«Формирование навыка аудирования в основной школе при подготовке к государственной итоговой аттестации»

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет иностранных языков











Итоговая выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификации

«Формирование навыка аудирования в основной школе
при подготовке к государственной итоговой аттестации»











Выполнил:
Васяева Галина Николаевна,
учитель иностранного языка
(немецкий, английский языки)
ГБОУ школы-интерната №1
основного общего образования
г.о. Чапаевск



Работа защищена «___» _______________
____________________________________








Самара 2012
Оглавление

Введение 3

Глава 1 Современные требования программы к изучению иностранного языка 4
в основной школе

Глава 2 Методика формирования навыка аудирования в основной школе 5

Заключение 9

Библиография 10








































Введение

Традиционная методика обучения иностранному языку рассматривала обучение аудированию как виду речевой деятельности, не требующий специального дидактического подхода и ограничивающийся восприятием звуков и интонационных элементов. На практике оказывается, что из всех формируемых навыков четырёх видов речевой деятельности навыки аудирования у учащихся, как правило, наименее развиты. Выбранная тема нашей работы является актуальной в настоящее время, так как дальнейшей разработки требуют вопросы формирования навыка аудирования с учетом ряда объективных и субъективных причин.
Проблема работы: каковы условия небходимые для формирования навыка аудирования в основной школе?
Объект работы – процесс обучения аудированию.
Предмет работы – методы и приемы формирования навыка аудирования выпускника основной школы.
Цель работы: определение основных направлений формирования навыка аудирования в основной школе при подготовке к ГИА.
Задачи работы:
1. Изучить новые требования общеобразовательных стандартовк учебному предмету «Иностранный язык», литературу по методике обучения аудированию.
3. Изучить применение новых методик обучения аудированию в основной школе, разработать основные этапы работы и использование системы упражнений в процессе обучения аудированию.
5. Сформулировать выводы по работе.
Методы работы:
1. Метод эмпирического исследования: изучение литературы.
2. Метод теоретического исследования: анализ.
Новизна работы. В данной работе выявлены особенности организации и требования к обучению аудированию в основной школе, а также установлена система упражнений для обучения аудированию.
Теоретическая значимость. Работа позволяет расширить представление об организации обучения аудированию в основной школе при подготовке к ГИА и разрешить многие проблемы, связанные с обучением аудированию.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данные методические рекомендации и упражнения могут быть применены учителями иностранных языков на разных этапах обучения аудированию.
















Глава 1 Современные требования программы к изучению иностранного языка
в основной школе

Обучение аудированию является одним из основных направлений работы учителя в школе. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Однако, это направление вызывает наибольшие трудности в обучении, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому учитель должен не только знать, что такое аудирование, но изучить, а затем постоянно учитывать в своей работе субъективные и объективные факторы успешности обучения аудированию; трудности, связанные с этим процессом и пути их преодоления; методику и приёмы работы в условиях контактного и дистантного аудирования, а также контроля аудирования.
Программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующей цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
Выпускники основной школы должны владеть всеми видами речевой деятельности.
В области аудирования по окончанию основной школы они должны уметь:
Воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников.
Воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью).
Воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
При этом формируются следующие умения аудирования:
Выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание.
Выбирать главные факты, опуская второстепенные.
Выборочно понимать необходимую информацию функциональных текстов с опорой на языковую догадку, контекст.
Игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.












Глава 2 Методика формирования навыка аудирования в основной школе

Аудирование отнюдь не является легким видом речевой деятельности. В статье З.А. Кочкиной отмечается, что «усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование». Поэтому аудирование вызывает наибольшие трудности.
Умение слушать является залогом успеха в изучении иностранного языка. Оно достигается с помощью специальных установок учителя, призванных формировать, воспитывать самодисциплину у учащихся, например, умение сосредоточенно слушать учителя, товарища, диктора; стараться удержать в памяти воспринимаемую речь; понять воспринимаемую звуковую цепь, исходя из ситуации, в которой проходит слушание и т.д.
Правильный темп речевых сообщений определяет, как известно, не только быстроту и точность их понимания, но и эффективность их запоминания. В процессе общения наиболее употребительным является средний темп речи.
На понимание текста влияет его смысловая организация. Рассказ должен строиться так, чтобы легко выделялась главная мысль, а детали примыкали к ней. Причём, если главная мысль выражена в начале сообщения, оно понимается на 100 %, в конце сообщения - на 70 %, в середине - на 40 %.
Целый ряд трудностей связан с отсутствием чётко организованного контроля при аудировании. Если контроль не будет регулярным, то не приходится рассчитывать на его эффективность. Очень важно, чтобы контроль охватывал всех учащихся. Для более рациональной организации контроля аудирования предлагается учитывать разную сложность приёмов контроля, начинать с более простых приёмов, требующих минимум продуктивных форм речи на иностранном языке, например ответов на общие вопросы, и постепенно переходить к более сложным («охарактеризуй», «объясни почему» и т. п.).
Важным условием при формировании навыков аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.
Для создания мотивации и потребности в аудировании как познании нового о языке и мире, как активном участии в общении, важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, не говоря уже о том, что она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку. Безусловно, важен правильный выбор темы аудиотекста с точки зрения интересов школьников той или иной возрастной группы.
В последнее время в методике говорят о том, что при обучении иностранному языку важно опираться на страноведческий аспект. Если тексты для аудирования включают сведения о стране изучаемого языка, о жизни и обычаях её народа, о праздниках и традициях, то они развивают кругозор учащихся, воспитывают чувство симпатии к другим народам.
К основным требованиям к текстам для аудирования можно отнести:
1. Стилистическая нейтральность - тексты не должны содержать языковых явлений, свойственных какому-либо определенному функциональному стилю речи (стилистически окрашенных языковых явлений);
2. Наличие только знакомого учащимся языкового материала, входящего в состав активного минимума;
3. Наличие простых синтаксических структур;
4. Небольшой объем (1,5 - 2 минуты звучания);
5. Доступность и простота содержания;
6. Широкое использование средств изобразительной наглядности.
Так как аудирование является очень сложным видом речевой деятельности, то по-прежнему для учащихся представляет трудность восприятия иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов, которые они слышат им знакомо из обучения чтению. Именно поэтому необходима специальная система упражнений для обучения учащихся аудированию.
Система упражнений для обучения аудированию должна обеспечить:
1. Соответствие упражнений психологическим и лингвистическим сложностям воспринимаемых на слух сообщений;
2. Возможность взаимодействия аудирования с другими видами речевой деятельности, и в первую очередь аудирования и говорения как двух форм устного общения;
3. Управление процессом формирования умений и навыков аудирования;
4. Успешную реализацию конечной практической цели и промежуточных задач обучения;
5. Постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.
Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
Составными компонентами системы упражнений являются, как известно, группы (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), типы, виды упражнений и их расположение, соответствующее последовательности формирования навыков и умений, количество упражнений, форма и место их выполнения. Из этих компонентов постоянной остается лишь аргументированная последовательность расположения упражнений, прочие составляющие будут изменяться в зависимости от характера аудиотекстов, языковой подготовки учащихся, сложности коммуникативных задач и других факторов. Например, при восприятии на слух легкого текста отпадает надобность в элементарных операциях, к которым мы относим имитацию, различение оппозиций фонем или близких интонационных моделей, идентификацию синонимов, дробление текста на более мелкие смысловые куски и т.д. Хорошо подготовленный учащийся не нуждается, как известно, в упражнениях, развивающих перцептивно-сенсорную базу, поскольку он владеет техническими навыками слушания, в том числе фонематическим и интонационным слухом, мгновенным рецептивным комбинированием слов и предложений, прогностическими умениями и т.д.
В методике различают две подсистемы: подготовительные (тренировочные) и речевые (коммуникативные).
Подсистема подготовительных (тренировочных) упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это еще не речевая деятельность, а создание основы и средства для ее осуществления. Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, развить умения логико-смысловой обработки знаков более низкого уровня – от слов до микротекстов, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.
Подготовительные упражнения способствуют развитию прогностических умений,
объема кратковременной и словесно-логической памяти, механизма эквивалентных замен, речевого слуха, умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.
В целом к этой подсистеме упражнений можно предъявить следующие требования:
1. Сочетание элементарных операций со сложными умственными действиями, развивающими творческие возможности учащихся и позволяющими им уже на данном этапе сочетать мнемическую деятельность с логико-смысловой.
2. Строгое управление процессом подготовки к аудированию за счет создания опор и ориентиров восприятия, частичного снятия «незапрограммированных» трудностей, двукратности предъявления и т.д.
3. Постепенность увеличения языковых сложностей.
4. Концентрация внимания на одной сложности или на группе аналогичных сложностей.
5. Сочетание в упражнениях известного и неизвестного материала.
6. Направленность внимания на форму и содержание.
Подготовительные упражнения:
- прослушайте и повторите несколько пар слов: law – low; saw – so
- определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами, например: sort – pot – part; - port (1,4)
- прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются.
- прослушайте ряд речевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которых они могут употребляться;
- прослушайте с фонограммы (в предъявлении учителя) текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста и др.
- прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение;
- прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом – er, например: to listen – listener
- определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;
- определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке;
- просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящен аудиотекст. Затем прослушайте аудиотекст и проверьте правильность своего ответа.
Восприятие связной устной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием. Такие упражнения называются речевыми. Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению (контактному и дистантному), без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией и темой. Речевые упражнения рекомендуется выполнять на прослушанных текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач. При их восприятии языковая форма должна осознаваться на уровне непроизвольного восприятия, если речь идет о самом совершенном, так называемом критическом уровне понимания.
Речевые упражнения учат:
1. Устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
2. Соотносить содержание с ситуацией общения;
3. Членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них;
4. Определять наиболее информативные части сообщения;
5. Приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже среднего до выше среднего темпа);
6. Удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (цифровые данные, хронологические даты, имена собственные, географические названия и т.д.).
Речевые упражнения:
- прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы.
- прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.
- прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.
- прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
- прослушайте текст и определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение).
- прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.
- прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания.
Эти упражнения дают возможность проверить глубину осмысленности содержания, т.е. степень проникновения в подтекст, в прагматический аспект высказывания. Упражнения связаны с привлечением новых фактов и сведений, отличаются критической направленностью и установкой на избирательное запоминание наиболее интересной информации.
Итак, в настоящее время методика преподавания аудированию включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как цели обучения, и как средству овладения другими видами речевой деятельности. Поэтому для достижения желаемых результатов в обучении аудированию следует применять и специальные, и неспециальные речевые упражнения, а также, конечно же, и языковые (подготовительные).
Предлагаемая методика обучения аудированию помогает сделать изучение иностранного языка для ребят более интересным, а также закрепить их умения и навыки в данном виде речевой деятельности.

































Заключение

Наша работа посвящена формированию навыков аудирования в основной школе при подготовке к государственной итоговой аттестации.
В данной работе мы изучили программу по иностранному языку для основной школы, выяснили, какие навыки аудирования должны быть сформированы по окончанию основной школы. В работе мы также обратили внимание на трудности, которые встречаются при обучении аудированию; убедились, что очень важным фактором в обучении аудированию является постоянная мотивация; рассмотрели основные требования к аудиотекстам; разработали специальную систему упражнений для обучения учащихся аудированию, включающая в себя две подсистемы: подготовительные (тренировочные) и речевые (коммуникативные).
Цель нашей работы - определение основных направлений формирования навыка аудирования в основной школе при подготовке к ГИА – достигнута.






































Библиография

1. Бим И.Л., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе. // Иностранные языки в школе. – 1995. - №3 - С. 6 – 11.
2. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. – М.: «Просвещение», 1985. – 79с.
3. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи. // Иностранные языки в школе. -1996. - №5 – С. 21-23.
4. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. // Иностранные языки в школе. – 1987. - №1 - С. 18.
5. Рыбина О. В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка. // Образование в современной школе. - 2001. - №5-6 - С. 35-43.











13PAGE 15


13PAGE 141015




15