ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» г.Альметьевска Республики Татарстан
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ
Автор: Вдовина Светлана Александровна
педагог – организатор
Альметьевск
2013
Говорят, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это.
Я давно задумывалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать.
Современную школу сегодня невозможно представить без внеурочной работы. Но очень часто ее формы достаточно однообразны и предсказуемы настолько, что ученикам становится неинтересно и скучно принимать в ней участие, и они находят себе применение за пределами родной школы, к сожалению, часто в далеко не самых надежных местах.
Это свидетельствует о том, что учителя не должны довольствоваться хорошо известными и прочно внедренными в образовательную среду методами. Необходимо искать новые формы организации внеурочной деятельности, соответствующие современным требованиям и интересам школьников.
В своем выступлении мне хочется поделиться свои опытом организации внеурочной деятельности школьников, связанной по большей части с моей дополнительной деятельностью – педагога-организатора здорового образа жизни. Проект, о котором пойдет речь, был основан сотрудниками МБОУ «СОШ №11» г. Альметьевска и успешно развивается вот уже пятнадцать лет. Об этом неоценимом опыте, который я получила, работая в этой школе, мне хочется и рассказать.
Внеклассная работа в нашей школе - это огромный опыт педагогов, накопленный на протяжении всей истории существования школы. Это Школьный парламент (организация самоуправления в рамках школы с избираемыми органами «власти» - президент школы, министр Просвещения, министр Иностранных дел, министр Культуры и Спорта и т.д.), Школьный Театр Здоровья, Школьная Газета «Четыре этажа». С 2005 года школа, является школой Здоровья содействующей здоровью, серебряного уровня.
Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Положительную роль в этом играют нестандартные формы внеурочной работы, где на первый план выдвигаются возрастные особенности и отношения к ведущему виду деятельности. Для 1- 4 классов - это познавательная с наглядно - образным мышлением, для старших - уровень ориентации – на самостоятельную жизнь.
Формы внеурочной воспитательной работы:
– традиционные: устный журнал, классные часы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Молоко от Матроскина», «Курить – здоровью вредить», этическая беседы «Азбука нравственности», «Нравственные истины», гостиная – мастерская;
– дискуссионные: диспут «Какой ты в XXI веке», защита проекта «Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста» в рамках республиканского семинара, проект «Наш город», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, школьные научно-исследовательские конференции «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух», дискуссия на тему «Великие спортсмены моей страны и мира»;
– национально-обрядовые: народные праздники «Осенины», аукцион народных мудростей; выставки декоративно-прикладного творчества;
– коллективно творческие дела: участие в благотворительной акции « Спеши делать добро!» эстафета “Олимпийские игры”, волонтерская деятельность; благотворительный концерт для детей детского сада, конкурс плакатов, стенных газет по пропаганде здорового образа жизни; участие в благотворительной выставке-аукционе «Мгновения, которые остановились»;
– нестандартные: тренинги нравственного самосовершенствования, спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс; игра –путешествие «Земля – наш общий дом», экскурсии в осенний лес и парк «У природы черпаем здоровье», операция «Милосердие» - подарки детскому дому, парламентские уроки, уроки Чистоты, книга спортивных рекордов школы, фестиваль здорового образа жизни, участие в муниципальном этапе республиканского конкурса Театров здоровья «Олимпийский наш привет»;
– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспромт”, выступление агитбригады «Скажи «Нет!» пагубным привычкам, мы за здоровый образ жизни», фестивали песни «Когда поют мальчишки», «Весняночка», участие в городском конкурсе красоты и талантов среди болельщиц ХК «Нефтяник» «А ну-ка, девушки».
Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.
Я думаю, что если в работе придерживаться нескольких истин, можно сделать мир детей красочным и ярким.
Отдых – значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.
Самостоятельность – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.
Коллективизм – любое дело для всех и для каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.
Творчество – мощный импульс в развитии ребенка.
Польза – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.
Сейчас, наблюдая за тем, что происходит в школе, можно с уверенностью сказать, что мир детства в нашей школе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей, и всё им не в тягость, а очень интересно.
Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности. И главное, я вознаграждена тем, что иногда слышу нежный звон серебряных колокольчиков
15