Новый подход в обучении русскому языку в старших классах по Периодической таблице русских элементов И.В. Барановой, Д.М. Баранова.
-11811074231500Новый подход в обучении русскому языку в старших классах по Периодической таблице русских элементов И.В. Барановой, Д.М. Баранова.
Сурова Н.А., учитель русского языка высшей категории
МОУ СОШ № 42 пгт Шерловая Гора
-1483995268541500 Смысл и сущность человеческой жизни заключается в постоянном и непрерывном самоусовершенствовании, которое возможно только лишь в процессе образования. Осуществлять подлинное образование – это творить подлинный образ человека. Казалось бы, кто из учителей не понимает истины этих слов? Однако в жизни, особенно в сегодняшней, когда многие научились правильно формулировать предложения, подбирая правильные слова, мы часто не совсем осознаем даже свои же «правильные» формулировки. Почему? Почему учительское дело все чаще превращается в ремесло? Неужели и в школах одерживает верх бюрократическая машина? Результаты ЕГЭ затмили подлинную суть одного из главных предметов в школе – русского языка, который не цель сам по себе, а мощное орудие познания жизни. Разве достаточно научиться «красиво» и «правильно» говорить?… Ведь главное понимать свои и чужие мысли, окружающий мир и себя в этом мире. Понимать, что слова не должны быть «пустыми». Человек должен знать, что только на родном языке он понимает самого себя и общается с другими людьми.
Учителю русского языка дан ключ к постижению опыта человеческой жизни. Язык способен помочь учителю осуществить хотя бы частично миссию проводника, помогающего ученику творить подлинный образ человека в самом себе. А это главное, за чем ребёнок идет в школу. Ирина Васильевна Баранова и Дмитрий Михайлович Баранов – авторы периодической таблицы элементов русской речи, открытой в 1994 году, – считают, что осуществить свою подлинную миссию может только «убеждённый в своей правоте учитель, внутренне свободный от бюрократических догм. Тот, кто не копирует разработанные методистами уроки, а создает свои. Кто не приказы выполняет, а вместе с учениками постигает жизнь».В процессе изучения русского языка формируется не только умение грамотно говорить и писать, но и одновременно познается гармоничное строение жизни, законы которой проявляются в структуре русского языка.
С Периодической таблицей элементов русской речи я познакомилась летом 2012 года, хотя открыта она была в 1994 году. Что-то слышала, что-то видела… Важно ко всему прийти самому.
3615690210058000 Подробное и осознанное изучение основных принципов образовательной метасистемы И.В. и Д.М. Барановых открыло новые перспективы в обучении русскому языку в школе и для меня. Многое самой открывалось с невероятно интересной стороны. Авторы излагают систему преодоления противоречия между содержанием изучаемой науки и её выражением в образовательном процессе. Группировка правил, их новая систематизация, моделирование и последовательность изучения являются и авторским научным открытием, и новым методом обучения русскому языку в единстве с развитием речи, формированием системно мыслящей личности в духовно-нравственном воспитании. А это уже не просто формулировки. Сотни учителей-словесников, работая в этой системе, дают реально высокие результаты обучения. В 2012-2013 учебном году, вооружившись полным УМК и получив благословение самой И.В. Барановой, начинаю изучать русский язык в 10 классе по-новому. Учащиеся этого класса обучались по русскому языку до 9 класса по дидактическим принципам развивающей системы Л.В. Занкова, имеют неплохую теоретическую базу по предмету. Не скрою, испытала и волнение, и страх перед неведомым ранее, понимая риск и меру ответственности за конечные результаты. Собрание родителей и учащихся этого класса воодушевило. Были заказаны учебники и таблицы за счет родителей для каждого ученика, которые оперативно поступили из Санкт-Петербурга в течение 2-х недель. С этого времени начались наши открытия, удивление, откровения!
Несколько слов о новом методе. «Это принципиально новая система изучения языка, направленная на речевое развитие учащихся и выработку навыка сознательной грамотности в их взаимосвязи, а также целостно воздействующая на личность». И.В. Баранова говорит: «Цель моей системы – объяснить ученику природу правил русского языка, сделать богаче его словарный запас, развить речь». Ею была разработана новая программа изучения русского языка в школе. В чем же заключалась необходимость новой программы? Это и стремительное развитие всех наук, и уровень фактической речевой грамотности выпускников. Необходима логика постижения каждой науки, а не только накопление информации. Это и понимание того, что язык – естественное средство межпредметной связи, что правила языковые и речевые в их единстве – средство педагогического процесса. Основное принципиальное отличие новой программы от других – это приоритет устной речи и ориентация грамматического материала на разрешение противоречий между устной и письменной речью, которые проявляются как: а) неясная буква, б) неясный способ написания слова (раздельно, через черточку, слитно), в) неясный знак в предложении. Устная речь первична, это первооснова общечеловеческого процесса познания. Поэтому необходимо обязательное чтение вслух текстов с различной тематикой с учетом возраста, озвученный пересказ текстов, тематические моновысказывания разной стилистики, беседы, ответы на вопросы под контролем педагога, следящего за точностью звукового и интонационного воспроизведения, воспроизведение текстов наизусть.
Всего в Периодической таблице речевых элементов 40. 33 из них формируют грамматическое ядро, а 7 – речевое пространство. Условное объединение элементов названо ступенями познания. Эти ступени составляют два раздела, в каждом из которых по две части. Первый раздел называется «От буквы к слову», второй – «От слова к речи». Опорой на пути познания служат четыре речевые модели в табличном исполнении: модель СЛОВО, модель ЧАСТИ РЕЧИ, модель ПРЕДЛОЖЕНИЕ и модель РЕЧЬ.
Новое изучение русского языка стало основой опытно-экспериментальной работы в нынешнем учебном году, целью которой является создание условий для формирования устной и письменной речи старшеклассников через освоение законов единства языка и речи на основе развития познавательного интереса. В течение года вместе с учениками шаг за шагом познавали по Периодической таблице сущность и назначение элементов русской речи, которые периодически подчиняются одной из десяти ведущих закономерностей с постепенным усложнением проявления этих закономерностей при ведущей роли действенного периода. Мои ученики говорят, что изучение русского языка
стало трудным, но…очень интересным. А уж как мне все интересно! Ведь за плечами большой опыт работы по различным учебно-методическим комплексам, есть что с чем сравнить. Новый метод, новый подход в изучении русского языка нашел созвучие, отклик в душе многих учителей-словесников, с опытом работы которых я познакомилась в интернете. О результатах, может быть, ещё говорить рано, но они уже есть. Так, например, в начале и в конце учебного года были проведены пробные ЕГЭ в 10 классе по КИМам 11 класса. 17 чел. улучшили результаты. Повысилось выполнение части А (в среднем с 15 до 20 баллов). Увеличилось количество учащихся, выполняющих задания выше 70 баллов. А ведь впереди ещё год!
Количество учащихся, выполняющих задания ЕГЭ выше 60 баллов, увеличилось на 11 человек. Процент качества выполнения увеличился на 30%.
Количество учащихся, выполняющих задания ЕГЭ выше 60 баллов, увеличилось на 6 человек. Процент качества выполнения увеличился на 25%. На март 2014 года процент качества составляет 75%.
Результаты пробных ЕГЭ входят в критерий «предметная грамотность». Всего в мониторинг данной ОЭР вынесено четыре критерия.
Критерии Показатели Оценка, балл
Предметная грамотность Высокая
Выше среднего
Средняя
Низкая 5
4
3
0
Познавательный интерес Сознательная подготовка и участие в олимпиадах
Участие в «Русском медвежонке» и результаты
Участие в НПК и результаты
Самостоятельная творческая подготовка презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям
Творческие работы 5
5
10
5
10
Развитие критического мышления Умение сравнивать,сопоставлятьЛогически осмысливать информацию
Перерабатывать информацию
Выделять главное
Анализировать устные и письменные тексты
Умение формулировать вопросы 10
10
10
10
10
5
Самообразование Чтение дополнительной литературы (какой)
Самостоятельное нахождение необходимой информации
Умение работать с компьютером
Умение работать в сети Интернет (где, на каких сайтах бывает, зачем) 5
5
5
8
338201078803500По всем критериям подведены итоги. Но в конечном счете важны даже не эти самые баллы (а они, конечно важны), не их сумма, не процент выполнения ЕГЭ, а умение разбираться в явлениях жизни, понимать самого себя и окружающих. На открытом уроке «Роль подтекста в тексте. (Монолог? Монолог! Монолог…)» учителя школы могли услышать и почитать философские монологи старшеклассников на волнующие их темы. В Периодической таблице все понятно: группировка букв на постоянные, непостоянные, выбираемые и взаимосвязанные в каждой морфеме позволяет понять философские законы, закрепленные грамматикой. Постоянные буквы напоминают о необходимости сохранения традиций и превращении уже осмысленного в постоянное явление; непостоянные – об обязательности движения как признака жизни; выбираемые – о необходимости разумного выбора в условиях жизненного многообразия; взаимосвязанные – о взаимосвязанности жизненных явлений. Все как в жизни…
Жизненные пути наших выпускников станут итогом и нашей учительской работы. Ирина Васильевна Баранова пожелала всем учителям внутренней свободы, не бояться нового, изучать, пробовать, помогать учащимся «творить образ человека» через интересный путь освоения русского языка по Периодической таблице элементов русской речи.
37388806731000
-4273559080500