр. «Реши примеры».
2. Игра «Четвертый лишний».
3.Игра «Как было раньше?».
Занятие 1
«Дружба начинается с улыбки»
1.Ритуал приветствия.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Дети встают в круг, берутся за руки и молча, улыбаются друг другу по очереди.
2.Пальчиковая игра «Шарик».
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Надуваем быстро шарик, он становится большим. Вдруг наш шарик лопнул,
воздух вышел – ш-ш-ш. Стал он тонким и худым.
Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение.
3. Развитие логического мышления (приложение 1).
4.Упражнение «Колпак мой треугольный».
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего,
произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой
треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».
После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет
говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, 2 легких
хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются
2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В
каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово
меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе
дети изображают только жестами всю фразу.
5.Прощание. Упражнение «Мы».
Занятие 2
«Волшебное слово»
1.Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулаком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты.)
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут.)
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец.)
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец.)
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец.)
А для волка – кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы и погладить кожуру.) Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы.) Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами.)
2.Игра «Волшебное слово».
Цель: развитие внимания, словесной инструкции.
Ребенок повторяет упражнения за ведущим, но только в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!».
3.Упражнение «Менялки».
Цель: развитие коммуникативных навыков, активация детей.
4.Ритуал прощания «Солнечные лучики».
Детям предлагается вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие 3
«Учимся думать»
1.Приветствие «Общий круг».
Ведущий: «Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети принимают решение, что надо образовать круг. Затем взрослый предлагает каждому поздороваться глазами со всеми по кругу. «Я поздороваюсь первая». Ведущий заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает головой и дотрагивается до его плеча. Дети поочередно продолжают приветствие.
2. Задание на развитие мышления (приложение 2).
3.Логические задачи.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три.) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек - маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки.) Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы.) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине.)
4.Релаксационная игра «Подснежник».
Инструкция взрослого. Вы уже готовы играть? Тогда пора превращаться! Ваши руки превращаются в лепестки, а тело в нежный стебелек. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.
В лесу под сугробом спрятался нежный Цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее, лучики солнца постепенно пробуждают Цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает. Ласковое солнышко так далеко, а Цветочку хочется почувствовать близко тепло. Ведь кругом еще снег, и он в лесу появился самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться. Наслаждаясь весенним теплом, Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я первый весенний Цветок, и зовут меня Подснежник», кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал Подснежник раскачиваться в разные стороны, раскачиваться.
Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину. Побежали ручьи, и вода подхватила наш Подснежник в длительное, сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. А вот он приплыл в какую-то сказочную страну. Поднялся, осмотрелся. Чему-то удивляется и радуется. Чему удивился Подснежник? Расскажите друг другу.
5.Прощание «Солнечные лучики».
Занятие 4
«В стране геометрических фигур»
1.Приветствие «Улыбнись».
2.Выложить фигурки из палочек: треугольник, квадрат, флажок.
Цель: развитие мелкой моторики.
3.Логические задачи.
На груше росло 10 груш, а на иве на 2 груши меньше. Сколько груш росло на иве? На дубе 3 ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое.)
4.Релаксационная игра «Помощники».
Инструкция взрослого. А сейчас мы поиграем в помощников. Поработаем немного на даче. Поможем бабушке и дедушке по хозяйству. Приготовились.
Бабушка постирала белье, а отжать его не может. Поможем ей. Крепко, крепко держим в кулачках, отжимаем сильнее, еще сильнее. А теперь стряхиваем и вешаем на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанем. Еще немного. Ну вот, с бельем управились.
Поможем и дедушке: он посыпает дорожки песком. Берем песок в руки и равномерно посыпаем землю вокруг себя. Стараемся. Хорошо. А чтобы песок лежал плотно, потопаем ножками. Сильней. Еще сильнее.
Осталось дрова нарубить. Поднимаем топор высоко-высоко. Замахиваемся и резко опускаем его прямо на бревно. Ух, получилось. Еще раз поднимаем. Ух, здорово! Помогаем голосом. Размахиваемся сильнее. Ух, еще раз! Ух, готово! Поработали, устали. Ну что ж, пора отдыхать. Найдите себе удобное место. Почувствуйте, как устали руки, пусть они отдыхают. Ноги потрудились, отдыхают. Тело отдыхает. Плечи отдыхают. Шея и лицо тоже отдыхают. Веки отдыхают, глазки закрываются. Музыка играет, все тело отдыхает. Потянулись сладко, а теперь вздохнули, выдохнули дружно.
5.Прощание. Упражнение «Мы»
Занятие 5
«Слушай команду»
1.Приветствие «Улыбнись».
2.Упражнение «Слушай команду».
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в
колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все
останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду
ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и
тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
3.Игра «Расставь посты».
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
4.Логические задачи.
Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели?) Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся.) От чего плавают утки? (От берега.) На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать.) По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья) Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре?)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять свиней. Сколько птиц? Ответь скорей! (Пять.)
5.Прощание. Упражнение «Мы».
Занятие 6
«Раз, два, три настроение замри»
1.Приветствие «Раз, два, три настроение замри».
Показываешь картинку с изображение людей в различных настроениях. Ребята по команде изображают на лице определенное настроение.
2.Пальчиковая гимнастика «Щели».
Вот забор. (Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу.) В заборе щели. Пальцы в них пролезть хотели. (Раздвинуть пальцы). Сунул голову Большак.(Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным пальцами правой.). Дальше не пройти никак! (Крепко зажать большой палец.). Вслед за ним застрял Указка. (Указательный палец левой руки между указательным и средним пальцами правой.). Середник хотел – напрасно!(Средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой.). Безымянный – безуспешно.(Безымянный левой руки между безымянным и мизинцем правой.). Хоть один прошел? Конечно! Щуплый маленький мальчишка, брат Мизинчик, коротышка, весь прошел забор и вот по двору уже идет. (Мизинец несколько раз согнуть и разогнуть).
3.Развитие мышления (приложение 3).
4.Игра «Король сказал».
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
5.Прощание. Упражнение «Мы».
Занятие 7
«Тренируй внимание»
1.Ритуал приветствия – игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и
здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что
кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок здороваемся за руку;
2 хлопка здороваемся плечиками;
3 хлопка здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2.Игра «Летает – не летает».
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает дети поднимают руки. Если не летает руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
3. Упр. Найди отличия (приложение 4).
4.Ритуал прощания: упражнение «Волна».
Встать в круг, взяться за руки и по очереди пожать их друг другу.
Занятие 8
«Слово за слово»
1.Приветствие «Улыбнись».
2. Игра «Тропинка».
Цель: Развитие воображения и детского словотворчества; совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Дети выстраиваются друг за другом и идут по группе змейкой по воображаемой тропинке.
- Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестят, падают желтые листья. На тропинке впереди большие лужи. Одна, вторая, третья.
- Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей, через него перекинут мост. Но он узкий, смотрите, не упадите. Держитесь за перила.
- Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. 1, 2, 3, 4. Перешли через болото.
- Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, пришли!
- Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины, ноги так и прилипают к ней. Ели – ели отдираем от земли, идем с трудом.
- Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезем через него.
- Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик!
- Идем спокойно по тропинке, хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Вот мы и в лесу. Давайте сядем на бревнышки (стулья) и поиграем в игру. В лесу растет очень много различных деревьев. Сейчас мы с вами вспомним какие.
3. Игра «Слово за слово».
Ведущий говорит фразу: «В лесу растут деревья». Дети по очереди повторяют данную фразу и прибавляют название дерева. В конце игры все вместе повторяют фразу и все названия деревьев, которые вспомнили.
4.Графический диктант «дерево».
-А теперь я предлагаю нарисовать дерево.
6 клеток вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево,3 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 6 вниз, 2 влево.
5.Ритуал прощания: упражнение «Волна».
Встать в круг, взяться за руки и по очереди пожать их друг другу.
Занятие 9
«Попробуй, разберись»
1.Ритуал приветствия – игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и
здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что
кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться
именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок здороваемся за руку;
2 хлопка здороваемся плечиками;
3 хлопка здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2.Упражнение «Лабиринт» (приложение 5).
Цель: развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Сегодня мы с вами отправимся в Мастерскую узоров и фигур. Там ведутся очень важные и засекреченные эксперименты. Поэтому путь туда преграждает непростой лабиринт и попасть в эту лабораторию сможет только тот, кто успешно его преодолеет. Итак, в путь!
3.Упражнение «Узнай по контуру» (приложение 5).
Детям раздаются карточки с наложенными друг на друга изображениями предметов. Им нужно перечислить все изображенные предметы.
4.Упражнение «Слушай хлопки» (М. Чистякова).
Описание игры. Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку психолога они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки - в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
5.Ритуал прощания: упражнение «Волна».
Встать в круг, взяться за руки и по очереди пожать их друг другу.
Занятие 10
«Продолжи узор»
1.Приветствие «Улыбнись».
2.Упражнение «Продолжи узор» (приложение 6).
Цели: развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу; формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.
Психолог. Сегодня мы побываем в Мастерской узоров и фигур. Там нас ждет непростая работа. Что-то в эксперименте профессора Ума пошло не так, и теперь у изображений елочки и дерева не хватает второй половинки. Необходимо ее дорисовать.
·3.Упражнение «Игра с обручами» (приложение 6).
Психолог. Нам необходимо отправиться в Мастерскую узоров и фигур. Профессор дал нам первое самостоятельное задание - эксперимент по перемещению фигур. Необходимо расположить фигуры так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча.
После расположения фигур, детям задаются следующие вопросы:
- Какие фигуры лежат внутри обруча?
- Какие фигуры оказались вне обруча?
- Как вы думаете, что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?
4.Прощание. Упражнение «Мы».
Занятие 11
«Что на что похоже»
1.Ритуал приветствия – игра «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок здороваемся за руку;
2 хлопка здороваемся плечиками;
3 хлопка здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2.Упражнение «Что на что похоже?» (приложение 7).
Цель:развивать образное мышление, внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.
Психолог. В творческой мастерской множество интересных предметов. Посмотрите на них внимательно, на что они похожи?
Проявите свое творчество, дорисуйте эти предметы до... Что у вас случилось?
3. Упражнение «Повтори рисунок» (приложение 7).
Психолог. Знаете, что творится в лаборатории работы с клетками? Для нас придумали ракету для полетов в космос.
4. Активная игра «Ой, ой, ой».
Описание игры. Дети встают в круг, рассчитываются по порядку и запоминают свой номер. Ведущий встает в центре круга и называет 2 любых номера. Дети, чьи номера прозвучали, хлопают себя ладошками по коленям со словами: «Ой, ой, ой» и быстро меняются местами. Задача ведущего - успеть занять одно из их мест. Кто не успел занять место, становится ведущим.
5.Прощание. Упражнение «Мы».
Занятие 12
«Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем»
1.Ритуал приветствия – игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок здороваемся за руку;
2 хлопка здороваемся плечиками;
3 хлопка здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2.«Один – много».
Цель: Развитие мышления и речи.
Ребята, я вам сейчас буду говорить слова, обозначающие один предмет, а вы должны сказать про много. Я скажу слово «стол» один, а «столы» много и т. д. Ряд слов: коза, глаз, стол, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей, стул, лист, кубик, человек, собака, елка.
3.Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем».
Цель: развитие воображения, произвольного внимания.
Мы с вами долго не виделись и каждому из вас есть, о чем нам рассказать. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Где мы были вам не скажем, а что делали, покажем» и узнаем кто чем занимался в эти выходные дни. Можно провести игру « Да и нет не говорите ». Выбор игры зависит от активности детей.
4.Графический диктант.
Цель: развитие мелкой моторики руки, умение ориентироваться на листе бумаги.
Ребята отгадайте загадку: Заворчал живой замок,
Лежит – молчит, Лег у двери поперек.
Подойдешь - заворчит. Две медали на груди,
Лучше в дверь не заходи.
Правильно собака.
Сейчас мы с вами нарисуем собаку по клеточкам. Для того, чтобы рисунок получился нужно внимательно меня слушать. Проводим только те линии, которые я скажу. Поставили карандаши на красную точку.
Провидите 2 клетки в право,1 клетка в верх, 1 клетка в право, 3 клетки в низ, 3 клетки в право,1 клетка в верх,1 клетка в лево, 1 клетка в верх, 2 клетки в право, 6 клеток в низ, 1 клетка в лево, 2 клетки в верх,3 клетки в лево, 2 клетки в низ,1 клетка в лево , 4 клетки в верх,2 клетки в лево , 2 клетки в верх.
Если вы все делали правильно, у вас должна получиться собачка. Разкрасьте ее или дорисуйте картинку как вам нравится.
5.Ритуал прощания: упражнение «Волна».
Встать в круг, взяться за руки и по очереди пожать их друг другу.
Занятие 13
«Попробуй, повтори»
1.Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулаком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты.)
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут.)
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец.)
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец.)
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец.)
А для волка – кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы и погладить кожуру.) Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы.) Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами.)
2. «Попробуй, повтори». Детям предлагается произнести слова скороговорки сначала медленно, затем в ускоренном темпе:
Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
- Как вы думаете, на чем ехал грека по мосту? На чем еще можно ехать?
Как это все можно назвать, одним словом? Что такое транспорт? Какой бывает транспорт? Транспорт, который движется по воздуху как называется? (Воздушный.) По воде? (Водный.) По земле? (Наземный.) Под землей? (Подземный.) В космосе? (Космический.) Зачем нужен транспорт? В зависимости от того, кого или что перевозит транспорт, он может быть какой? (Грузовой, пассажирский.)
3.Веселые задачки на сообразительность от греки.
Цель: развитие мышления, речи, воображения.
- Летели по небу самолет и «Жигули». Кто из них быстрее долетит? Почему?
- Автобус едет за город. Что случится, если он сойдет с рельсов?
- Плывут по морю пароход и поезд. Кто первым войдет в порт?
4.Графический диктант «Поезд».
Цель: развитие памяти и глазомера.
Проведите от точки 4 клетки вверх, 3 в право, 2 вверх, 1 в право, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 6 вниз, 1 вверх и 1 вправо, 1 вниз и 1 вправо, 1 вниз и 1 влево, 1 вверх и 1 влево, 7 влево. Вагон . 5 вверх,8 вправо, 5 вниз, 1 вправо и 1 вверх, 1 вниз и 1 вправо, 1 вниз и 1 влево, 1 вверх и 1 влево.
5.Игра «Хорошо и плохо». Для чего нужен нам транспорт? Какую пользу он приносит людям? Вреден ли транспорт для человека, животных, растений? Почему? (При сгорании бензина в двигателе машины из выхлопной трубы выделяется угарный газ.) Представьте, что все машины исчезли. Что будет? На чем мы будем передвигаться на дальние расстояния?
6. Ритуал прощания «Солнечные лучики».
Детям предлагается вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие 14
«Найди закономерность»
1.Приветствие «Раз, два, три настроение замри».
Показываешь картинку с изображение людей в различных настроениях. Ребята по команде изображают на лице определенное настроение.
2.Упражнение «Найди закономерность» (приложение 8).
Психолог. Найдите закономерность и дорисуйте недостающий рисунок.
Но помните, она должна быть точным зеркальным отображением уже готовой половинки!
Цель:развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.
3.Упражнение «Дорисуй картинку» (приложение 8).
4. Упражнение «Место рядом со мной свободно...».
Дети и психолог садятся в круг, оставляя в кругу 1 пустой стул. Задача того, рядом с кем стоит пустой стул, закончить предложение: «Место рядом со мной свободно, и я хочу, чтобы его занял (а)..., потому что...», при этом назвав имя товарища и его качества, которые симпатичны этому участнику. Чтобы детям было легче, первым начинает психолог. Игра продолжается до тех пор, пока хоть раз не выскажется каждый ребёнок.
5.Ритуал прощания «Солнечные лучики».
Детям предлагается вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие 15
«Заколдованный сказочный герой»
1.Ритуал приветствия – игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок здороваемся за руку;
2 хлопка здороваемся плечиками;
3 хлопка здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2. Упражнение «Заколдованный сказочный герой» (приложение 9).
Цель: развитие когнитивной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики рук.
Перед вами заколдованный сказочный герой. Но здесь ничего нет кроме точек, скажете вы. Верно. Посмотрите, каждая точка имеет свой порядковый номер. Соедините точки попорядку, и вы увидите, какой сказочный герой заколдован.
3.Упражнение «Сломанные сказки» (приложение 9).
Детям раздаются разрезанные картинки с фрагментами сказки или изображением сказочных героев. После того как сказки собраны, психолог просит ребят назвать сказки, фрагменты или герои которых изображены на картинках, которые они собирали.
4. Активная игра «Пары слов».
Дети становятся в круг, ведущий находится внутри круга. Он по очереди бросает каждому учащемуся мяч, называя какое-то существительное (например, книга), а ребенок, поймавший мяч, должен назвать глагол, соответствующий названному существительному (например, читать). Назвав глагол, ребенок возвращает мяч ведущему.
5.Ритуал прощания: упражнение «Волна».
Встать в круг, взяться за руки и по очереди пожать их друг другу.
Занятие 16
«Учимся думать»
1.Ритуал приветствия.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Дети встают в круг, берутся за руки и молча, улыбаются друг другу по очереди.
2.Упражнение «Назови одним словом».
Цель:развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.
Сегодня мы с вами будем учиться думать, заглянем в мастерскую профессора, где попытаемся решить логические задачи. Уметь думать и быть умным непросто, но я уверена, у вас все обязательно получится! Для начала нужно настроиться. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе свой мозг. Он похож на футбольный мяч, серый и весь покрыт бороздами, они называются извилинами. Представьте себе, как он начал просыпаться, наполняться энергией, шевелиться. Ваш мозг готов работать. Пошевелите им, как следует, почувствуйте, как от его шевелений по всему телу бежит энергия. Вам тепло и приятно. Откройте глаза.
Давайте проверим, настроился ли ваш мозг на работу. Сейчас я буду называть вам слова. Ваша задача - назвать их одним словом.
Психолог называет слова. Дети отвечают по очереди.
Вера, Надежда, Любовь, Елена.
Январь, март, июль, сентябрь.
А, Б, С, В, Н.
Понедельник, воскресенье, четверг.
Стол, диван, кресло, кровать.
Шлепки, сапоги, туфли, ботинки.
Волк, медведь, ёж, лиса.
Ручка, карандаш, тетрадь, учебник.
Курица, цапля, голубь, ласточка.
Корова, собака, коза, кот.
Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер.
Молоток, шуруп, пила, отвертка.
Градусник, линейка, весы.
3.Решение логических задач.
Психолог подробно разбирает с детьми следующие задачи, объясняя им принцип их решения. Рисует на доске чертеж:, чтобы детям было легче сориентироваться.
Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля ел яблоко, большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое, а что разное?
Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая - в книге. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале.
Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - машину. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один дом был в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?
4. Игра «Войди в круг - выйди из круга».
Дети выбирают ведущего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг - уговаривает, толкается, пытается разорвать цепь. Если водящему удается пробраться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим. Остальные дети могут пропустить ведущего, а могут и не пропустить.
5. Ритуал прощания: упражнение «Волна».
Встать в круг, взяться за руки и по очереди пожать их друг другу.
Занятие 17
«Заколдованные слова»
1.Приветствие «Улыбнись».
2.Анаграммы.
Цель: развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.
Сегодня мы будем сами, превращать буквы в слова. Далее психолог объясняет детям принцип работы, разобрав вместе с ними на доске несколько слов. Затем дети самостоятельно составляют слова в своих тетрадях:
о, а, с - оса.
ж, н, о - нож.
о, п, л, е - поле.
б, р, ы, а -рыба.
у, м, а, х -муха.
а, л, а, м, п-лампа.
л, а, н, е, п - пенал.
к, ч, а, р, у -ручка.
р, о, д, о, г - город.
к, к, о, а, ш - кошка.
3. Игра «Угадай животное».
Дети встают в полукруг. Психолог просит выйти добровольца, которому он на ухо сообщает название животного. Доброволец должен изобразить его без помощи слов, используя только мимику и жесты. Тот из ребят, кто первым догадался и назвал изображаемое животное, показывает следующим. А предыдущий участник загадывает ему животное. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не примет в ней участие в качестве изображающего.
4. Упражнение «Повтори рисунок» (приложение 10).
Задача детей нарисовать по клеточкам точно таких же животных.
5. Прощание «Солнечные лучики».
Занятие 18
«Геометричемкие фигуры»
1.Ритуал приветствия – игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок здороваемся за руку;
2 хлопка здороваемся плечиками;
3 хлопка здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2.Упражнение «Повтори рисунок» (приложение 11).
Цель: развитие когнитивной сферы, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Психолог говорит о том, что работа в Мастерской узоров и фигур продолжается.
Первое задание: дети должны нарисовать точно такую же рыбку рядом с образцом.
Второе задание: посмотрите и скажите, из каких фигур составлена рыбка. Сколько было использовано треугольников? Сколько квадратов? Кругов?
3. Игра «Геометрические фигуры».
Дети встают в круг, каждому из них присваивается название какой-либо геометрической фигуры, которое они должны запомнить. Ведущий встает в центре круга и произносит 2 любых названия фигур. Дети, чьи названия прозвучали, рисуют в воздухе руками контуры своей фигуры и быстро меняются местами. Задача ведущего успеть занять одно из их мест. Кто не успел занять место, становится ведущим.
4. Упражнение «Найди закономерность и заверши чертеж» (О. В. Узорова) (приложение 11).
5.Прощание. Упражнение «Мы».
Занятие 19
«Волшебный лес»
1.Приветствие «Общий круг».
Ведущий: «Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети принимают решение, что надо образовать круг. Затем взрослый предлагает каждому поздороваться глазами со всеми по кругу. «Я поздороваюсь первая». Ведущий заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает головой и дотрагивается до его плеча. Дети поочередно продолжают приветствие.
2.Логические задачи.
Цель: развитие когнитивной сферы, внимания.
Сегодня я приготовила для вас логические задачи очень похожие на те, что мы уже решали на прошлых занятиях. Давайте вспомним, как их решать.
Ёжик и Белочка делали запасы на зиму. Они собирали в лесу грибы и орешки. Что собирала Белочка, если известно, что она не собирала грибы?
Зайчик, Лисенок и Мышонок играли на полянке. У одного из них была машинка, у другого - мяч, у третьего - скакалка. Кто во что играл, если Зайчик не играл с машинкой и мячом, а Мышонок не играл со скакалкой и машинкой?
Медвежонок и Зайчонок кушали ежевику и малину. Кто что ел, если известно, что Зайчонок не любит малину и не ест ее.
Белочка, Лисичка и Мышонок пошли на луг за цветами. Они собирали ромашки, колокольчики и тюльпаны. Кто что собирал, если Белочка собирала не ромашки и не тюльпаны, а Лисичка не собирала тюльпаны и колокольчики?
3.Упражнение «Повтори рисунок» (приложение 12).
Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.
Психолог спрашивает у детей, какой лесной житель нарисован в их тетрадях? Затем ребятам предлагают нарисовать по клеточкам точно такого же.
4. Прощание «Солнечные лучики».
Занятие 20
«Умники и умницы»
1.Ритуал приветствия – игра «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок здороваемся за руку;
2 хлопка здороваемся плечиками;
3 хлопка здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Упражнение «Реши примеры» (приложение 13).
Цель: развитие когнитивной сферы и внимания.
Психолог говорит о том, что сегодня ребятам предстоит интереснейшая работа в Мастерской профессора, где они будут решать примеры. Но не обычные с цифрами, а графические - с фигурами. После чего психолог разбирает несколько примеров на доске, чтобы дети поняли принцип работы. Затем ребята пробуют решить оставшиеся примеры самостоятельно в тетради или у доски.
3. Игра «Четвертый лишний» (приложение 13).
Психолог показывает детям картинки, на которых изображены 4 предмета. 3 из которых можно назвать одним словом или выделить у них 1 общий признак, а один не подходит, он лишний. Задача найти лишний предмет и объяснить свой выбор, назвав, одним словом три остальных предмета. Дети отвечают по очереди, сидя на своих местах.
4.Игра «Как было раньше?».
Выбирается ведущий, который на несколько минут отворачивается от всех остальных (или выходит за дверь). Участники игры в это время встают в ряд. Ведущий поворачивается, смотрит на них в течение нескольких секунд, затем снова отворачивается. Игроки в это время меняются местами. Когда ведущий снова повернется и посмотрит на них, игроки уже стоят в другой последовательности. Задача ведущего быстро запомнить, как было раньше, и правильно расставить ребят. Если он не ошибся, значит, продолжает игру, если ошибся, то встает в общий ряд, а на место ведущего выбирают другого ребенка.
5. Ритуал прощания: упражнение «Волна»
Встать в круг, взяться за руки и по очереди пожать их друг другу.
Список литературы
Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]: учебник / А. Ф. Ануфриев. - Москва: Ось, 2003.- 224с.
Гаврина, С. Е. Готовим руку к письму[Текст]: рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина. - Москва: РОСМЕН, 2002.- 27с.
Гатина, О. И. Социально-личностная готовность старших
дошкольников к школе [Текст]: учебник / О. И. Гатина. - Москва: 2009. - 53с.
Голубь, В. Т. Графические диктанты [Текст]: пособие для работы с детьми / В. Т. Голубь. - Москва: ВАКО, 2004.- 144с.
Гуткина, Н. И. Новая программа развития детей старшего
дошкольного возраста и подготовки их к школе [Текст]: пособие для психолога детского сада / Н. И. Гуткина.- Москва: 2007. - 65с.
Клецова, Т. Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Т, Л. Клецова. - Тюмень: 2005.- 144с.
Ковалева, Е. С. Готовим ребенка к школе[Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Е. С. Ковалева. - Москва: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.- 256с.
Косина, Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Е. Косина.- Москва: Эксмо, 2004.- 64с.
Образцова, Т. Н. Психологические игры для детей [Текст]: пособие для психологов / Т. Н. Образцова. - Москва: ООО Этрол, 2005.- 192с.
Севостьянова, Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет [Текст]:индивидуальные занятия, игры, упражнения / Е. О.Севостьянова.- Москва: ТЦ Сфера, 2005.- 80с.
Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст]: пособие для педагогов /О. В. Узорова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 100с.
Широкова, Г. А. Практикум детского психолога [Текст]: пособие для психологов / Г. А. Широкова.- Ростов на Дону: Феникс, 2011.- 315с.
Шарохина, В. Л. Психологическая подготовка детей к школе [Текст]: пособие для психологов / В. Л. Шарохина.- Москва: Книголюб, 2009.- 82с.
Приложения
Приложение1
Занятие №1.
Упр.3
Задания для развития логического мышления у дошкольников.Подбери каждому мячику свою половинку[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Попробуй догадаться, где чей кораблик?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Догадайся, где чей хвостик?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 2
Занятие №3
Упр.2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 3
Занятие №6
Упр.3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ребенку следует выбрать лишний предмет, назвав остальные обобщающим словом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 4
Занятие №7
Упр.3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 5
Занятие №9
Упр.2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Упр.3
Приложение 6
Занятие №10
Упр.2
Упр.3
Приложение 7
Занятие №11
Упр.2
Упр.3
Приложение 8
Занятие №14
Упр. 2
Упр.3
Приложение 9
Занятие №15
Упр.2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Упр.3
Приложение 10
Занятие №17
Упр.4
Приложение 11
Занятие №18
Упр.2
Упр.4
Приложение 12
Занятие №19
Упр.3
Приложение 13
Занятие № 20
Упр.2
Упр.3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13PAGE 141115
13 PAGE \* MERGEFORMAT 146215
"dfЄ¬
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ребусы-лабиринты для детей-дошкольников / Логические задачи. Задания для развития логики, памяти, фантазии, мышления и моторикиРисунок 54Рисунок 53Рисунок 37Рисунок 38Рисунок 35E Развивающие раскраскиРисунок 31Рисунок 25Рисунок 24Игра "Найди лишнее". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников2012 Февраль 02 РазИгрушкиЗаголовок 115