правила безопасного поведения при пожаре в доме
Разработка урока
Тема: Правила безопасного поведения при пожаре в доме.
5 класс 7.10.2012 г.
Тип урока: комбинированный
Цели:
Знать
о мерах пожарной безопасности в быту;
о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.
Уметь
правильно действовать в случае пожара в доме;
эвакуироваться из горящего здания.
Иметь представление
об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.
Оборудование и материалы к уроку:
Компьютер как источник учебной информации, план эвакуации из здания, наглядность с изображением причин пожаров, картины с опасными ситуациями в доме, памятка учащимся для разработки плана предстоящей деятельности по выходу из ЧС, индивидуальные карточки контроля, памятки.
План урока:
Подготовительная часть (1 мин.)
Организационный момент (создание групп, назначение в них старших, раздача карточек контроля и памяток) (2 мин.)
Просмотр фрагмента видеофильма с примерами пожаров в домах и учреждениях (5 мин.)
Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля (15-20 мин.)
Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме (15 мин.)
Подведение итогов урока (3 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
В зависимости от наполняемости класса учащиеся делятся на несколько групп по 3-4 учащихся в группе. В группу входят учащиеся разного уровня обученности: повышенного (1), среднего (2), низкого (3), могут быть группы одного уровня обученности. Каждой группе предлагается выполнить ряд заданий (как индивидуальных, так и групповых). В группах назначаются старшие, которым выдаются дидактические материалы. Результаты выполнения заданий учащимися фиксируются в индивидуальной карточке контроля, которая выдается каждому из учащихся.
Каждой группе выдается памятка, которой они могут пользоваться при разработке проекта возможных действий по выходу из чрезвычайных ситуаций.
Ставится цель урока, настроить учащихся на просмотр фильма, особое внимание уделить действиям людей при возникновении пожара, во время пожара и способам эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.
Урок начинается с показа фрагмента видеофильма «Пожары и их последствия», а так же рассматриваются случаи эвакуации людей из горящих зданий, а также поведение людей, когда эвакуация из здания по каким либо причинам невозможна. Особое внимание уделяется тому, что неправильно организованная и не вовремя начатая эвакуация приводит к большим человеческим жертвам.
После этого внимание учащихся обращается на рисунки, выполненные учащимися. Кратко анализируются работы, кратко делается общий вывод о том, что во многом спасение людей при пожарах в здании зависит от их знаний и умений, а также умелых действий. Просмотренный фрагмент фильма и исторический опыт свидетельствуют о том, как важно знать опасные факторы пожара, последствия их воздействия на людей и уметь действовать при угрозе и в случае их возникновения. Эти вопросы мы и будем рассматривать на нашем уроке.
Работа в группах
При выполнении индивидуальных заданий каждый ученик отвечает на один, указанный уме старшим группы, вопрос.
Задания для учащихся группы
Индивидуальные задания:
Назовите основные причины пожаров в жилище?
Назовите основные правила пожарной безопасности в квартире?
Почему в городе пожары возникают чаще, чем в селе?
Назовите основные причины гибели людей при пожаре?
Тест 1
Определите основные причины пожаров в жилых зданиях:
а) нарушение правил при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами
б) отсутствие первичных средств пожаротушения
в) неосторожное обращение с огнем
г) неисправность внутренних пожарных кранов
д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей
е) беспечность и небрежность при обращении с огнем
ж) неисправность телефонной лини
з) утечка газа
и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями
к) неисправность системы водоснабжения
(а;в;д;е;з;и)
Тест 2
1. Что необходимо сделать, если в квартире начинается пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности:
а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства
пожаротушения
б) открыть окно для удаления дыма
в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь
г) позвонить на работу руководителям и сообщить о пожаре
д) позвать на помощь взрослых
е) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре
(в;д;е)
Ситуация:
Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы заглянули в комнату она была заполнена дымом, ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:
а) Какие действия и в какой последовательности надо предпринять?
б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?
в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в новогодние праздники?
Такие задания можно для каждой группы или для каждой группы свои задания.
После выполнения группового задания в индивидуальных карточках контроля выставляется оценка за урок на основе оценок, выставленных каждым учащимся и его группой.
Завершив работу, каждая группа отчитывается о проделанной работе, организуется коллективное обсуждение разработанных проектов деятельности по выходу из ЧС, закрепляются и углубляются знания по слабоизученным вопросам. При этом акцентируется внимание учащихся на то, что разработанные проекты служат для школьников ориентиром, т.к. в чрезвычайной ситуации каждый будет действовать индивидуально, с учетом своих знаний и умений.
В конце урока целесообразно задать вопрос по достижении цели:
Что узнали?
Чему научились?
Раздать заготовленные памятки о порядке действий при возникновении чрезвычайной ситуации в квартире.
Памятка учащимся
Опасные факторы пожара и их воздействие на организм человека.
Действия если в квартире возник пожар.
Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения.
Если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме.
Домашнее задание :Повторение Р. 1, гл. 1, тема 1.2.
Проведите дома со взрослыми учения по тушению загоревшегося (условно) телевизора, новогодней елки. Пусть родители покажут что нужно делать, а потом делайте это сами.
Собрать листочки самоконтроля.
Выставить оценки в дневники.
Литература
Программа для учащихся образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» ДРОФА, Москва, 2006. Латчук В.Н.
Методическое пособие «ОБЖ» ДРОФА, 2005. Москва. Латчук В.Н.
Дидактические материалы «ОБЖ» 5-11 кл. Дрофа, 2005. Москва. Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н.
Поурочные разработки по ОБЖ. Москва «ВАКО», 2008. Максимова Т.Н.
Секреты преподавания ОБЖ. Издательство «Учитель». Волгоград, 2008. Тетушкина Л.А.
Журнал ОБЖ №3, 2003.
Журнал ОБЖ №4, 2006.
Журнал ОБЖ №1, №12, 2006.
Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на организм человека
Действия, если в квартире возник пожар
Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения
Действия в случае, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме