Урок на тему Компьютер — универсальная машина для работы с информацией (5 класс ФГОС)
Урок 2. Компьютер – универсальная машина для работы синформацией
Планируемые образовательные результаты:
предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;
метапредметные – основы ИКТ-компетентности;
личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного
человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
Решаемые учебные задачи:
1) расширение представления школьников о сферах применения
компьютеров;
2) формирование представления об информатике как науке, занимающейся
изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки
информации с помощью компьютеров;
3) актуализация и систематизация представлений об основных устройствах
компьютера и их функциях;Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс
4) закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего
места при работе в компьютерном классе и дома;
5) закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
универсальный объект;
компьютер;
аппаратное обеспечение:
процессор;
память;
оперативная память;
жесткий диск;
монитор;
клавиатура
техника безопасности.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Особенности изложения содержания темы урока
Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения
изученного материала:
1) экспресс-опрос по вопросам 1–2 к §1 с одновременной визуальной проверкой
выполнения заданий №1, №4 и №7 в РТ (ученики раскрывают рабочие тетради на соответствующей странице, а учитель их бегло просматривает);
2) учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои варианты выполнения заданий №4 и №7 в рабочей тетради;
3) экспресс-опрос по вопросам 4–6 к §1;
4) учитель предлагает совместно разгадать кроссворд (№10 в РТ).
5) небольшая дискуссия по вопросу 7 к §1;
6) при наличии времени – обсуждение №11 в РТ. Обязательно подчеркнуть, что выполнение этого задания не было обязательным, оно выполнялось по желанию учеников.
Важно, чтобы каждый выполнивший дополнительное задание ученик был отмечен;
7) завершение проверки домашнего задания – заслушивание ответов к №1 в РТ.Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс
На этапе изложения нового материала необходимо в процессе беседы с учениками рассмотреть сферы применения компьютера – можно предложить школьникам поочерѐдно комментировать «профессии» компьютера по презентации «Компьютер на службе у человека»; можно организовать просмотр и обсуждение анимации «Компьютер. Его роль в жизни человека». Главное – подвести ребят к пониманию того, что компьютер является универсальной машиной для работы с информацией, дать понятие о науке
информатике.
При рассмотрении основных устройств компьютера также необходимо учитывать имеющиеся знания школьников в этой области. Беседу с учениками следует сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений (анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»).
Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении заданий №15, №16, №17(выполняется по группам), №19. №21 в РТ. После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера (№22 в РТ).
После этого повторяются правила техники безопасности и организации рабочего места за компьютером.
Домашнее задание
§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр. 16 учебника.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№9. Это задание помечено значком «Домашний проект или исследование». Хорошо, если у школьников уже есть опыт работы, например, с текстовым процессором Word.
Возможно, в этом случае им будут знакомы пиктограммы команд «Сохранить» и «Сохранить как».
Задания в рабочей тетради №12. Слова-ответы:
х) компьютер;
ц) данные;
ч) информатика.
№13. Архитектор – Проектирование новых зданий и сооружений, создание чертежей конструкций. Библиотекарь – Формирование каталогов; хранение книг, газет и журналов в электронной форме; быстрый поиск и доступ к нужному материалу. Бухгалтер –Быстрый расчѐт заработной платы, учѐт доходов и налогов, подготовка документации.
Врач – Обследование, диагностика, назначение лечения. Дизайнер – Создание интерьеров, подбор фактуры и цвета отделочных материалов, расположение предметов.
Композитор – Создание, обработка, исполнение музыкальных композиций. Конструктор– Проектирование и расчѐт характеристик новых механизмов и конструкций.
Модельер –Разработка новых моделей одежды и обуви, подготовка выкроек. Мультипликатор –Создание движущихся изображений, спецэффектов. Переводчик – Выполнение перевода отдельных слов, фраз и текстов с одного языка на другой.
Почтальон – Доставка сообщений адресату в любую точку планеты за считанные секунды.
Учитель –Демонстрация изучаемого материала в наглядной форме, проведение экспериментов, проверка знаний.
Художник – Создание новых изображений, изменение имеющихся рисунков и фотографий.
№14. Предполагается работа с иллюстрацией на стр. 12 учебника.Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс
№15. Информация – Сведения об интересующем вас предмете. Компьютер –
Универсальное программно управляемое устройство для обработки информации.
Процессор – Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера. Оперативная память – Информация в ней находится только во время работы компьютера. Жѐсткий диск – Используется для длительного хранения информации. Клавиатура – Устройство для ввода информации путѐм нажатия клавиш. Монитор – Устройство визуального отображения информации. Мышь –Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации. Принтер
– Устройство для печати информации на бумаге. Данные – Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером. Аппаратное обеспечение – Совокупность всех устройств компьютера.
№16. В устройствах ввода лишним является монитор; в устройствах вывода –
сканер.
№17. «Лишние» устройства:
ш) акустические колонки;
щ) сканер;
ы) джойстик;
э) монитор.
№18. Стрелки «к компьютеру» обозначают устройства ввода информации; стрелки «от компьютера» – устройства вывода информации; двунаправленные стрелки обозначают устройства хранения информации – информация с них может считываться;
информация на них может записываться. Возможный вариант заполнения схемы:
№19. Соответствие (отношение) «устройство – вид информации»: клавиатура – числовая информация, текстовая информация; монитор – числовая информация, текстовая информация, графическая, видеоинформация; принтер – числовая информация, текстовая информация; графическая информация; микрофон – звуковая информация; акустические колонки – звуковая информация; сканер – числовая информация, текстовая информация; графическая информация; веб-камера – видеоинформация.№20. Слова для вставки: «клавиатуре», «фотоаппарата», «принтер», «колонок», «мышью», «клавиатуры», «принтере».
№21. Телевизор – монитор; печатная машинка – клавиатура; магнитофон и патефон – магнитные и оптические диски; телефон – подключение к каналам связи.
Компьютер
мышка
джойстик
сканер
микрофон
веб-камеравнешний диск
карта памяти
клавиатура
монитор
принтер
акустические колонки
№22. Органы чувств – приѐм (ввод) информации – устройства ввода информации (клавиатура, сканер, микрофон и пр.). Мозг – хранение информации – устройства памяти (оперативной, долговременной). Мозг – обработка информации – процессор. Органы речи и опорно-двигательной системы – передача (вывод) информации – устройства вывода информации (монитор, принтер, колонки и пр.).
№23. Ответы на кроссворд «Устройства компьютера»:
1К Л А В И А Т У Р А
2П Р О Ц Е С С О Р
3М О Н И Т О Р4П А М Я Т Ь
5М Ы Ш Ь
6Д Ж О Й С Т И К
7В И Н Ч Е С Т Е Р8П Р И Н Т Е Р №24. Всего 4 компьютера.