Мастер-класс «Формирование толерантного сознания учащихся и педагогов»
Мастер -класс по теме: «Формирование толерантного сознания учащихся и педагогов»
Цель: создание условий для применения практических навыков в процессе работы над формированием у учащихся и педагогов толерантного сознания.
Задачи:
1. Формирование и развитие информационной компетенции для сбора информации;
2. развитие творческих способностей детей;
3. развитие коммуникативных навыков; 4. содействие в воспитании информационной культуры школьников;
5. формирование умения делать выбор и принимать решения.
Оборудование и реквизит: бланки опроса (для каждого участника), бланк опроса на доску, ручки, карточки с названиями предметов в «Волшебных лавках» (названия - из бланка опроса), ватман, фломастеры, карандаши.
Ход занятия:
Этапы занятия Деятельность руководителя мастер - класса Деятельность
участников мастер - класса Примечания (формы организационной деятельности)
1.ОРГМОМЕНТ
Взаимное приветствие руководителя и участников Руководитель приглашает участников в кабинет .
- Добрый день, участники мастер - классов!
Входят в кабинет, рассаживаются. Участники
демонстрируют готовность к работе и позитивный настрой к дальнейшей работе. 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ,ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ,ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Создание мотивационной ситуации посредством эвристической беседы.
3. ГРУППОВАЯ РАБОТА.
Конкретизация открытого способа и применение его в новой ситуации.
4. РЕФЛЕК-
СИЯ.
Мы с вами находимся на мастер – классе: «Формирование толерантного сознания учащихся и педагогов»
И наша с вами какая цель встречи?
-А что такое толерантность?
-Конечно, ТОЛЕРАНТНОСТЬ-уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира.
-А знаете ли вы историю этого слова?
-Как вы считаете, какие задачи нужно поставить, чтобы воспитать у учащихся культуру толерантности?
-Как вы думаете, что нужно сделать , чтобы повысить эффективность совместной воспитательной работы в этом ключе?
-Молодцы!
- А каковы будут формы работы с учащимися?
Руководитель делится примерами форм работы в МБОУ «СОШ№ 1»
- Как вы думаете, какую роль в формировании толерантности играет учитель?
-Давайте вместе выработаем алгоритм воспитания толерантности классными руководителями.
(Поиск общего языка с учащимися класса;
преодоление конфликтов учащихся с педагогами;
разрешение конфликтов между одноклассниками;
решение конфликтов учащихся класса с другими учащимися школы.)
-Давайте соберем все полученные сегодня знания вместе, и … попробуем построим город толерантности – это будет результатом работы сегодняшнего мастер – класса.
- Прежде, чем начать строить
«город», давайте
суммируем знания и определим
наши толерантные качества. Вы
получили бланки опроса. Как
видите, характеристики,
перечисленные в опроснике,
свойственны толерантной личности.
Перед вами опросные листки, давайте их заполним.
Но прежде чем заполнять , давайте определим правила:
Сначала в колонке «А» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; “ -- “ – напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены; в колонке «Б» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, о результатах никто не узнает, поэтому можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
-На заполнение опросника дается 5 минут.
-А теперь заполним вот этот
большой
бланк на доске. Поднимите руки те,
кто отметил в колонке «Б» первое
качество.
(Число ответивших заносится в
колонку бланка. Таким же образом
подсчитывается число ответов по
каждому качеству. Три качества,
набравшие наибольшее количество
баллов, и являются ядром
толерантной личности с точки
зрения данного коллектива.)
-Итак, в нашем городе толерантности будут жить ….., ……… и ……. люди.
-Ситуация: Представьте, что в
нашем городе есть магазины,
магазинчики и маленькие
волшебные лавки, в которых есть
весьма необычные вещи: терпение,
снисходительность,
расположенность к другим, чувство
юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Правила игры: Продавец
обменивает покупателям одни
качества на другие. Покупатель
может приобрести одну или
несколько вещей, которых у него нет
(в его опроснике эти качества
выражены у него слабо). Например,
покупатель просит у продавца
терпения. Продавец выясняет,
сколько ему нужно терпения, зачем
оно ему, в каких случаях он хочет
быть терпеливым. В качестве платы
продавец просит у покупателя что
-то взамен, например, тот может
расплатиться чувством юмора,
которого у него в избытке (в
опроснике – выражено сильно).
Проводится игра.
Молодцы!
В качестве подведения итогов всему
вышесказанному руководитель
беседует
с участниками, просит ответить
их на вопросы:
Какие качества присущи толерантной личности?
Какие качества характерны для интолерантной личности?
Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?
-Получили ли вы эмоциональное удовлетворение от проделанной работы?
-Вы все знаете о толерантном и
интолерантном поведении, знаете
какие качества должны быть у
человека доброго, терпеливого,
великодушного. Давайте все это
изложим на бумаге, чтобы был виден
результат ваших знаний. Оформим
«Правила жителей города
толерантности». Что вы считаете
самым главным в характере и
поведении человека. Какими мы
должны быть с вами, чтобы с нами
было приятно общаться, чтобы у нас
было много друзей?
-Ну, что же, посмотрим, что у нас
получилось со строительством
«Города толерантности».
Самые главные качества, которые
есть у наших необычных жителей –
это …
Дети называют главные качества из
большого бланка опроса.
В нашем городе можно купить
………….
Правила «Города толерантности» -
………..
-Я очень рада, что вы всему этому
научились всего за несколько минут.
Предлагаю вам оценить свою работу.
А еще вам предлагаю проставить
себе оценку, .только сейчас ставим
ее не за сегодняшнюю работу, а за то,
как много вы знаете на сегодняшний
день о толерантности.
-Итак, наша работа является плодотворной, вы оценили свою деятельность на «отлично». Мне было приятно сотрудничать с вами !
Ответы участников, они демонстрируют полученные ранее знания
-Создать условия для применения практических навыков в процессе работы над формированием у учащихся и педагогов толерантного сознания.
- Ответы участников.
(Идет разговор про Шарля ТАйлерана)
-Начальная школа – научить ребёнка принимать другого как значимого и ценного, а к своим собственным взглядам относиться критически.
Подростковый возраст – заложить основы социального поведения личности (бесконфликтность, позитивное отношение к другим, коммуникабельность) Старшеклассники – политическая осведомлённость, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс, способность встать на защиту другого, независимо от национальности, справедливость в отношениях с людьми.
-Эффективность ее повышается, если учащиеся сознают цели общего дела, находят в ней личностный смысл, настроены на совместную работу. Планирование, организация и подведение итогов проводится совместно с педагогом. Каждый может реализовать себя, добиться успеха, но и проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело. Создаются ситуации свободного выбора, отсутствует давление со стороны педагога.
-Участники называют формы работы.
Учитель …
Осознаёт, что его воспринимают как образец для подражания.
Осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов. Поощряет творческие подходы к решению проблем. Обеспечивает условия для совместной деятельности участников образовательного процесса, условия для личных достижений учащихся.
Не поощряет агрессивное поведение детей. Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку плана совместных действий.
Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других.
Ценит культурное разнообразие, создаёт условие для признания культурных различий в жизни
- Работа с идеями участников мастер – класса.
_Заполнение опросных листов.
-
Проходит игра, участники проводят торг.
-Ответы участников.
Да.
Оформление правил.
Участники и называют
главные качества из
большого бланка
опроса.
Участники называют
главные качества из
большого бланка
опроса.
Участники договаривают предложения.
Зачитывают со слайда.
1.Сегодня я участвовал в работе мастер - класса, и мне…
2. На мастер-классе я проявил себя…,и это мне…