Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике


Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
по математике
Лагунова Ирина Александровна,
учитель математики МКОУ «Саранинская СОШ»
Для того, чтобы обучающийся имел успешный результат по математике на государственной итоговой аттестации в любой форме (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), необходимо целенаправленное и систематическое сопровождение каждого в процессе подготовки к данной процедуре.
С 2010 года работая в выпускных классах, готовлю учеников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, поэтому считаю эту проблему актуальной. В данной статье хочу представить систему практической работы по подготовке школьников к итоговой аттестации по математике. Апробированные формы деятельности дают положительные результаты, что подтверждается статистическими показателями:
Учебный год Минимальный
балл Средний тестовый балл по математике
ОУ РФ СО МО
2011-2012 24 (ЕГЭ) 44,4 44,6
(- 0,2) 42,3
(+ 2.1) 36,8 (+7.6)
2013-2014 20 (ЕГЭ) 49,3 39,6 (+9,7) 46
(+ 3,3) 47,2
(+ 2,1)
Учебный год Минимальный
балл Средняя оценка по МО Средняя оценка по ОУ Неудовлетворительный результат
2003-2014 6 (ОГЭ) 3,3 3,7 (+0,4) 0
Работу по подготовке к итоговой аттестации начинаю с общего знакомства учащихся с кодификатором элементов содержания, спецификацией контрольных измерительных материалов и демоверсией по математике.
В конце сентября провожу входную диагностическую работу. Результат выполнения разбираю на индивидуальных или групповых консультациях. Затем следует серия тренировочных работ и контролирующая диагностическая работа. По результатам такой работы становится ясно, какая тема западает у большинства учеников.
Дальнейшее сопровождение выпускников требует индивидуального, личностно ориентированного подхода.
В зависимости от рода пробелов в знаниях работаю над темой на уроке или на курсах по выбору. Кроме того, при заполнении индивидуальных карт подготовки к итоговой аттестации становится очевидным, какие проблемы существуют у каждого ученика. Затем составляю серию заданий по данной теме. Для работы с такими заданиями повторяем теоретический материал, разбираем решение типовых заданий, организуется самостоятельная работа ученика по данному вопросу и итог – выполнение тестового задания.
Для контроля и получения целостной картины подготовки к итоговой аттестации составила следующие таблицы.
Для индивидуальной работы.
11 класс Карточка учёта достижений Ф.И.
Вариант Номер задания Баллы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Сводная таблица.
Список учащихся Вариант _______ Работа № ________ от _______________ Баллы
Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Итого Выполнили верно Приступили к решению (допустили ошибки) Не приступали к решению Тематический контроль.
№ задания Карточка учёта выполнения тематических заданий по подготовке к ЕГЭ Ф.И.ученика 11 класс
Название темы / % выполнения
Действия с дробями Действия со степенямиДействия с формуламиПреобразования алгебраических выражений и дробейПреобразования числовых иррациональных выраженийПреобразования буквенных показательных выраженийПреобразования числовых и буквенных логарифмических выраженийВычисление значений тригонометрических выраженийПреобразования числовых и буквенных тригонометрических выраженийПростейшие текстовые задачи Линейные, квадратные, кубические уравненияРациональные уравненияИррациональные уравненияПоказательные уравненияЛогарифмические уравненияТригонометрические уравненияПрикладная геометрия. Многоугольники Размеры и единицы измерения Начала теории вероятностей. Определение вероятностиТеоремы о вероятностях событийОпределение величины по графикуОпределение величины по диаграмме1 Провожу анализ проведённых диагностических работ, на основании которых составляется план дальнейшей работы над возникшими проблемами.
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др. Чтобы совершенствовать вычислительные навыки, провожу устный счёт на каждом уроке, стараюсь строить его на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ.
Обязательное знание правил и формул. Для этого, после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Подготовку к ЕГЭ начинаю с предвыпускного класса, но практика показала, что такую работу надо начинать раньше. В этом году уже с 7 класса даю детям тестовые задания, тематические и тренировочные работы в формате ЕГЭ (ОГЭ), провожу работу с бланками. В процессе этой работы выявились проблемы по оформлению бланков, так как ученики читают инструкции невнимательно и не дочитывают задания до конца, где прописаны указания по форме записи ответа в бланк, над которыми также провожу работу. В следующем учебном году планирую начать подготовку к итоговой аттестации в 5 и 6 классах.
Постоянно использую диагностические и контрольные работы системы СтатГрад, задания сайта http://mathb.reshuege.ru/ «РЕШУ ЕГЭ»: математика, где можно формировать контрольные работы, которые ученики выполняют в режиме on lain и могут использовать возможности сайта для самостоятельной подготовки. Кроме того, рекомендую учащимся и родителям сайты, на которых можно получить информацию о процедуре проведения ЕГЭ, пройти тестирование в режиме on lain, посмотреть разбор решения заданий.
С первых дней учёбы убеждаю детей в том, что если очень постараться, то можно получить достойный балл за экзамен. Главное не упустить время.
В своей работе кроме технологии личностно ориентированного обучения использую элементы тестовой технологии, информационно-коммуникационной и технологии дифференцированного обучения.
Одним из важных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа с родителями. В течение всего учебного года посещаю родительские собрания, где знакомлю родителей со структурой контрольно- измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализирую содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей на то, какими компетенциями должен владеть каждый ученик. Знакомлю с входной и текущей диагностикой, результатами выполнения текущих заданий, результатами ДКР, используя информацию индивидуальных карт по подготовке к итоговой аттестации, по которым каждый родитель может проследить динамику подготовки своего ребёнка.
С целью своевременного информирования обучающихся и родителей, в кабинете оформлен информационный стенд, отражающий направления деятельности в процессе подготовки к процедуре ГИА, а также материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ 2015 года, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике (рекомендации для выпускников), график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов, график проведения ДКР.