Урок по русскому языку на тему: Большая буква в кличках животных
Урок русского языка ( домашнее обучение)
Тема: Большая буква в кличках животных.
Цель:
- уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы;
- разделять названия животных и их клички;
- записывать клички животных с большой буквы;
- воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения.
Ход урока.
1.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
- Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.
2.Минутка чистописания.
- А теперь приготовьте внимание на минутку чистописания.
- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись.
Октябрь – О
Январь – ЗМарт - ?Август – Л
(Это буква В, так как октябрь – осенний месяц, январь – зимний, …)- Определите последовательность букв в данном ряду.
Ва, вб, вв,…
(Первая буква В, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.
3. Повторение
- Посмотрите.
ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ
- Среди этих букв, спрятались имена собственные, не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать?
Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Ялта, Таня, Аня.
- Почему эти слова пишутся с большой буквы?
- В каких случаях ещё пишется заглавная буква (в кличках животных)
4. Постановка цели урока
- Кто догадался, над чем будем работать на уроке?
- Послушайте звуки и определите, что это за животные (раздаются звуки животных, отгадывают и появляется картинка с изображением этого животного)
- Кто может быть лишним? (ворона – дикая птица, кошка – не словарное слово)
- Запишите в столбик только словарные слова. С какой буквы будете писать? (с маленькой, потому что это слова нарицательные) .- Проверьте написанное.
собака
петух
курица
корова
ворона
5. Работа над новой темой.
- Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.
- Как будете писать клички?
- Прочитайте какие клички вы записали?
- У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?
- А можно давать клички людям?
- Часто ребята придумывают клички своим товарищами различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство.
- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными. Почему?
6. Работа с фразеологизмами.
- Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.
Как курица лапой. (писать небрежно, неаккуратно)
Вставать с петухами. (вставать очень рано)
Умение отличать имена нарицательные и собственные.
7. Физкультпауза.
- Я называю слово, если оно нарицательное – машите головой, если собственное – топните.
Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванов, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.- Почему вы махали, услышав слово «шарик»? (кличка собаки)
- Почему вы не махали «воздушный шарик»?
- В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.
- Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное?
8.Письмо имён нарицательных и собственных.
- Посоветуйтесь. Запишите оба предложения.
Сторожит дом (Шш)арик.
Красный (Шш)арик лопнул.
- Вы любите сказки?
- Угадайте героев. (после ответа детей появляется картина с изображением героя)
Кота добрей на свете не сыскать,
Мышам-проказникам он может всё прощать. (кот Леопольд)
Вся жизнь кота – гонки за мышкой,
С которой плетут друг на друга интрижки. (кот Том)
В Простоквашино живёт
Этот очень хитрый кот. (кот Матроскин)
В этой сказке кот слепой,
Ходит он всегда с лисой. (кот Базилио)
-Составьте предложение про одного из котов.
Проверка.
9. Рефлексия
Закончи одно из предложений:
На уроке я…
Я понял(а)…
Мне было…
Мне надо ещё…
10. Домашнее задание.