Рефлексивный отчет о проделанной работе
Рефлексивный отчет за 1-ю четверть 2014-2015 учебного года
Проработав более 15 лет в школе, я не подозревала, что настанет тот момент, когда мне придется изменяться. Я считала себя уверенной в правильности преподавания русского языка. Я и не задумывалася проходить курсы, придерживаясь мнения, что я и так все знаю. В тот день я и не могла представить, что будет со мной. Первое, что было это шок. Я не могла полностью понять: что от меня требуют, что мы делаем, зачем все это нам? Ведь меня просто направили на курсы повышения, а это оказалось переподготовкой учителей. Не скрывая правды, скажу, чувствовала я себя отвратительно, все мои представления о моей уверенности пропали. Мне казалось, что я ничего не знаю. Слово семь модулей, словно страшилка для маленьких детей, которую не хотелось слышать. Но преодолевая свои барьеры, я приступил к восхождению на самую высокую гору знаний в моей педагогической практике. В процессе обучения я пришел к выводам, что от нас требуется новый подход к своей работе. Мы должны измениться и изменить своих учеников. Научить их высказыванию и отстаиванию своего мнения, самостоятельности, объективно оценивать не только свою, но и работу других учащихся, быть ответственным за свое обучение. Наступил тот момент метапознания, который привел меня к самостоятельному обучению. Что преподавать? Как правильно построить последовательность обучения? Какие стратегии применить? Как оценить обучающихся? После прохождения курсов анализируя и оценивая свою деятельность, уже после второго урока я услышала внутри себя «а это здорово», что надо в первую очередь научить учащихся, как обучаться, самостоятельно без помощи учителя понимать, применять и уже анализируя оценивать себя. А самое главное ставить для себя цели и задачи для дальнейшего обучения.7 модулей заинтриговывали и заставляли меня смотреть вперед, что я буду делать дальше. Новые подходы в преподавании: «обучение через диалог», «обучение тому, как учиться», как учителю русского языка были более близки. Вся моя деятельность строилась на развитие говорения у учащихся. Ведь «Ожидаемые результаты Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявлять компетентность в цифровых технологиях» . Я поняла, надо направлять все свои возможности на учеников. Прежние подходы советского режима не актуальны в наше время: все решалось за учащихся. Никому не было до того, что нужно для развития детей и каковы на самом деле их потребности. В традиционном обучении мы сами ставили цели и задачи: ученики должны знать то, что в книге; учитель является доминирующей фигурой; только индивидуальная работа. Я осмысливала новые подходы в обучении, где ученики решают, то что нужно знать. Учитель является организатором и помощником. Ученики выбирают сами для себя, какими источниками пользоваться, обмениваются своими идеями.Видя на практике эффективность обучения через диалог (парная, групповая работа). Вижу, какая культура у каждого ученика. И то, что слабые ученики учатся у более сильных, и тот же сильный начинает прислушиваться к мнению слабого. И эта взаимосвязь приводит к колоссальным результатам изучения русского языка всей группы. Анализируя свои уроки, я прихожу к мнению, что до сегодняшнего момента моя практическая деятельность включала диалоговое обучение, но не в полной мере. Используя «исследование в действии» я могу понять: на какой стадии находятся мои ученики в процессе своего обучения. И как правильно скорректировать их работу, используя факторы: понимание детьми процесса обучения; понимание того, чему учить; структурировать учебный процесс; как оценивать. Я осознала мысль, что «готовые знания» не так воспринимаются, как самостоятельная работа. В самостоятельности они затрачивают свое свободное время, начинают ценить и отстаивать свои мнения. Вывод напрашивается сам за себя – стать наставником и помощником. Содействовать творчеству в процессе приобретения новых знаний. Работать по таксономии Блума, натолкнуть на саморегуляцию. Тогда пойдут побеги понимания, применения, а самое главное плоды синтезы и оценивания. Групповая работа и работа в паре научит исследовать, критически мыслить, оценивать. Моя установка – раскрыть ребенка в полной мере его возможностей. Вывести его на собственное понимание внутри социума и личных исследований. Я должна сосредоточиться на учащихся, разработать планирование так, «чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определённые предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание» Понимание может происходить уникальным способом. Опираясь на модуль преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, я определила, что решающую роль может играть не только возраст, но и когнитивные особенности ребёнка. Диалог, а не монолог будет эффективнее намного. Где раскроются потенциалы к действию и обучению у других детей. И их результат будет признанием моей успешности. В моих размышлениях я представляла процесс обучения, где ученики должны понимать, то, чему они учатся. Применять и оценивать свои знания. Критически мыслить. Ведь «Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей». Раскрывает личность в мыслительной деятельности, развивает навыки: приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания.Он связывает качества и умения, предполагая высокий уровень исследовательской деятельности ученика и учителя, а также мыслить, оценивать, рефлектировать. А я не в полной мере использовала такой подход. Возможно, было недопонимание в использовании такой деятельности на уроке. Благодаря полученным знаниям я начала правильно применять критическое мышление. Но в практических заданиях на критическое мышление мои ученики с трудом при помощи учителей консультантов включились в работу. Первые поняли сильные ученики, подтолкнув остальных. Вот оно преимущество групповой работы. По рефлексии детей я видел заинтересованность и стремление быть в работе. На уроке обзора грамматики, на уроке обращались к различным источникам: интернет, совет у учителей консультантов, находили старые записи, взаимообменивались информацией. В наши дни без современных технологий никак нельзя не обойтись. Важность их велика, используя на уроке аудирование, электронные учебники приводит к пониманию лексического и грамматического материала. Работая по программе 7 модулей, я увидела, что применение ИКТ стало намного эффективней: не я, а уже ученики разрабатывали презентации, находили аудио видео материал, сами для себя определяли полезное программное обеспечение. Очень не хватает того, что в моем кабинете нет интерактивной доски. Очень жаль , что они установлены в тех кабинетах , где учителя ими не пользуются. В данное время я работаю с учениками 7 класса, где каждый требует отдельного подхода. Соответственно были дети разного возраста и разных способностей. Разница в возрасте была на год и полгода. Я раньше даже не задумывалася над этим так сильно. Принимая во внимание выше сказанное, я подошел к опросу таких учащихся дифференцированно. Ведь каждый ребенок реагирует по-разному, опираясь на свой внутренний мир. Я чувствовала большую ответственность за каждого ребенка. Нужно к каждому относиться, учитывая его возрастные и психологически характеристики. Мотивировать, не упускать из общего течения учебного процесса. Изучение предмета руссий язык в казахской школе, где все обучение проводится на казахском языке ,основывается на диалоге. Практического применения лексики и грамматики. Новые подходы в преподавании открыли мне второе дыхание, которого так не хватало последнее время. Традиционное преподавание не актуально в наше время, для продвинутой молодежи. Я смотрела на детей другими глазами, они такие разные, и приравнивать к одному стандарту ученика это ошибка каждого учителя, при работе опирающегося на устаревшую методику преподавания - «вопрос - ответ». Просто найти подход к каждому, понять его культуру, развить саморегуляцию на должном уровне. Подводить к мотивационному и когнитивному аспектам, чтобы они смогли оценивать окружающих и себя по четко установленным критериям. Такой вид оценивания нужен постоянно и систематически, отражающий настоящий и значимый опыт обучения, который фиксируется наблюдением, описания конкретных ситуаций, рефлексии, образцов реальной работы ученика, бесед, заданий и другими способами. Формативное оценивание стало значимо и для учеников, так как у них была проблема, как научиться ставить перед собой задачу, найти способы решения и оценить собственные действия и достижения. Теперь они разрабатывали четко установленные критерии. Не спорили с учителем, считая что они правы не имея навыков анализа и синтеза. Сейчас я вижу свое изменение в лучшую сторону, усвоив идеи 7семи модулей программы, отказавшись от «традиционного преподавания.Использование готовых заданий уже не актуально. Надо разрабатывать и применять стратегии по развитию и обучению себя, как учителя новой формации. Я должна быть не просто высокопрофессиональным педагогом, не тем учителем, который хорошо знает свой предмет. А быть рядом с учениками, видеть в них сотрудников, не доминируя над ними, воспитывать лидерские качества в учениках, используя их в целях достижения результатов в обучении.