ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые
приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к
последнему году обучения;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний,
установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему
здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с
отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния
болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью
прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в
свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением
здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. И решить эту проблему поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.
Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
1.Системный подход.
Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребёнка.
Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.
2.Деятельностный подход.
Культура в области ЗОЖ осваивается детьми в процессе совместной деятельности, в том числе и с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
3.Принцип «Не навреди!»
Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления, научно признанных и апробированных опытом и официально признанных.
4.Принцип гуманизма.
В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребёнок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребёнка формировалась чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Организуя образование в области здоровья необходимо помнить:
если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
если ребёнку удаётся достигать желаемого – он учится надежде;
если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижение любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример родителей.
Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от неё в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приёмы, о которых говорилось выше.
Важная задача, которая решается, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приёмами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ребёнок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля над дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребёнка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребёнок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.
Воспитание в области здоровья должно формировать у ребёнка основы безопасности жизнедеятельности. Осваивая программу ОЗОЖ, он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья. Важно, чтобы в процессе работы по программе ребёнок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать коммуникативные навыки, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребёнок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать своё поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.
Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребёнка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: у мальчика – силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках – пластичности, лёгкости, отзывчивости, терпимости.
Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребёнок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить норму и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.
Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Программа даёт школьнику возможность открыть в себе главные психические и физические возможности.
Главная цель программы «Формирование здорового образа жизни младших школьников»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Основные задачи программы:
понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе;
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
воспитывать нравственные качества личности, чтобы среди жизненных ориентиров человека преобладали духовные ценности;
повышать персональную ответственность по отношению к своему здоровью, к образу жизни;
формировать «жизненные навыки» - позитивное общение, принятие и решение проблем, критическое мышление, межличностные контакты, умение постоять за себя и договориться с другими, сопротивление негативному, групповому давлению, совладение с эмоциями пр.
формировать позитивный образ «Я»;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,
научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Ожидаемые результаты
Ожидается, что в результате освоения данного материала (имеется в виду знания умения) выпускники начальной школы будут
знать:
Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
Правила поведения на улице и общие обязанности пешеходов;
Правила поведения с незнакомыми людьми;
Правила детского общежития;
Правила безопасной езды на велосипеде;
Способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
Правила поведения при пожаре.

помнить:
Порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;
Меры безопасности при самообслуживании и во время общественно-полезного труда;
Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий;
Правила поведения и действия в случае возникновения опасности стихийного бедствия, аварии или катастрофы, при нахождении в школе (сигнал «Внимание всем!);
Правила безопасного поведения в школе;

обладать навыками:
Ориентирования на местности;
Соблюдение правил личной гигиены;
Эмоциональной разгрузки (релаксации);
Рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
Позитивного коммуникативного общения.


Организация работы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
Просветительская работа с родителями (законными представителями), направленная на повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Данная комплексная программа - это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала, который включает в себя школьную медицинскую службу, образование в области здоровья, здоровую школьную среду. В программу также включены руководство и консультирование, физическое воспитание, система питания, социальная работа, психологическая служба и работа по обеспечению здоровья.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Система по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде взаимосвязанных блоков:
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
Реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями
(законными представителями)
Здоровьесберегающая инфраструктура включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.
Данная программа реализуется в внеурочной деятельности и культурно-оздоровительных мероприятиях:

Объединение «Мое здоровье»
Планета «Здоровячок»
Клуб «Уроки двигательной активности».
Оздоровительные физкультурные мероприятия.
Социально-психологическая школьная служба.


Мое здоровье

Пояснительная записка

Образовательная программа «Мое здоровье» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы.

Основные цели программы:
формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;
формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения;
формирование представлений и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
Образовательная программа «Мое здоровье» является примерной и не задает строгой последовательности изучения материала в определенном классе. Вместе с тем изучение программы «Мое здоровье» предполагает концентрический подход к изложению учебного материала. Образовательная программа «Мое здоровье» предполагает проведение уроков здоровья в 3-4 классов один раз в неделю за счет часов внеурочной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительное» По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения», в том числе «мозговой штурм», а также стимульные аудиоматериалы);
формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы);
отработка личной стратегии поведения («аукционы идей», выполнение проектных и исследовательских работ, а также другие способы решения проблемных ситуаций);
осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу» и другие).

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания образовательной программы «Мое здоровье»:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения образовательной программы «Мое здоровье»:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.

Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Мое здоровье»:
характеристика личного и общественного здоровья как социально-культурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.


Тематическое планирование

Самопознание: Кто Я есть?
(4 часа)

Наука о здоровье. Что такое здоровье?
Основные понятия: здоровье, болезнь, нездоровье.
Основные умения: уметь отличать состояние здоровья и нездоровья.
Контроль: тест.

Гомеостаз – условная норма состояния организма.
Основные понятия: норма здоровья.
Основные умения: диагностирование индивидуальной нормы здоровья.
Контроль: тест «Найди ошибку».

Знание своего тела: части тела, их функциональное предназначение; внутренние органы, их функциональное предназначение.
Основные понятия: части тела, функциональное назначение частей тела.
Основные умения: иметь представление об уникальности и совершенстве человеческого тела.

Здоровый образ жизни и его значение. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание.
Основные понятия: режим дня, режим отдыха, двигательная активность.
Основные умения: распределение режима отдыха, труда и двигательной активности.
Контроль: составление индивидуального режима дня.

Самопознание: Я и другие
(4 часа)

Самооценка (уважение и самоуважение). Правила межличностного общения.
Основные понятия: самооценка. Уважение и самоуважение.
Основные умения: диагностирование межличностных отношений.
Контроль: тестовый рисунок.

Взаимовлияние людей. Дружба. Правила межличностного общения.
Основные понятия: дружба, добрые и недобрые намерения.
Основные умения: правила поведения при первом знакомстве.
Контроль: игра «Давай дружить».

Поведение на улице и в общественных местах. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения.
Основные понятия: конфликт, эмоция.
Основные умения: приемы саморегуляции.
Контроль: тест.

Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе.
Основные понятия: личность, сообщество, дружба, вражда.
Основные умения: определение роли в сообществе класса, семьи.
Контроль: игра «Пойми меня».

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний (4 часа)

Кожа человека (ее строение, необходимость ухода). Уход за кожей.
Основные понятия: кожа – орган чувств, здоровая и нездоровая кожа.
Основные умения: определение чистоты кожи рук и лица.

Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств ухода за телом, подбор и правила пользования косметическими средствами. Взаимосвязь чистоты, здоровья и эстетики.
Основные понятия: гигиена кожи, косметика для ухода за кожей.
Основные умения: уметь выбирать косметические средства и пользоваться средствами гигиены.
Контроль: игра «Мои помощники».

Уход за волосами (строение волос, типы волос, гигиенические средства ухода за волосами).
Основные понятия: здоровые и нездоровые волосы, гигиенические средства.
Основные умения: уметь выбирать необходимые средства и ухаживать за волосами.

Гигиена полости рта (средства гигиены полости рта, правила индивидуального подбора, хранения, смены).
Основные понятия: полость рта, индивидуальные средства ухода.
Основные умения: уход за полостью рта с помощью средств гигиены.
Контроль: игра «Можно или нельзя?».

Питание и здоровье
(4 часа)

13. Питание – основа жизни. Гигиена питания.
Основные понятия: правильное питание, гигиена питания.
Основные умения: отличать по внешнему виду полезные и неполезные продукты питания.

14. Представление об основных пищевых веществах, их значение.
Основные понятия: белки, жиры, углеводы, клетка.
Основные умения: различать полезные и вредные продукты.
Контроль: рисунок «Пища жителей страны Здоровье».

15. Режим питания.
Основные понятия: основной прием пищи, перекус, режим питания.
Основные умения: осуществлять контроль над своим режимом питания.
Контроль: тест.

16. Самые полезные продукты.
Основные понятия: полезные и вредные продукты, микроэлементы.
Основные умения: различать полезные и вредные продукты.
Контроль: игра «Можно, нельзя».

Основы личной безопасности и профилактика травматизма
(5 часов)

17. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах.
Основные понятия: опасность, правила безопасности.
Основные умения: видеть опасные ситуации.

18. Безопасное поведение на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения.
Основные понятия: дорога, дорожное движение, участники дорожного движения.
Основные умения: различать опасность на дороге и знать правила участника движения.

19. Безопасное поведение на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения.
Основные понятия: дорога, дорожное движение, участники дорожного движения. Регулирование движения на дороге.
Основные умения: знать и выполнять сигналы светофора на практике.
Контроль: тест.

20. Безопасное поведение на улице. Основные ситуации-ловушки, создающие риски нарушения здоровья.
Основные понятия: опасное и безопасное поведение на улице, нарушение здоровья.
Основные умения: видеть ситуации-ловушки.

21. Безопасное поведение на улице. Основные ситуации-ловушки, создающие риски нарушения здоровья.
Основные понятия: опасное и безопасное поведение на улице, нарушение здоровья.
Основные умения: видеть ситуации-ловушки и уметь их избегать на практике.

Культура потребления медицинских услуг
(4 часа)
22. Выбор медицинских услуг. Поликлиника. Врачи-специалисты.
Основные понятия: медицинские услуги, врачи-специалисты.
Основные умения: различать основные специальности врачей.

23. Типы медицинских учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь.
Основные понятия: поликлиника, больница, санаторий.
Основные умения: различать типы медучреждений.

24. Типы медицинских учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь.
Основные понятия: поликлиника, больница, санаторий.
Основные умения: знать правила поведения в медучреждении.

25. Вызов врача на дом.
Основные понятия: болезнь, первая помощь.
Основные умения: диагностировать свое нездоровье.
Контроль: тест «Когда нужен врач».

Предупреждение употребления психоактивных веществ
(5 часа)

26. Общее представление о ПАВ.
Основные понятия: вредные вещества (психоактивные вещества).
Основные умения: навык осторожного обращения с неизвестными веществами.

27. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ.
Основные понятия: малополезные и вредные вещества.
Основные умения: навык осторожного обращения с неизвестными веществами.

28. Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая.
Основные понятия: зависимость, независимость, личное убеждение.
Основные умения: навык осторожного поведения.

29. Тренинг «Спасибо, нет».
Основные понятия: вредные вещества, зависимость, личное убеждение.
Основные умения: настойчиво отвергать предложение употребления неизвестных веществ, навык осторожного поведения.
Контроль: тренинг.

Духовное здоровье
(4 часа)

30. Понятие духовности. Духовность и здоровье, духовность и здоровый образ жизни.
Основные понятия: духовность, здоровье, образ жизни.
Основные умения: выражать свои положительные эмоции.
Контроль: игра «Дружба начинается с улыбки».

31. Русские национальные праздники и традиции как показатели духовности русского человека и средства воспитания здорового образа жизни.
Основные понятия: традиция, душа, настроение.
Основные умения: понимание эмоционального состояния человека.
Контроль: игра «Найди пару».

32. Изобразительное искусство и здоровье. Позитивное влияние изобразительного искусства на здоровье людей.
Основные понятия: искусство, эмоция.
Основные умения: чувствовать и выражать эмоции от восприятия художественного изображения.
Контроль: игра «Я вижу».

33. Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека.
Основные понятия: экология ближайшего окружения.
Основные умения: ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами.
Контроль: проект «Я и мой дом».




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(34 часа)

Номер занятия
Тема
Кол-во часов



теория
практика

Самопознание: Кто Я есть? (4 часа)

1
Здоровый образ жизни и его значение. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание
1


2
Практическая работа на проведение физиологических измерений: частота пульса, вес, рост, температура тела

1

3-4
Тесты на выносливость, гибкость и координацию

2

Самопознание: Я и другие (4 часа)

5
Ролевые позиции в семье
1


6
Конфликты с родителями, способы их разрешения. Правила семейного общения

1

7
Конфликты с одноклассниками и друзьями, способы их разрешения

1

8
Конфликты с учителями, способы их разрешения.
Тренинг позитивного общения и взаимодействия

1

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний (4 часа)

9
Профилактика инфекционных заболеваний. Эпидемии
1


10
Иммунитет, активные и пассивные способы его защиты

1

11
Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни

1

12
Ответственность за распространение инфекционных заболеваний
1


Питание и здоровье (4 часа)

13
Представление об основных пищевых веществах, их значение

1

14
Обработка и хранение пищевых продуктов
1


15
Уход за посудой

1

16
Пищевые риски, опасные для здоровья
1


Основы личной безопасности и профилактика травматизма (5 часов)

17-18
Опасные факторы современного жилища
1
1

19
Ожоги. Электротравмы
1


20-21
Представление об элементарной первой помощи пострадавшему
1
1

Культура потребления медицинских услуг (4 часа)

22
Больница, показания для госпитализации
1


23
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами
1


24
Выбор медицинских услуг
1


25
Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью

1

Предупреждение употребления психоактивных веществ (5 часов)

26
Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь
1


27
Поведение с людьми, употребляющими ПАВ
1


28
Профилактика употребления психоактивных веществ

1

29
Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ
1


30-31
Тренинг «Спасибо, нет»

2

Духовное здоровье (4 часа)

32-34
Социально-культурные традиции и памятники современного города как источник духовного здоровья человека
1
2



Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:


Теоретическая часть:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование причин (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практическая часть:

изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий);
игры;
ролевые игры;
рассказывание историй, сказок;
импровизированные сценки;
дебаты;
мозговой штурм или мозговая атака;
мини-лекция (используется для введения новой темы урока);
изготовление школьной газеты, посвященной проблемам здоровья;
анализ прессы (создание антиреклам);
моделирование;
тренинги;
проведение комплекса гимнастики до занятий, динамических перемен, физминуток, спортивных праздников, Дней здоровья, Уроков здоровья;
опросы, анкетирование;
экскурсии.
Клуб «Уроки двигательной активности»
Позволяют овладеть навыками целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам. Занятия рассчитаны на 2 года обучения, проводятся в группе продленного дня, 2 раза в неделю в 1-2 классах


Оздоровительные физкультурные мероприятия
Организация физкультурно-оздоровительной работы направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию занятий по лечебной физкультуре;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток
на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание
условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий

Оздоровительные физкультурные мероприятия применяемые



в ходе учебного процесса
в ходе внеклассной и внеурочной работы

Физическое воспитание школьников
Вне уроков физкультуры:
1)гимнастика до занятий;
2)подвижные перемены;
3)физкультминутки (энергизаторы):
- дыхательная гимнастика;
- локальная гимнастика для различных частей тела;
- элементы самомассажа;
4)элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла.

В спецмедгруппах.
Работа по профилактике:
1)простудных заболеваний;
2)нарушений осанки.
В кружках и секциях:
1)проведение Дней здоровья;
2)занятия в спортивных секциях;
3)проведение спортивных праздников.

Гимнастика до занятий.
Общее руководство проведением гимнастики осуществляет дежурный учитель. Для проведения гимнастики в школе используется рекреации и классные комнаты. Учащиеся занимаются в течение 10 минут. Проводят занятия учителя начальных классов, учитель физкультуры. Основной материал гимнастики – общеразвивающие упражнения без предметов. Если гимнастика проводится на площадке (в тёплое время), в комплекс включаются игры, прыжки.
Подвижная (динамическая)перемена (25 – 30 минут).
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.
Физкультминутки, или упражнения – энергизаторы.
Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.
Элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла.
Огромное значение в ходе образовательного процесса имеет валеологическая работа. Успех валеологического образования в школе достигается за счёт системного подхода к решению этой проблемы.
На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности.
Пословицы и поговорки:
Всякое дело поправимо, если человек здоров.
В здоровом теле – здоровый дух.
Голову держи в холоде, а ноги в тепле.
Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.
Головная боль сном проходит.
Дай боли воли – уморит.
Еда – пища тела, сон – пища бодрости.
Зубную боль и медведи не терпят.
Заболел живот – держи пустым рот.
Землю сушит зной, а человека – болезнь.
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровье всему голова, всего дороже.
Здоровье потерял – всё потерял.
К слабому и болезнь пристаёт.
Кто рано встаёт, тот долго живёт.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Кто спортом занимается, силы набирается.
Непригоже есть лёжа.
Глаз болит – удержи руку, живот болит – придержи аппетит.
Зуб о зуб ударил – желудок двери открыл.

На уроках математики решается много задач, то одной из их разновидностей, будут
задачи с валеологической направленностью. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью.
На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».
Практические задания:
измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;
правильно организовать свой режим дня;
выполнять необходимые правила личной гигиены;
оберегать себя от простудных заболеваний;
закаляться.

На уроках физической культуры учащиеся получают сведения об образовательном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.

На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.

Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):
- Режим дня.
- Правильная посадка за партой.
- Личная гигиена, уход за телом.
- Уход за зубами.
- Закаливание.
- Классная комната учащихся.
- Двигательная активность.
- Рациональный отдых.
- Предупреждение простудных заболеваний.
- Физический труд и здоровье.
- Как сохранить хорошее зрение.
- Предупреждение травм и несчастных случаев.
- Общее понятие об организме человек.
- Чем человек отличается от животного.
- Роль витаминов для роста и развития человека.
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы.
Задачи внеклассной работы:
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;
углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.
Уроки здоровья.
(1 раз в месяц – уроки разрабатываются с учётом возрастных особенностей учащихся)
Урок 1. «Спорт в жизни людей»
Урок 2. «Зарядка в стране Олимпиоников»
Урок 3. «Гигиена Олимпиоников»
Урок 4. « Двигательные упражнения Олимпиоников с предметами»
Урок 5. «Движение есть жизнь»
Урок 6. «Значение осанки в жизни человека»
Урок 7. «Бег в нашей жизни»
Урок 8. «Прыжки в стране Олимпиоников»
Урок 9. Итоговый урок.

Дни здоровья.
Дни здоровья проводятся согласно плану работы школы.

Экскурсии.

Спортивные праздник и соревнования.
Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, форма заявки, порядок награждения лучших участников.
Спортивные соревнования «Весёлые старты»
Спортивные соревнования по минифутболу
Спортивные соревнования по пионерболу.
Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья»

Занятия в спортивных секциях.




Социально-психологическая школьная служба.


Деятельность работников учреждения по реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников» предлагает:
Пропагандировать здоровый образ жизни среди детей, подростков и родителей.
Привлекать внимания родителей, педагогов к формированию у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Обеспечивать школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.
Включать в учебный процесс, во внеклассную и внеурочную работу для всех классов занятия, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.
Проводить диагностики и мониторинги динамики состояния здоровья учащихся.
Проводить работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.




15