Выступление Формирование у обучающихся этнического патриотического сознания и идей толерантности
Кульмухаметова Гульсасак КурбангалеевнаФормирование у обучающихся этнического патриотического сознания и идей толерантности
Забыв об истоках, ручей иссякает…
(народная мудрость)
В настоящее время, когда социальная роль личности как носителя национальной культуры постоянно возрастает, все большую актуальность приобретают задачи формирования национального самосознания, которое должно включать в себя как обязательный компонент уважение к историческому и культурному наследию не только своего, но и других народов.
Сегодня в обществе наблюдается духовный вакуум, который с успехом заполняют различные негативные явления такие как, экстремистские, радикальные организации националистического, шовинистского толка, разнообразные передачи и фильмы, демонстрирующие жестокость и насилие, Интернет, в котором школьник может увидеть все что угодно.
Посмотрите на своих учеников, в любой российской школе веет дефицитом гуманистических отношений, уважительного отношения к старшим и пожилым, взаимоуважение и взаимотерпимость между одноклассниками, любовь к родине к родному краю, духовного развития и стремление к познанию традиционной культуры своего народа.
Федеральный государственный стандарт первого и второго поколений ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, любящих свой народ, свой край и свою Родину.
Региональный компонент базисного учебного плана, предполагает включение в образовательный процесс тех или иных региональных особенностей, способствующих большей социализации ребенка.
С древних времен подрастающее поколение воспитывалось на примере истории и культуры своего народа, страны. Поэтому предметы регионального компонента играли и продолжают играть неоценимую роль в воспитании гражданских качеств и патриотизма у детей. Основными ресурсами являются воспитание национального самосознания и обучение родному языку в школе.
Именно эти задачи ставит Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан, утвержденная Указом Президента Р.Б. от 31 декабря 2009 года.
Концепцией предусмотрено решение следующих задач:
развитие национального самосознания;
укрепление гражданских основ общества;
повышение этнокультурной компетентности учителей и родителей;
В цикл общеобразовательных предметов регионального компонента Республики Башкортостан включены изучение следующих дисциплин: родной язык, башкирский (государственный) язык, история и культура Башкортостана.
Национальный состав учащихся МБОУ СОШ с.Новая Отрадовка состоит из представителей 9 национальностей. Преобладающее количество учеников – это русские, башкиры и татары. В связи с этим в школе ведется обучение по родному (русскому, татарскому и башкирскому) языкам. Все учащиеся со 2 по 11 класс изучают государственный (башкирский) язык. Учащиеся 1класса изучают башкирский (государственный) язык в рамках внеурочной деятельности, согласно введенного ФГОС второго поколения. Обучение предмету история и культура Башкортостана ведется со 2 по 8 классы.
Основными целями обучения предметов регионального компонента являются:
Научить детей свободно владеть родным языком. Целенаправленно формировать и совершенствовать культуру речи, сохранять чистоту и богатство родного языка.
Обучить школьников письменной и устной речи башкирского языка. Формировать и развивать интерес к изучению второго государственного языка.
Воспитывать чувства патриотизма и гордости к малой родине. Формировать интерес и уважение к культуре народов Башкортостана.
Большая работа учителями ведется и во внеурочной деятельности учащихся _ это предметные олимпиады, научно-практические конференции, творческие конкурсы, фестивали и многое другое.
Немаловажное значение имеет исполнение Постановления Правительства РБ «О проведении мероприятий народного праздника шежере-байрамы» (№128 от 03.04.2009). Согласно плану мероприятий по исполнению данного постановления в школе ведется совместная работа ученика, учителя и родителей по проведению различных мероприятий. Уже в начальном звене ученики знакомятся с понятием «шэжэрэ»( родословная) на уроках история и культура Башкортостана. Далее они учатся составлять родословную своей семьи, в эту работу подключаются и родители, и дедушки с бабушками. Лучшие работы оцениваются на школьном конкурсе «Моя родословная». На районный конкурс «Помню корни свои!» отправляются лучшие работы и всех остальных классов.
В среднем и старшем звене на уроках родного языка и литературы ученики работают над шэжэрэ писателей и поэтов. Учащиеся 8 класса составили родословную героя Советского Союза Алексея Трошина, чье имя носит наша школа. В результате проделанной работы собранно много архивных материалов и фронтовых заметок А.Трошина.
Изучение истории корней своего рода сегодня рассматривается на государственном уровне, проводятся различные культурно-массовые мероприятия по актуализации и популяризации данной темы ( например у нас в районе в селах и деревнях проходят праздники «Шежере байрамы»,
в г. Стерлитамаке проходят такие мероприятия как: праздник «Моя родословная», подготовленная диаспорой чувашей города, «Шежере байрамы» башкирского курултая и конгресса татар города.
Обратитесь к Интернету, есть специальный сайт «Моя родословная»,
с помощью, которого каждый человек может осуществить поиск исторических данных происхождения своего рода, нужно только набрать фамилию и возможно вы узнаете намного больше о своих предках и найдете новых родственников.
Как вы думаете, почему сегодня возрос интерес к историческим корням человека?
Я думаю, что государство и общество, таким образом, пытается вернуть утрачиваемые ценности как доброта, сострадание, любовь к родине, миролюбие и т.д. По словам академика, доктора педагогических наук, профессора Марк Максимович Поташник, говорит, чтобы добиться каких-то результатов в обучении и воспитании школьников, необходимо определиться с ценностями, которые вы будете формировать, и развивать у школьников, а потом ставить педагогические и саморазвивающие цели. Полагаю, такие понятия, как этническое сознание, патриотизм, толерантность и есть основные ценности, которых необходимо воспитывать и развивать в современной школе.
Известно, что толерантность понимается, как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни.
Смысл деятельности педагога – создание условий не только для формирования и проявления толерантности одного (одних), но и преодоления вызывающего негативизм в поведении и общении другого (других). Средства решения задач этих проявлений могут быть различны. Прежде всего, нужно организовать деятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть, что-то хорошее в ком-то или в чем-то. Идти таким путем - значит стимулировать, «провоцировать» общие дела. Эти дела позволяют лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности.
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значении, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилии преподносится различными средствами массовой информации. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения воспитанником социокультурных ценностей об этом сказано в национальной доктрине образований РФ: «..воспитание патриотов России, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов…».
Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков.
Исторические корни – это, прежде всего, знание своей национальной принадлежности, знание своего родного языка и чувство гордости своим прошлым. А человек без корней – это перекати поле.
Литература:
1. Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003.
2.Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2000.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
4.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.
5.Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие (под ред. Поташника М.М.) – М.,2006.
6. Степанов П.И.Толерантный человек: как его воспитать? //Народное образование. - 2001. -6. -С. 1
7. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность //Прикладная психология. - 2000. -5. -С. 17 52