Конспект урока по русскому языку на тему : Большая буква в кличках животных
Русский язык.
Тема: Большая буква в кличках животных.
Цель: 1) Развивать умения различать название животного и его кличку.
2) Формировать умения писать с большой буквы кличку животного.
3) Развивать внимание, мышление, память, орфографическую зоркость.
4) Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, любовь к животным.
Обоудование: карточки с рисунками животных, карточки со словами, перфокарты.
Ход урока.
I Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
II Проверка домашнего задания.
1) Упражнение 1, с. 29.
- Прочитайте составное предложение.
Назовите имя, отчество, фамилию поэта.
2) – Как пишутся имена, отчества, фамилии? Расскажите. Приведите пример.
III Минутка каллиграфии.
На доске записаны буквы
Т, П, К, Ш, О, Ф, С
- Подумайте, написание какой буквы мы будем сегодня повторять? ( О – так как она гласная, а остальные согласные)
- В какую группу можно объединить написанные буквы?
( Парные глухие согласные)
IV Словарная работа.
Учитель демонстрирует картинки и карточки со словами.
- Отгадайте загадки.
Глядишь – ласкается
Дразнишь – кусается
На цепи сидит,
Дом сторожит.
Соббка.
Собака – домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте.
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт.
Кор
·ва.
Корова – крупное домашнее животное с рогами, от которого получают молоко, мясо.
Дифференцированная работа.
1 группа. Списать словарные слова, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
Проверка. Какую букву вы запомнили?
2 группа. Составить и записать с одним из слов предложение.
Проверка. Прочитайте предложение. Какое слово вы запомнили? Какую букву в этом слове написали?
Физкультминутка.
V Ознакомление с правилом употребления большой буквы в кличках животных.
- Собака, корова – это домашние животные, а каких домашних животных ещё вы знаете?
Запись учащимися в тетрадях, учителем на доске:
лошадь собака
корова кошка
коза
- Если человек заботится о домашних животных, значит, он должен каким-то образом обращаться к этому животному. Как? (Человек даёт животным имена – клички).
VI Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке вы узнаете, как пишутся клички животных.
- У кого из вас есть дома животные?
Как вы обращаетесь к ним? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворение, которое так и называется «Вот какие клички»:
Кошка Маришка, котёнок Тишка,
Щенок Дружок, цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка, коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша, бычок Гаврюша –
Все их клички, до одной,
Пиши с буквы прописной.
- Давайте к названиям животных, записанных в тетради, припишем клички. Только для этого надо знать одно простое правило:
Имена, фамилии, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда.
Дети повторяют правило.
1. Коллективная работа.
Дети подбирают клички к названиям животных, записывают в тетрадь. Учитель выборочно спрашивает, с какой буквы записана придуманная кличка.
лошадь Звёздочка собака Шарик
корова Марта кошка Мурка
коза Милка овца Белянка
- Как же пишутся клички животных?
2. Сценка «Мы весело идём»
Каждый из учащихся представляет того или иного героя
в шапочке – маске с написанной на ней кличкой.
- Кто по улице идёт,
громко песенку поёт?
- Это утка Маврушка,
- кошка Хаврошка,
- селезень Павлушка,
- кот Мирошка,
- пёс Барбос, ободранный нос.
Задание: чем заинтересовало вас это стихотворение? Сколько животных в этой сценке? Прочитай их клички. Запиши две понравившиеся клички.
Проверка: Спросить двух человек.
3. А теперь вспомним ваш любимый мультфильм «Лето в Простоквашино». Как зовут кота, собаку? Запиши.
Дети работают самостоятельно, проверка фронтально.
Кот Матроскин, собака Шарик.
VII Закрепление пройденного.
1. Работа по учебнику с. 33. Чтение правила.
Игра «Собери слова». Упр. 4.
- Помоги котёнку собирать слова.
Напиши их.
Дети работают самостоятельно.
Проверка фронтальная.
2. Работа с перфокартами.
Вставь вместо точек кличку животного.
Карточка 1.
В колхозе был конь
Слова для справок: Воронок, Орлик, Васька, Мурзик.
Карточка 2.
На лугу пасётся коза
У неё маленький козлик
Слова для справок: Розка, Зойка, Пушок, Шустрик.
Карточка 3.
У нас живёт умная собака
У Вовы ручная ворона
Слова для справок: Лялька, Милка, Джек, Гром.
3. Упражнение 5 с. 35.
- Прочитайте. Подберите слова из столбика. Дополните предложения. (Устно)
На лугу мычит корова Бурёнка.
Возле дома лает собака Жучка.
Ловит мышей кот Пушок.
- Напиши предложение к схеме:
____ ____ ____ ____ ____ .
Проверка.
VIII Итог урока.
- О чём беседовали на уроке?
- Что нового узнали?
Учитель отмечает самых активных учащихся.
IX Домашнее задание: с. 33, упр. 3