Конспект по черчению для 5 класса «Введение. Чертежные инструменты»
Конспект урока с использованием ИКТ
Учитель: Ермилова Ольга Владимировна, МБОУ СОШ №4, п.Нижний Куранах
Предмет: черчение
Класс: 5 (экспериментальный «горный» класс)
Тема урока: «Чертежные принадлежности»
Тип урока: урок формирования знаний
Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут)
Аннотация:
Урок «Чертежные принадлежности» первый в данном курсе изучения предмета «Черчение» в пятом (экспериментальном «горном») классе. Цель урока направлена на ознакомление обучающихся с предметом и историей появления чертежных инструментов, а также на освоение навыков пользования инструментами. На уроке используются метапредметные связи с историей, информатикой. Национально-региональный компонент присутствует в демонстрации фотографий родного края и является вспомогательным моментом в самостоятельной работе учеников. В процессе урока обучающиеся самостоятельно ставят цель, объясняют учебный материал, пользуясь подсказками - слайдами, делают вывод урока. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. В процессе работы происходит смена деятельности – работа на компьютере, в тетради, беседа. В течение урока проводится физкультминутка.
Материальное обеспечение: мультимедийное оборудование, компьютер для самостоятельной работы, графические документы для демонстрации, карточки-задания
Технические условия: компьютерный класс, графический редактор Paint;
Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, работа с компьютером, индивидуальный опрос
Национально-региональный компонент: используются наглядные изображения п. Нижний Куранах, г. Якутска.
Цели: познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежных инструментах и их применении и др.
Задачи:
Общеобразовательные: развитие интереса к новой дисциплине, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы; знакомство с компьютерными технологиями.
Развивающие: развитие навыков работы с чертежными инструментами, логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с дополнительными материалами;
Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний о дополнительных возможностях графических редакторов.
Ход урока
Организационный момент. (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Мы приступаем к изучению нового предмета – черчение. Предмет сложный, но очень интересный. На парте у вас должны быть тетрадь, пенал, чертежный лист, линейки и дневник. Все готовы к уроку?
Сообщение темы урока и постановка цели. (2 мин.)
Слайд 1.
Тема сегодняшнего урока «Ведение в предмет «черчение». Чертежные инструменты». Как вы думаете, какова цель этого урока?
(Обучающиеся формируют цель урока. Учитель записывает её на слайд)Изучение нового материала. Беседа. (15 мин.)
Что такое черчение? Что оно изучает?
(Ответы детей)
Слайд 2.
Черчение – это предмет, изучающий графику, а графика – это способ отражения окружающей нас действительности на плоскость. Что это может быть? (Рисунок, чертеж)
Как вы думаете, когда появилась графика и для чего ее использовали?
Слайд 3.
(Обучающиеся самостоятельно в течение урока объясняют материал, опираясь на подсказки - слайды)
В древние времена люди общались с помощью рисунков, изображая их на стенах пещер. Так они сообщали друг другу что-то важное. Некоторые рисунки сохранились и до наших дней, и мы можем понять, чем жили древние люди. Давайте попробуем прочитать их послания.
На разных этапах развития использовались разнообразные материалы и инструменты. На чем люди рисовали раньше?
Слайд 4.
Первым материалом была земля, затем стены пещер. (Слайды 5-7) А бумагу впервые стали изготавливать в Китае во II веке до н.э. Из чего её изготавливали?
Слайд 8.
Изготавливали ее из стеблей бамбука. (Слайд 9-10) Позже бумага пришла в Европу, где писали на папирусе и пергаменте. Но они были слишком дорогими. И в XV веке придумали способ делать бумагу из древесины.
Слайд 11.
Чертежные виды бумаги должны отличаться хорошей прочностью, плотностью и белизной. Качество чертежа зависит во многом от качества бумаги. Хранить бумагу надо в местах, закрытых от влаги, света и пыли.
Как вы думаете, чем рисовали раньше?
Слайд 12.
Правильно. Рисовали углем, землей, глиной, травой и ягодой. А графит нашли только в XVI веке в Англии.
Слайд 13.
Из него стали делать стерженьки, но пользоваться ими могли только очень состоятельные люди. Так продолжалось почти 200 лет, пока один ученый из Чехии не предложил то, что сейчас есть у каждого из вас в пенале.
Слайд 14-15.
Ученый назвал свои карандаши «кохинор», что означает «не имеющий равных». А вообще карандаш получил свое название от двух слов: «кара» - черный и «таш» - камень.
А что такое ластик? Из чего его делают?
Слайд 16.
Это каучук. Первым его обнаружил путешественник Фернан Магеллан. Он увидел, как индейцы варили каучук, который они получали из сока тропического дерева гевеи.
Слад 17.
Что еще делают из каучука?
Слайд 18.
Это галоши, перчатки, шины, дирижабли и др. А то, что каучук (или резинку) можно использовать для стирания надписей и рисунков, обнаружил английский химик только 200 лет назад.
Слайд 19.
Циркуль намного старше своих собратьев. Железный циркуль был найден в I веке н.э. И с тех пор он – верный помощник строителей и архитекторов.
Ребята, в каких профессиях необходимо знать черчение?
Слайд 20.
Архитектор, строитель, дизайнер, инженер, учитель, сборщик, конструктор, программист и т.д.Для чего изучать черчение? В чем оно нам может помочь?
(Ответы детей) – рисовать, развивать глазомер, мышление, конструировать одежду, интерьер, детали, машины, самолеты, строить дома, заводы, водоканалы и т.д)
Слайд 23.
Ребята, а что может случиться, если архитектор плохо учился в школе?
Слайд 24.
Как вы думаете, как современные инженеры чертят свои проекты?
Сейчас чаще люди пользуются современными технологиями, а именно различными компьютерными графическими редакторами. Один из них есть и на ваших компьютерах.
ФизкультминуткаПрактическая работа (15 мин.)
Сейчас вы превратитесь в настоящих архитекторов. Я предлагаю вам начертить город, сказочный и в то же время он должен быть похож на настоящий. Это может быть космический город, подводный, цветочный или просто город будущего. Главное – линии, фигуры и формы.
Слайд 25.
Но чертить вы будете не на бумаге, а с помощью компьютера в графическом редакторе, который называется PAINT.
Откройте меню «Пуск». Найдите «Стандартные» программы. Редактор «PAINT»
Слайд 26.
Перед вами откроется белый лист.
Слайд 27.
Пользуясь различными возможностями, которые указаны на верхней строке,
Слайд 28-29.
вы можете начертить задуманный город.
Слайд 30.
Вы можете также нарисовать город на основе этих фотографий нашего поселка и г. Якутска.
Обязательно придумайте название для своего проекта. (Приложение 1)
Закрепление материала (3 мин.)
У меня в руках листочки с картинками. К кому я подойду, тот должен вытянуть один листок, и рассказать все, что он узнал сегодня о том, что нарисовано на картинке.
Изображения: циркуль, карандаш, графит, бумага, папирус, бамбук, ластик, дерево гевея, перчатки, уголь. (Приложение 2)
Заключительная часть (2 мин.)
Подведение итога.
Вы хорошо сегодня работали! Молодцы! Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас сложным? Какой город у вас получился?
Домашнее задание.
Начертить на чертежном листе с помощью чертежных инструментов проект любого города. По желанию выполнить в цвете.
Рефлексия (1 мин.)
Слайд 31.
Решение головоломки «Ход конем». Двигаясь шахматной фигурой «конем», прочтите любимую фразу всех чертежников (Приложение 3)
Ответ: «Чертёж – это язык техники»
Приложение 1
Рисунки учеников 5 класса
12833353302000
Рисунок 3
«Инопланетяне над городом»
Колкина Катя
116014515240000
Рисунок 2
«Смешной город»
Думаревская Настя
116141520637500
Рисунок 3
«Ночная дорога»
Лысак Рита
Приложение 2
Карточки-задания
-33488718669000350202518669000462280036893500-3473459080591821090805217487594615343408076835469265080645
853440177800021285202921000
98200630576300478790035623500364490522282800-343535179705914400172085217614517970534340801720854723765175895
2235317-122600-38163512382500
Приложение 3
11887202921000