Конспект урока «Иконостас православного храма» по истории православной культуры земли Смоленской в 8 классе


Тема урока
«Иконостас православного храма»
Автор-разработчик Токарева Т.В.

Цели урока.

Образовательные:
- познакомить учащихся с историей и структурой построения православного иконостаса;
- закрепить знания о Богородичных иконографических сюжетах.
Развивающие:
1. Совершенствовать:
- навыки самостоятельной работы,
- умение выделять из выступления необходимую информацию для записи.
2. Развивать:
- навыки самооценивания и оценивания ответов одноклассников;
- навыки сравнительного анализа.
3. Уметь:
- убедительно излагать подготовленный материал;
- фиксировать новую информацию в виде таблицы.
4. Расширять лексику обучающихся в пределах темы урока: иконостас, местный, праздничный, Деисус, пророческий, праотеческий, Царские врата, тябло.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к духовным ценностям своего народа,
- развивать нравственные качества личности на основе христианских идеалов.
Тип урока: виртуальная экскурсия-исследование.

Ход урока
1. Организационная часть урока
2. Актуализация опорных знаний

Слайд № 1.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами ознакомились с иконографическими сюжетами икон Божьей Матери.
Слайд №1. Назовите эти сюжеты. (Ответы учащихся).
У вас на столе лежат рабочие листы с названием иконографических сюжетов и их определениями. Вам необходимо стрелочкой соотнести название сюжета и его описание. Надеюсь, что затруднений в работе не будет и вам хватит 2 минуты на выполнение работы.
(После выполнения задания) А сейчас займемся взаимопроверкой: передайте рабочие листы справа сидящему товарищу, а вам придет рабочий лист слева.


Слайд № 2.
Сверьте правильность выполнения задания со слайдом и поставьте соответствующую оценку. Без ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4»,
3-4 ошибки – «3». Обучающиеся занимаются взаимопроверкой и озвучивают результаты.
3. Сообщение темы и определение целей урока

Слайд № 3.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Слайд № 4.
«Иконостас православного храма»
Что? Зачем? Как?
(Создание проблемной ситуации)
Ваши предположения:
Что мы сегодня узнаем об иконостасе? (Ответы учащихся)
Зачем нам нужны эти знания? (Ответы учащихся)
Как мы получим эти знания? (Ответы учащихся)

Слайд № 5. План урока.
1. История возникновения иконостаса и его краткая характеристика.
2. Исследование всех рядов классического иконостаса.
3. Символика предназначение рядов иконостаса.
4. Закрепление знаний. Кроссворд «Иконостас»

4. Изучение нового материала.

Слайд № 6. (Схема иконостаса)
Учитель. Прежде чем, мы начнем исследовать православный иконостас, обратите внимание на рабочий лист со схемой иконостаса, которую нужно заполнять в процессе восприятия материала и на второй раздел рабочего листа «Это надо запомнить» - здесь вы будете записывать термины, определения, которые для вас покажутся новыми, которые вас заинтересуют.

Слайд № 7.
А теперь мы начнем нашу виртуальную экскурсию, где будем постепенно исследовать устройство классического православного иконостаса. По первому вопросу нашего плана выступит Саша Ковалев и тема его доклада так и звучит «История возникновения иконостаса и его краткая характеристика».

Рассказ ученика.  
Слайд № 8.
Слово «Иконостас» происходит от слова «икона» и греческого слова «stasis», что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы».

Слайд № 9.
Иконостас - самая объемная и заметная часть храма, это алтарная перегородка, которая представляет собой сплошную стену, составленную из икон, и обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы.
Состав икон четко регламентирован, и расположены они в строго определенном порядке. На иконостасе помещаются иконы Христа, Божией Матери, апостолов, пророков, двунадесятых праздников (это самые главные праздники Православной Церкви), а также того святого или праздника, которому посвящен храм. Обычно иконостас богато украшен, поэтому часто это еще и самая красивая часть храма.
Слайд № 10.
В русских храмах домонгольского периода (XI-XII вв.) иконостас обычно представлял собой деревянную балку, и называлась она «ТЯБЛО», на которую ставились иконы. Иногда среди икон был «Деисус» или как еще его называют «Деисис», написанный на одной доске и помещавшийся над Царскими вратами.
Слайд № 11.
Древнерусские храмы в основном были деревянные, их неудобно было расписывать, и потому иконы в них стали играть большую роль, чем в Византии. Иконы группировали по сюжетам и расставляли на тяблах. Но ранее XIV в. о высоком иконостасе ничего не известно.
Слайд № 12.
Самые ранние иконостасы были одноярусными,

(Слайд № 13) затем добавился еще один ярус и они стали двухъярусными.

Слайд № 14. Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящий из трех ярусов (по-древнерусски чинов): местного, праздничного и деисуса. Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком.

Слайд № 15. К концу XIVстолетия появляется четвертый пророческий,
(Слайд № 16) а в конце XVI в. пятый праотеческий. Русский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. XIV  нач. XV вв.
И к XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим.




Учитель.
Ребята, как вы поняли из рассказа Саши, иконостас в церкви был не всегда. В первые века алтарь был видим всем молящимся и отделялся от них лишь решеткой. Сейчас Царские врата также часто устраиваются решетчатыми, а сам иконостас редко доходит до потолка. Как вы думаете, почему так устроен иконостас? Это делается для того, чтобы возгласы священника в алтаре были слышны во всем храме.
Посмотрим теперь на иконы. Ребята, Слушая мой рассказ, не забывайте заполнять схему иконостаса.
Традиционно иконостас украшается иконами в несколько рядов.
Есть несколько важных моментов, зная которые, вы научитесь легко разбираться в сложной символике иконостаса. Не забывайте, слушая меня, заполнять схему иконостаса.

Первый ряд.
Слайд № 17
Когда вы входите в незнакомый храм, стоит обратить внимание на изображения нижнего ряда. Местный ряд состоит из достаточно свободной композиции икон, обращенных непосредственно к молящимся. Здесь всегда находятся самые большие иконы.
Давайте обратимся к крайнему образу справа. Это так называемая "храмовая икона". Она всегда подскажет, в честь какого праздника или святого освящена церковь, в которой вы находитесь. На том же месте слева "икона местного ряда". По ней мы можем определить, какого святого наиболее почитают в этих краях.
В центре местного ряда мы видим Царские врата.

Слайд № 18.
Подойдя к Царским вратам, мы увидим на них небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Над Царскими вратами находится "Тайная вечеря" символ таинства Евхаристии.
Слайд № 19.
Справа от Царских врат большая икона Спасителя, слева от них икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных (слева) и южных вратах (справа) архангелы Гавриил и Михаил (иногда святые диаконы).
Остальные иконы местного ряда могли быть любыми (по усмотрению создателя храма).

Второй ряд.
Слайд № 20.
Это так называемый «праздничный» ряд.

Слайд № 21.
Его еще можно назвать историческим, потому что он знакомит нас с событиями Евангельской истории, которые составляют суть праздничных литургических богослужений, то есть главные двунадесятые праздники. (Первая икона здесь Рождество Пресвятой Богородицы,
Далее идут
Введение во Храм, Благовещение,
Рождество Христово,
Сретение,
Богоявление,
Преображение,
Вход в Иерусалим,
Распятие,
Воскресение,
Вознесение,
Сошествие Святого Духа,
Успение.
Необходимо отметить, что количество праздничных икон может быть разным, но все они повествуют о годовом литургическом круге.

Третий ряд.
Слайд № 22.
Посмотрим на иконы следующего ряда. Он называется Деисус.
Деисусный чин (деисус по-гречески «моление») в иконостасе представляет собой краткую редакцию изображения Страшного Суда. Представленные в определенном порядке Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, святители молят Христа помиловать грешников. В центре икона Спас в Силах, образ Небесного Судии.


Слайд № 23.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери") находится изображение "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами, что символизирует землю, синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.
Слайд № 24.
Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева икона Божией Матери. Как называется этот иконографический сюжет? (Ответы учащихся: (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке – это Агиосоритиссы). Эта икона имеет еще одно название "Заступница". Справа и слева от этих икон изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд.

Слайд № 25.
Если иконы первых трех рядов являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит нас во времена ветхозаветной Церкви. Этот ряд называется «пророческим» и состоит из однофигурных икон с изображением пророков, провидевших явление Христа Спасителя Мира. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос.


Слайд № 26.
Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери. Кто скажет, как называется этот иконографический сюжет? Почему? "Оранта", или "Молящаяся", так называется изображение Пречистой Девы с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на медальоне.

Пятый ряд.
Слайд № 27.
Этот ряд называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы от Адама, Ноя и до Моисея.

Слайд № 28.
В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица" символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога во искупление человеческого грехопадения.

Слайд № 29.
Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. 
Еще в 1667 г. Московский собор предписал по образцу древних византийских храмов установку креста с Распятием в завершении иконостасов. Эта традиция широко распространилась по России. В конце XVII века уже трудно найти иконостас, не увенчанный резным Распятием. При этом весь иконостас является подножием Креста и может читаться как образ Голгофы.

Слайд № 29.
Но нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах. В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, более распространенным, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

5. Закрепление изученного материала.
Слайд № 30. Итак, мы с вами совершили экскурсию, где провели исследование классического православного иконостаса. Скажите, пожалуйста, вы успели заполнить схему иконостаса? А какие слова вам показались незнакомыми, новыми? (Учащиеся называют).

А сейчас мы переходим к разгадыванию кроссворда.
Как называется наш кроссворд? Ответ: «Иконостас».
Кроссворд составлен на основе того материала, который мы с вами изучили на уроке. Я думаю, затруднений у вас не будет. Приступаем к работе.
Слайд № 31.
После разгадывания, учащиеся сверяют свои ответы со слайдом и оценивают результат. Против каждого ответа ставят «+», если правильный ответ и «-», если ответ неверный.
Ребята, как вы думаете, мы с вами сумели решить те цели, которые выдвигали в начале урока? А какой же вывод можно сделать в итоге нашего урока? Попробуйте, сформулировать этот итог. (Ответы учащихся).

Иконостас представляет собой характерное достижение православной культуры.
Классический иконостас имеет 5 рядов.
Является неотъемлемым элементом храмового строительства.
Состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон.
Своеобразная иллюстрация богослужения.
Изучение иконостаса у нас не заканчивается. На следующем уроке мы будем знакомиться с иконостасом Смоленского Успенского кафедрального собора. Я уверена, что нам это будет не трудно, потому что схему иконостаса вы уже знаете.

6. Оценивание работы учащихся.
Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке и я хочу, чтобы вы назвали те оценки, которые получили в ходе урока. Учащиеся зачитывают оценки со своих рабочих листов.
Саша сегодня получает дополнительно еще одну «5» за сообщение в начале урока.
Домашнее задание: 1. Читать материал из учебника на стр.
2. Выучить схему иконостаса.
3. Творческое задание: подготовить сообщение об Успенском Кафедральном соборе в Смоленске (по желанию).

Итог урока.
А сейчас мне бы очень хотелось, чтобы вы высказали своё мнение об уроке с помощью вот этих цветных карточек. Понравился урок - вы выставляете зеленую карточку, не все понравилось – синюю карточку, совсем не понравился – красную.
































15